В начале апреля избранный президент Дмитрий Медведев предложил создать фонд содействия жилищному строительству. Это предложение, которое, очевидно, будет реализовано в самое кратчайшее время, вызвало едва ли не больше вопросов, чем ответов на них. Очевидно одно – акценты в спорном и до сих пор неурегулированном жилищном вопросе будут расставлены по-новому. О масштабах предстоящих перемен, перспективах развития земельных отношений и законодательном регулировании в сфере собственности рассуждали эксперты в рамках круглого стола "Земельная инвентаризация: конец хаотичного развития или передел земельного рынка?" Они высказали свои мнения относительно роли и структуры вновь создаваемого фонда.
Как рассказал председатель Комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, задача фонда — вовлечение в хозяйственный оборот для жилищного строительства большого массива государственных земель.
Но, помимо объяснимых и, в общем-то, преодолимых дефицитов – инфраструктуры, дорог и даже цемента, на строительном рынке существует дефицит земли. Нет, земли в России пока, слава Богу, хватает. Но под жилищное строительство может пойти не любой клочок территории, а лишь тот, где уже существует инженерная подготовка. Как правило, это земли, находящиеся в ведении федеральных структур и расположенные в непосредственной близости от населенных пунктов. Заполучить их желающих немало. И федеральные земли нужно привлекать лишь в той части, которая пригодна для строительства, отмечает президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. При этом она отмечает, что выявить их – еще полдела. Главное – разобраться с правами третьих лиц, которыми подобные участки обременены в избытке. Именно поэтому и возникла идея создания фонда.
Эксперты высказали предположения, как он будет действовать. По словам М.Шаккума, есть несколько проектов, предполагающих наделение фонда разными полномочиями. По одному варианту, он просто дает добро на застройку, по другому – сам распределяет землю. При этом необходимо разработать и "механизм побуждения" для тех ФГУПов, которые добровольно не желают расставаться с землей. Как полагает Н.Косарева, право на жизнь имеют те варианты, которые предполагают за фондом функции доведения земли до аукционов, на которых она распределяется между застройщиками, а далее все должно идти обычным порядком. Но лучше остановиться на предложениях, по максимуму ограничивающих участие государства в этом вопросе. То есть, остановка, после которой полномочия фонда заканчиваются, и дело отдается на откуп свободному рынку, должна происходить как можно раньше. В идеале фонд должен выявить подлежащий застройке земельный участок, произвести его юридическую очистку, произвести кадастровую регистрацию, а затем передать права распоряжения им муниципалитету. Далее должна вступать в силу законодательно утвержденная процедура. Но самое опасное в этом случае – передача фонду функций застройщика. Если он сможет сам строить и сам продавать жилую недвижимость – злоупотреблений не избежать. Такое участие государства никак не может быть обосновано, считает эксперт.
Однако разработка концепции будущего фонда – дело будущего, считает председатель Комиссии Совета Федерации по ЖКХ Олег Толкачев.
И фонд является одним из инструментов достижения этой цели. По оценкам эксперта, в 2007 г в строй было введено порядка 60 млн кв м жилья, в 2008 г ожидается около 80 млн кв м. Соответственно, необходимо практически удвоить нынешние показатели. К 2013-15 гг мы могли бы приблизиться к 145 млн кв м возводимого жилья ежегодно. Возможности для этого у нас есть, но необходима земля. При этом земля должна быть подготовлена, чтобы не пришлось тянуть инженерные коммуникации в чистом поле на многие десятки километров. В этом случае простое жилье по ценам будет воистину золотым. Земли муниципалитетов, оборонных структур, связистов, промпредприятий не всегда используются рационально. Между тем, они могут и должны стать основой масштабного жилищного строительства. Важно не допустить их разбазаривания. В настоящее время распоряжением правительства введен мораторий на реализацию ведомственных участков до конца 2008 года. До конца этого срока новый фонд уже должен заработать, и очевидно, что в течение ближайших семи месяцев мы получим и закон о нем, и соответствующие нормативные акты, считает О.Толкачев.
При этом необходимо начать с инвентаризации угодий, принадлежащих ведомствам, высказали мнение эксперты. У некоторых ведомств, например, у Минобороны, есть масса недостроенных заводов, которые простаивают бесполезно. Эти территории уже снабжены соответствующими инженерными коммуникациями, а, значит, строить на них можно много недорогого жилья. Важно учитывать, куда и кому оно пойдет. Если социально незащищенным слоям населения – это одно. Но если оно будет выставлено на рынок по рыночным ценам, это лишь вызовет его перегрев. За рубежом продажи в подобных случаях контролируются общественностью и бизнесом, и у нас тоже необходим максимум публичности и механизмы социальной защиты населения.
Ведь заполучить кусок столь лакомого "пирога" – соблазн великий. Действительно, проблема коррупции непременно появится, считает научный руководитель Института национальной стратегии, профессор Никита Кричевский. Вполне вероятны незаконные операции с использованием "дыр" в законодательстве, проволочки с оформлением документов. И об этом законодатели не должны забывать.
Н.Кричевский предложил несколько мер для минимизации коррупционных рисков в создаваемом фонде. Первая – возрождение аналога советского комитета народного контроля. Сегодня это может называться комитетом общественного контроля и базироваться, скажем, при Общественной палате. Комитет должен осуществлять надзор за проведением операций и бить тревогу в случае обнаружения случаев взяточничества, вымогательства и т.п. Второе – необходимо разработать механизм реакции властей на результаты журналистских расследований. СМИ могли бы контролировать ситуацию, начиная с инвентаризации земель и на всех дальнейших этапах. Третье - нужно создать фонд поощрения государственных и муниципальных служащих, участвующих в этом процессе. Ведь заинтересованность чиновников, как уже было сказано, велика, а, значит, и поощрения должны быть значительными. И, наконец, четвертое – необходимо внести изменения в УК РФ, дабы обозначить ответственность за нарушения. Скажем, ст. 290 /дача взятки/ предполагает ответственность лишь за факт взяткодательства, в то время, как Международная конвенция по борьбе с коррупцией, к коей присоединилась и Россия, предполагает наказание даже за обещание взятки. Никак не наказывается у нас и преднамеренное бездействие должностных лиц. Существует статья, предусматривающая наказание за нецелевое использование государственной собственности, но на землю она не распространяется. Все это необходимо усовершенствовать. Не предусмотрены также меры ответственности за создание и предоставление неверной отчетности, а ведь даже незначительные нарушения могут привести к серьезным последствиям. Здесь необходимо хотя бы введение гражданской ответственности, считает эксперт. По его мнению, если из этого перечня будет реализовано хоть что-то, риски коррупции в фонде будут существенно снижены.
Разумеется, столь радикальные меры стали поводом для дискуссии. М.Шаккум назвал их "палкой о двух концах", ведь под ужесточение наказания могут попасть и невиновные. По его мнению, необходимо регламентировать деятельность фонда и чиновников, прописав весь процесс нормами федеральных законов. Что ж, время для дискуссии и законотворчества пока есть. Главное, чтобы законодатели и представители экспертного сообщества не допустили превращения в целом неплохого начинания в очередную "кормушку" для нерадивых представителей власти.
Источник: prime-tass.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!