В новосибирском Толмачево, как во многих других российских аэропортах, на выходе толкутся таксисты. Дама за стойкой заказов, сверяясь с прайс-листом, направляет клиентов к водителям. «Сколько вам сказали? — упирается один таксист. — За восемьсот не повезу. Тысяча». Рядом спокойно стоит человек с табличкой. Дождавшись своего пассажира, он ведет его к машине.
Обычная история: прилетая по делам в незнакомый город, путник сталкивается с проблемой — как добраться до нужной улицы и дома. Надо торговаться с «частниками» либо вызывать такси, причем цена поездки непредсказуема — в нее вдруг могут включить плату за парковку или простой в пробке.
Начав в 2009 году с родного города, он создал компанию i’way, предлагающую сейчас услуги перевозки в 256 городах России и еще более чем в 70 странах мира.
«Я даже не мог представить, что мы выйдем на такой уровень. Хотелось зарабатывать 20 000–25 000 рублей, чтобы не жить на «Роллтоне», — со смехом вспоминает Салихов.
Окончив в 2006 году Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, он отказался от офицерской карьеры и сменил семь занятий в поисках подходящего. В том числе продавал посуду Luminarc. Когда у дистрибьюторской компании, где он работал региональным представителем, сгорел склад, ее владелец призвал сотрудников высказывать идеи по спасению бизнеса. Дмитрий предложил встречать клиентов фирмы в аэропорту и предоставлять им транспорт по городу. Идея не понравилась, и будущий предприниматель оказался среди уволенных «в рамках сокращения затрат». Но от своего замысла не отказался. В марте 2009 года, потратив 3500 рублей на регистрацию ООО «Сибирская трансферная компания», Салихов разослал письма бывшим клиентам. Преимущества своей услуги он обозначил так: бесплатное ожидание с табличкой в аэропорту, фиксированная стоимость. Не имея собственной машины, Дмитрий подрядил знакомых автовладельцев. За апрель он получил один заказ. В мае — пять вызовов. Салихов влез в долги, но продолжал упорствовать
Вместе они обзванивали потенциальных клиентов — компании, отели. В одном из отелей партнерам посоветовали связаться с агентством делового туризма «Академсервис» — там думали сменить перевозчика в Новосибирске, и предложение «Сибирской трансферной» пришлось кстати. Количество заказов выросло до пяти-шести в день. «В то время в Новосибирске не было компаний, развивавших именно трансферное направление, — рассказывает Максим Баранников, исполнительный директор компании B2B Taxi (создана в 2008 году, специализируется на транспортном обслуживании предприятий). — Учредители i’way вовремя отреагировали на растущий спрос». Салихов и Сарайкин предлагали заказывать машину не только в аэропорт, но и на вокзал или для поездки в другой город. Но просили предоплату (по безналичному расчету). Для заказчика выгода заключалась в том, что он рассчитывался строго по тарифу независимо от того, сколько времени в действительности займет трансфер.
Исполнителей предприниматели находили на сайтах по найму водителей. Предпочтение отдавали владельцам иномарок не ниже С-класса со стажем вождения не менее 10 лет.
То есть носить строгую рубашку и брюки — такой внешний вид вызывал у приезжего доверие. Правда помимо клиентов надо понравиться еще и конкурентам — в аэропортах с новичками не церемонятся. «Некоторые думают: о, там криминал, туда лезть не нужно, — отмахивается Салихов. — Глупости. Нужно брать и делать. И по ходу пьесы разбираться». Он признается, что инциденты случались: прокалывали колеса, перехватывали клиента на глазах представителя компании. Несколько раз водителя с табличкой уводили милиционеры — «до выяснения» — и отпускали, когда клиент уезжал на другой машине. Не вдаваясь в подробности, Салихов дает понять: все это были решаемые задачи.
Оборот компании за неполный первый год работы приблизился к 2 млн рублей. В конце 2009 года ее основатели запустили собственный портал. А спустя несколько месяцев они переименовали свое детище в «Трансферную компанию России» (ТКР). В июне 2010 года Салихова попросили организовать трансфер в Уфе. Выполнив заказ, Дмитрий понял, что его модель бизнеса может работать где угодно. За ночь он набросал на листе бумаги бизнес-план. От услуг наемных водителей было решено отказаться.
