На рассмотрение Госдумы поступили сразу два проекта закона, в одном из которых предлагается обнулить платежи за коммунальные услуги для тех потребителей, кто уложится в соцнормы.
Напомним, что с сентября в ряде российских регионов был запущен пилотный проект, призванный выяснить, приживутся ли в нашей стране энергетические «пайки». Правда, реализация этой программы с самого начала не задалась: в Ростовской области местные жители устроили пикеты против соцнорм.
Если эксперимент пройдет успешно, то подобные социальные нормы на электроэнергию будут введены по всей стране уже с 2014 года. Позднее правительство намерено ввести подобные «пайки» и на другие виды коммунальных услуг и ресурсов: воду, тепло и так далее.
Но вернемся к предложенным законопроектам. В одном из них, уже прошедшем первое чтение, предлагается ввести в России предельные индексы увеличения коммунальных тарифов. Это значит, что цифры в квитанциях на оплату услуг ЖКХ больше не будут увеличиваться бесконтрольно.
Интересен и другой документ – поправки в Жилищный кодекс, призванные стимулировать более экономное потребление коммунальных ресурсов.
Предлагается, что граждане, которые не превысят установленных пределов потребления, будут освобождаться от уплаты этих услуг. Зато те, кто превысит соцнорму, заплатят и за себя, и за тех, кто от этой «привилегии» будет освобожден законом.
Тем не менее, ряд экспертов, опрошенных «Российской газетой», отнеслись к этой инициативе довольно скептически. По их мнению, подобная схема сильно осложнит расчеты, а многие производители коммунальных ресурсов попросту разорятся.
Вызывает вопросы и документ, устанавливающий предельные индексы. Как рассказала изданию председатель думского Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, до этих пор правительство пыталось ограничить рост коммунальных тарифов. На федеральном уровне их устанавливает Федеральная служба по тарифам. В субъектах же этот вопрос находится в ведении региональных энергетических комиссий.
Как подчеркнула эксперт, итоговый платеж складывается из двух частей – тарифа, умноженного на объем потребления, если есть счетчики, или на норматив, если счетчики отсутствуют. Данный же законопроект ограничивает результат, который отражается в платежном документе, а не борется с причиной. То есть ограничивать будут не аппетиты производителя ресурсов, а конечного потребителя, которому придется экономить на электричестве, а в скором будущем еще и на воде и газе.
При потреблении большего объема ресурсов будут увеличиваться и цифры в платежке. Если же потребление останется на прежнем уровне, совокупный платеж за коммунальные услуги не должен расти выше установленного индекса. Значение такого индекса предполагается устанавливать на несколько лет вперед: сначала на 3 года, а затем на 5 лет.
По словам руководителя рабочей группы по развитию ЖКХ Экспертного совета при правительстве РФ, исполнительного директора НП «ЖКХ Развитие» Андрея Чибиса, средний индекс в ближайшие годы будет равен уровню инфляции с коэффициентом 0,7. С его учетом будут установлены предельные индексы для регионов, ведь в разных субъектах потребление тех или иных ресурсов отличается, и грести под одну гребенку Краснодарский край и Сибирь было бы неправильно.
Кроме того, отметил эксперт, в каждом конкретном городе или селе такой индекс не должен будет превышать общий по региону в 1,5 раза. Этот индекс, по сути, и будет определять конечные цифры в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Новая система позволит муниципальным властям более гибко подходить к вопросу оплаты гражданами коммунальных ресурсов. Так, например, в городе А, где требуется ремонт труб водоснабжения, цена за воду будет выше, чем в соседнем городе Б, где с трубами все в порядке. Однако цена на электроэнергию будет ниже, потому что в городе Б требуется замена кабелей.
Правда, в документе пока не проработан вопрос, как будут сочетаться индексы роста конечных платежей и индексы роста тарифов поставщиков ресурсов, отметил эксперт Аналитического центра при правительстве Дмитрий Хомченко. Это может привести к тому, что средств на развитие и на операционную деятельность у некоторых ресурсоснабжающих организаций может попросту не хватать. Таким образом, отдельные предприятия в условиях таких ограничений начнут экономить, а это, в свою очередь, приведет к ускоренному износу инфраструктуры, денег на ремонт которой попросту не будет.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!