SWOT анализ – это незаменимый инструмент в любом бизнесе. Он помогает решить две ключевые задачи: принять правильное решение самому и убедить других в правоте вашей позиции. Хотите разобраться в запутанной ситуации и принять обоснованное решение? Начертите себе матрицу SWOT. Хотите получить дополнительные ресурсы от руководства? Сделайте презентацию со SWOT анализом.
Однажды много лет назад я помогала одному своему подчиненному нанять нового сотрудника. Этот молодой человек получил повышение из торговых представителей в региональные менеджеры и впервые в жизни нанимал себе подчиненного. Мы вместе отсмотрели нескольких кандидатов. Два кандидата были явно лучше остальных. Оба могли бы успешно справиться с работой нашего торгового представителя. Когда мы сели обсуждать кандидатов, я заметила, что мой подчиненный явно пытается спихнуть на меня ответственность за окончательное решение. Я понимала, что если я приму за него решение, то при малейших осложнениях в работе нового сотрудника он будет спихивать на меня работу со своим подчиненным. Но он совершенно искренне не знал, кого из двух выбрать! Что было делать?
И тогда я достала два чистых листа бумаги, провела вертикальную черту и написала «+» и «-» вверху колонок (см. рис). Я положила листки перед региональным менеджером и попросила его записать все сильные и слабые стороны каждого из двух кандидатов. Через десять минут он оторвался от работы и мы оба увидели четкую и ясную картину: в графе «-» у обоих кандидатов было одинаковое количество строчек, но у одного из двух кандидатов в графе «+» было вдвое больше записей, чем у другого. Региональный менеджер смог за 10 минут сделать обоснованный самостоятельный выбор. У него появилась уверенность, что он принимает на работу кандидата, у которого сильных сторон больше, чем слабых.
Матрица «+» и «-» — самая простая и очень эффективная матрица принятия решений. Но в 1963 году гарвардский профессор Кеннет Эндрюс несколько усложнил эту базовую матрицу, создав SWOT анализ. К «+» и «-» он добавил внешние и внутренние факторы.
SWOT – это акроним следующих английских слов:
В результате получилась довольно простая и наглядная матрица классификации характеристик какого-либо явления, организации или проекта, позволяющая отобрать ключевые факторы, влияющие на успех, а также отобразить взаимосвязь и взаимное влияние этих факторов.
SWOT анализ иногда используют при стратегическом планировании для выделения ключевых компетенций организации или подразделения. Однако такое использование этой матрицы часто подвергается критике. И справедливой критике. Эта матрица наглядно отражает четыре группы факторов, позволяющих разработать стратегию компании. Ведь при разработке стратегии обязательно должны учитываться сильные и слабые стороны компании, фокус должен делаться на максимальное использование возможностей, привлечение ресурсов для их развития, и обязательно должен разрабатываться план минимизации угроз.
Поэтому в западном менеджменте SWOT анализ не называется «анализом», он называется «матрицей» и используется для наглядного резюмирования ключевых факторов, влияющих на успех нового проекта или текущей работы. Эта матрица используется практически в каждой презентации любых корпоративных планов и проектов. Обычно в презентацию включается подробный анализ того, почему именно данные факторы выбраны в качестве сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. При наличии такого объяснения матрица может использоваться как обоснование для предложения действий, продуктов, планов и инноваций.
Методика очень простая: заполните матрицу релевантными факторами. Ниже вы найдете примеры возможных факторов для каждой из ячеек матрицы:
Сильные стороны:
Слабые стороны:
Возможности:
Угрозы:
Влияние сезона, погоды или моды
А теперь – конкретный пример SWOT анализа, составленный центром обучения CPS Human Resource Services.
Это – SWOT анализ бизнес активности моей любимой кофейни Starbucks в 2004 году.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
|
|
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ |
|
|
SWOT анализ – простой и наглядный инструмент, помогающий убедить слушателей или читателей ваших бизнес-презентаций или бизнес предложений в верности и обоснованности ваших утверждений. Хотите получить от начальства дополнительные ресурсы? Не поленитесь вставить в ваше деловое предложение матрицу SWOT анализа!
Источник: uspeh-success.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!