Но договориться с такими подрядчиками удалось не сразу. «Сначала на нас смотрели свысока: от вас не будет объема, нет смысла работать! — вспоминает Салихов. — Но мы же упертые, просто так не отстанем». Он сыграл на коммерческом интересе: партнерство начинается со стандартной для подрядчика комиссии, ее размер увеличивается по мере роста числа заказов. Так ТКР приобрела перевозчиков в нескольких десятках городов. Параллельно ее сотрудники договаривались с клиентами. Прежде всего агентствами делового туризма, способными обеспечить поток заказов (на них уже в 2010 году пришлось более половины выручки ТКР).
Козырь был такой: заключив один договор на корпоративное обслуживание, клиент может бронировать транспорт во всех городах, где работает ТКР. Сложнее всего было завоевывать рынки Москвы и Санкт-Петербурга, где поначалу не доверяли новичку из провинции.
«Нас смущало, что специфика столичного трафика не будет учтена, — поясняет Ирина Китайцева, руководитель отдела деловых поездок агентства Nicko Travel Group. — Но делая пробные заказы на протяжении нескольких месяцев, мы убедились, что можем доверить им требовательных московских клиентов».
Отец Салихова, полковник в отставке, порекомендовал сыну бывшего сослуживца, чтобы организовать контроль за качества сервиса. Координаторов в городах набирали из числа бывших военных — они дисциплинированные и ответственные. Для водителей разработали брошюру с инструкциями для разных, в том числе форс-мажорных, ситуаций. «Например, если встретить клиента не удалось, водитель должен подойти к табло с датой и временем и сфотографироваться с табличкой. Чтобы было доказательство: он действительно приезжал и ждал», — рассказывает Дмитрий Сарайкин.
Некоторые клиенты спрашивали о возможности трансфера в европейских столицах, и владельцы ТКР решили попробовать поработать за рубежом — по договоренности с местными транспортными фирмами. Первыми странами, где они организовали трансферы, были Украина, Казахстан и Финляндия. Осенью 2011 года новосибирцы презентовали партнерам бренд iWay Express и запустили двуязычный сайт с системой онлайн-бронирования. Опция «Личный кабинет» позволила корпоративным клиентам следить за оказанием услуг в реальном времени, а агентствам-посредникам — сразу видеть величину своего вознаграждения.
Сейчас через новосибирцев можно заказать трансфер более чем в 360 городах России, Европы, Америки, Азии. Выручка компании в 2012 году была сравнительно невелика — 280 млн рублей, но только потому, что 70 городов только-только вошли в ее список. В этом году оборот, вероятно, достигнет 500 млн рублей — за день поступает до 1000 заказов.
«Вот вы знаете город Явас? Нет? А мы там работаем!» — с азартом восклицает Салихов. Явас — поселок городского типа в Мордовии с населением менее 8000 человек. Дмитрий поясняет: трансфер он может устроить даже там, где вместо вокзала — полустанок. Масштаб операций его конкурентов гораздо меньше. «Поволжская трансферная компания», например, предлагает свои услуги в 90 городах страны, а новосибирская Very Good Transfer (основана в 2012 году) — в 100 населенных пунктах России, СНГ и Европы.
Год назад Салихов и Сарайкин задумались о собственном автопарке. Сейчас у компании 25 иномарок, приобретенных в лизинг, — они поделены между Москвой и Сибирью. До конца года к ним добавится еще 40–60 машин. Около 70% трансферов компании в России приходится на пять городов — Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург и Новосибирск, и партнеры хотят самостоятельно обслуживать там заказчиков.
«Наличие своего автопарка хорошо тем, что есть возможность полностью контролировать все процессы и работать над узнаваемостью бренда», — замечает Юлия Булкаева, менеджер московской компании «Командир.Такси» (около 100 автомобилей в собственности и столько же в лизинге).
Свои машины — свои водители. Ради соблюдения фирменного стиля Дмитрий Салихов одел всех в деловые костюмы. Он лично ездил на фабрику выбирать подходящую модель и заказывать пошив. Сначала «частники» в аэропортах, по словам предпринимателя, над «деловыми» водителями смеялись. Но вскоре многие последовали их примеру — так больше шансов обратить на себя внимание состоятельного клиента.
В конце мая компания снова была переименована — из названия убрали слово Express. «Оно ассоциируется с доставкой почты или пиццы», — морщится Дмитрий Сарайкин. Первую букву перерисовали и добавили к ней апостроф — так, чтобы она напоминала говорящего человечка. Зачем такие хитрости? Причина в мировых амбициях. Основатели i’way, кажется, более уверены в успехе своего предприятия, чем пару лет назад: «Мы уже обслуживаем русских клиентов за рубежом. А теперь хотим и сможем обслуживать иностранцев по всему миру!»
фото Юрия Чичкова для Forbes
Источник: www.forbes.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!