Аналитика слияний

28 января 2009    Редакция RB7    756
Мелкие предприниматели редко рассматривают возможность слияния как источник развития своего бизнеса.

 

По данным исследования консалтинговой компании Grant Thornton, 38% российских предпринимателей ожидают изменения в структуре владения своим бизнесом. При этом лишь 20% из них допускают, что это будет слияние, т. е. почти 8% от общего числа. Между тем грамотное объединение усилий дает и в малом бизнесе хороший результат.

Между тем, возможно, именно из-за непрозрачности мелкого бизнеса слияние может быть более привлекательным, чем, скажем, покупка бизнеса. При покупке бизнеса технически невозможно учесть интеллектуальную стоимость персонала, т. е. предприятие рискует купить оборудование без рабочих или сбытовую сеть без менеджеров по продажам. Как поясняют юристы, при смене собственника предприятия не происходит автоматической передачи прав и обязанностей работодателя по трудовым договорам покупателю предприятия. "Следовательно, у покупателя в отличие от персонала предприятия в настоящее время практически отсутствуют какие-либо правовые гарантии сохранения прежнего персонала", - полагают юристы.

Из этого можно сделать вывод, что слияние предпочтительнее покупки бизнеса. Так как оба участника сделки остаются заинтересованными в дальнейшем развитии бизнеса, риск получить оборудование или помещение без людей минимален.

 

Договор простого товарищества - наиболее удобная форма объединения небольших компаний

Согласно статье 1041 Гражданского кодекса РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. При этом ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено одному из участников договора простого товарищества.

Цель состоит в облегчении контроля за всеми вложенными средствами и упрощением ведения отчетности. Данная схема ведения бизнеса образует команду, а командное ведение бизнеса увеличивает ответственность каждого члена, и любая проблема решается намного эффективнее и быстрее.


Плюс к этому каждая из компаний может быть полезна друг другу - как в плане денег, так и в плане оказания взаимных услуг. То есть профиль объединившихся компаний не менее важен.

 

Успешность слияния малых компаний во многом зависит от межличностных отношений владельцев

Практически все примеры слияния - это результат либо длительного сотрудничества, либо просто хорошего знакомства. В этом признаются и Андрей Давидович, и Александр Кудряшов. Юридические и межличностные аспекты слияния, по мнению экспертов, должен предварять вопрос целей. Речь здесь может идти о двух вещах. Первое - это эффект масштаба. Объединившимся компаниям не нужно два офиса, два рекламных бюджета и две бухгалтерии. Второе - это эффект синергии. По словам Александра Кузьмичева, она возникает, когда ключевые компетенции одной компании дополняют компетенции другой. "Например, если одна компания умеет хорошо производить, а другая продавать, то, объединив усилия, они могут увеличить эффект бизнеса, которого не могли бы достичь, действуя поодиночке", - поясняет он.

По мнению консультантов, в отличие от крупного бизнеса, где такие процессы - результат анализа целесообразности, а личности акционеров редко влияют на выбор партнера, в малом бизнесе слияние - это прежде всего союз двух, трех людей.


Если межличностные отношения не являются препятствием и есть экономические аргументы для слияния, то об этом стоит задуматься.

Источник: alti.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!