Как помочь ребенку заговорить

04 февраля 2015    www.efamily.ru    1577
Все больше современных мам задаются вопросом раннего развития речи ребенка.

Современный ритм жизни становится все быстрее. Ускоряется темп нашей речи. Нашим деткам все труднее заговорить. И все больше современных мам задаются вопросами развития речи ребенка. Как маме правильно разговаривать? Нужно ли добиваться от ребенка правильного произношения или не обращать на это внимания? Как взаимодействовать с малышом, который еще совсем не говорит? Все мамы, которые ищут ответы на эти и другие вопросы, связанные с речью, могут познакомиться с советами опытного дефектолога, эксперта онлайн-школы развития речи Анны Маковей, которые она собрала в небольшую, но очень полезную книжку.

1. Терпение и еще раз терпение

Как хочется нам, чтобы развитие ребенка происходило быстрей и быстрей! Давайте же остановимся и проявим терпение! Ни в коем случае не настаивайте, чтобы ребенок говорил или повторял что-то за вами. Особенно, если он не хочет. Чем больше вы будете пытаться заставить его говорить, тем меньше вероятность, что ему вообще захочется открывать рот.

Что же тогда делать, спросите вы. Все очень просто. Побольше играйте с малышом и проговаривайте все, что вы делаете! «Вот грузовик. Он большой и красный. Он везет на стройку песок, в-ж-ж. Привезли. Высыпаем песок, ш-ш-ш. А теперь приехал экскаватор, тр-тр-тр.» Секрет успеха даже не в сюжете игры, хотя, безусловно, важно, чтобы он был интересен ребенку. Главное — это ваши эмоции и умение перевоплощаться. Создайте интерес с помощью смены интонаций, поиграйте вашим голосом, попробуйте неожиданные для вас звуки, используйте больше простых слов и междометий. Вы сразу заметите, как заинтересуется ваш малыш, как заблестят маленькие глазки от задора и веселья! Ведь это так удивительно, когда мамина рука вдруг начинает жужжать и превращается в ковш экскаватора!

Следите за своей речью и не говорите малышу «скажи», «повтори». Задавая в игре вопросы, делайте небольшую паузу и отвечайте сами, если малыш молчит. Избегайте контроля и учительских интонаций.

Если кроха отказался играть в вашу игру, присоединитесь к его игре. Если ему хочется побыть паровозиком, погудите весело вместе с ним «чух-чух, ту-тууу!». Делайте это искренне, и малыш с радостью примет вас в свою компанию.

2. «Та-та! Бантик у коТА» или что делать с лепетными словами

А знаете ли вы, сколько слов говорит ваш малыш? Уверены, что посчитали правильно? Ведь так называемые лепетные слова — это тоже активный запас! Точно так же, как и звукоподражательные слова, например, «бе-е» или «гав». Все эти слова можно и нужно использовать для развития речи ребенка. Вот как это сделать.

Первым делом обязательно запишите все-все слова, которые уже умеет говорить ваш кроха. Вы будете знать те слоги и звуки, которые он может произносить. А теперь у вас есть материал для простых слов, с которыми можно придумывать разные игры.

Например, «ла-ла». Берем за основу и развиваем: «ЛАдушки-ЛАдушки, посидим на ЛАвочке». Выйдя на прогулку, покажите ребенку лавочку: «Вот ЛАвочка, на ней сидят. Я хочу посидеть. А ты хочешь? Садись на ЛАвочку».

«Но» и «не». «НОсит Ванечка НОсочки, согревает Ваня НОжки, приНЕсем ему НОски, пусть Ванюша не грустит». Такую игру можно придумать с любой куклой и любимым зайкой: «ПриНЕси НОсочки для зайки. Давай зайку одевать. Теплые НОсочки, зайкины НОжки довольны! "

Придумывать сразу может быть нелегко. Но чем больше вы фантазируете, тем лучше у вас получается, и тем больше становится словарный запас малыша.

3. «Обними меня, мама!»

Самое простое, что мы можем дать нашим детям и то, что им все больше не хватает с возрастом — это телесный контакт. Поваляйтесь, пощекочите друг друга. Можно потанцевать или попрыгать вместе. Поползать на коленках и обнявшись, покататься колбаской! Если ваш малыш не привык к тесному контакту, начните с простого сидения на коленочках.

Хороший телесный контакт между мамой и ребенком помогает во многих аспектах.

1. Ваш малыш доверяет вам, он чувствует защищенность и комфорт. Кроме того, вы сами лучше чувствуете себя в расслабленной ситуации, вам проще играть и быть собой.

2. Когда игра идет легко, просто и естественно, то она доставляет вам обоим больше удовольствия.

3. Именно с помощью наших объятий ребенок узнает, как лучше всего выразить сочувствие и поддержку вам и близким людям.

Важно, чтобы наши объятия и телесные игры не были навязчивыми и не вынуждали ребенка делать то, что ему неприятно или сейчас не хочется. Прислушивайтесь к вашему малышу, чаще говорите ему о вашей любви просто так. Используйте ласковые имена, рассказывайте о его младенчестве и о том, чему он научился за это время. Такие беседы придадут ему уверенности в себе и помогут двигаться дальше в приобретении новых навыков. Например, в освоении речи.

4. Мои любимые игрушки

Вот кто окажет нам неоценимую помощь в развиии речи — игрушки! Все мы знаем, как важна манипуляция с предметами для ребенка от 1 до 3 лет. И очень важно показать малышу, что он может делать и как играть так, чтобы лучше развивалась речь.

Знакомим с разными частями речи.

Возьмите мяч, покажите его малышу и скажите «Смотри — мяч!» Расскажите и покажите, что можно делать с мячом — бросать, ловить, катить, толкать ногой. Скажите о том, что мяч «круглый и красный».

А теперь попробуйте самый элементарный материал для творчества — бумагу. Что только с ней не сделаешь! Бумагу можно МЯТЬ, СКЛАДЫВАТЬ, РЕЗАТЬ, КЛЕИТЬ. На бумаге можно РИСОВАТЬ, ЧЕРТИТЬ, КАЛЯКАТЬ, ПИСАТЬ. Посмотрите, сколько действий можно описать малышу с помощью такого простого предмета, который найдется в каждом доме. Описывайте предметы, которые вы берете и видите. Называйте цвет, размер, форму, материал. Описывайте свойства предметов и материлов: легкий или тяжелый, холодный или горячий. Предлагайте прикоснуться, сравнить. Например, гладкий арбуз и шершавая дыня.

Наречия очень хорошо давать ребенку наречия в сравнении. «Снег идет тихо, а гроза гремит громко». «Ослик едет медленно, а поезд — быстро». Постепенно малыш научится их использовать и обогатит свою речь новыми словами.

Активно используйте местоимения в вашей речи. «Это мне, а это тебе». «Вот твоя машинка, а это мои ножницы». «Где твой красный грузовик? Принесешь его мне?» «Это наш дом.» Предлоги будем осваивать в игре. «Принеси машинку. Она в шкафу. На верхней полке.»

Для того, чтобы начать повторять новые слова, ребенку нужно услышать их множество раз. Будьте терпеливы. Повторяйте. Все новые слова должны быть ясны малышу, он должен правильно понимать, что вы имеете ввиду. Ваша речь — эталон для ребенка. Говорите правильно, не коверкая слова. Выбирайте простые формулировки и предложения.

5. Жесты — это речь или нет, как реагировать?

В этом подпункте мы немного поговорим о тех детках, которые совсем не хотят говорить, а хотят объясняться только жестами.

Во-первых, нам надо внимательно понаблюдать за собой и понять, каковы ваши реакции на поведение ребенка. Например, если не успев взмахнуть рукой, ребенок немедленно получает то, что ему нужно, то очевидно и потребности в речи у него нет.

Другой вариант, когда ребенок привыкает устраивать истерики и через такое неблаговидное поведение добиваться всех своих целей. Поэтому мы часто спешим дать что угодно, лишь бы было тихо и мирно.

Во-вторых, когда мы видим жест и понимаем его, мы можем помочь ребенку обернуть этот жест в слова. «Ты хочешь кушать? Хорошо, я сейчас сварю тебе кашу. " Ребенок постепенно понимает, как должны звучать его вопрос или просьба и учится правильным речевым моделям. Побуждайте малыша на диалог в формате, который был предложен выше.

6. Говорите, говорите, ГОВОРИТЕ!

Для того чтобы речь ребенка хорошо развивалась, мамам совсем не нужно заниматься по несколько часов ежедневно. В ваших силах помочь малышу заговорить, просто озвучивая все, что происходит с вами в обычной жизни.

Подробно описывайте все действия в игре. «Давай возьмем куклу. Она хочет спать. Покачай ее. Вот так! А-а. Споем ей песенку. Кукла уснула, давай положим ее в кроватку и укроем одеялом. Спи, кукла! Спокойной ночи!»

Прекрасным подспорьем могут быть и все бытовые моменты: одевание на прогулку, умывание, прием пищи, подготовка ко сну. Простыми и понятными фразами из 2–4 слов поясняйте все, что происходит.

Зачастую малыши не понимают маминых заданий, потому что они звучат слишком обобщенно. Например, «Наведи здесь порядок!» Что это значит? Малышу непонятно, что именно хочет мама. Лучше объяснить более подробно, делая вместе с ним и озвучивая каждый этап. «Давай наведем здесь порядок. Смотри, пролилась вода. Сейчас мокро и неудобно ходить. Давай возьмем тряпочку и вытрем лишнюю воду. Вот так! Смотри, как теперь сухо и аккуратно!» Привлекайте малыша к вашим делам по дому. Так он научится не только новым словам, но и приобретет полезные навыки помощи маме и самостоятельности в быту.

Одно из веселых и очень полезных для малыша совместных занятий — это помощь маме в приготовлении еды. Вы можете поручить юному кулинару размешивать тесто или салат, насыпать муку или сахар (приготовленные заранее), подать нужные продукты и многое другое. Если все действия вы сопровождаете простыми и понятными малышу комментариями, то это занятие станет отличным моментом для развития речи.

Вот такие простые правила помогут вам в ежедневном общении с маленьким молчуном. Чтобы прочитать обо всех секретах развития речи, скачайте книжку Анны Маковей «6 секретов, как разговорить малыша».

И попробуйте использовать эти простые приему в общении с малышом, они действительно работают! Пройдет совсем немного времени, и малыш будет радовать вас такими замечательными и интересными высказываниями, что некоторые из них вам захочется записать. Но уже по другой причине. Просто так. На память.


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!