А я... а я буду летчиком!

14 ноября 2014    www.orange-elephant.ru    1301
Трудно переоценить значение игры для ребенка. В игре дети познают мир и самих себя, в игре развиваются, воспитываются, учатся.

В этой статье мы не будет разделять детей ни по типам темпераментов, ни по особенностям восприятия, ни по творческим способностям. Мы не будем делать выводы о профессии, которая подойдет конкретному ребенку на основании результатов сложных, разработанных собранием лучших ученых умов психологических тестов. Мы позволим малышу самому руководить процессом и выбирать для себя ту роль и то призвание, которым он сам отдаст предпочтение!

Ведь это его мир, все процессы, в котором происходят исключительно по его правилам. Это мир сюжетно-ролевой игры.

Page big 474960251

Что такое ролевая игра и зачем она ребенку

Ролевая игра – это воспроизведение действий и отношений реальных или выдуманных героев.

Любое реальное или выдуманное событие может стать темой сюжетно-ролевой игры. В игре все действия совершаются «понарошку» в воображаемой ситуации. Игру в семью, повара, доктора, продавца, космонавта, театр – все эти и многие другие игры, имеющие отношение к моделированию жизненных и сказочных ситуаций, называют сюжетно-ролевыми.

Сюжетно-ролевая игра знакомит ребёнка с миром людей, их занятиями и взаимоотношениями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, учатся выстраивать отношения с окружающими, формируют для себя шкалу ценностей, настраиваются на любовь к труду и творчеству. В ролевой игре ребенок перенимает от своего героя не только поведение, но и переживания и эмоции, а, следовательно, он учиться чувствовать и сочувствовать.

Ведь переживая чувства «понарошку» малыш как бы тренируется переживать их в реальной жизни. Все чувства, пережитые в игре, обогащают репертуар эмоционального реагирования ребенка. Ролевая игра – своеобразная репетиция реальности.

Дети, играя вместе в ролевые игры, учатся находить компромиссы, вместе решать проблемы, выстраивать деловые и дружеские отношения. Ролевая игра – незаменимый учебный курс по человеческому общению.

Page big vospitanie igra

«Проиграем» все невзгоды

А еще, ролевая игра – способ снятия эмоционального напряжения. Проигрывая какую-либо напряженную эмоциональную ситуация ребенок словно «выговаривается», сбрасывает накопившиеся эмоции, освобождается от лишних мыслей. Дети легковозбудимы и часто мнительны. Даже самые приятные события могут так «завести» малыша, что ему невообразимо трудно будет успокоиться.

Ребенок может играть в доктора перед походом к доктору или после него. Таким образом он либо готовит себя к визиту к врачу, который вероятно пугает его, либо пытается снять с себя эмоции уже после его посещения. К тому же разыгрывая ситуацию, ребенок держит под контролем ход событий, сам управляет героями и придумывает конец истории. Он адаптируется к ситуации и адаптирует ее под себя, примиряясь с ней.

Если малыш сходил в гости, в зоопарк, в цирк и очень здорово провел там время, то несколько последующих дней он вполне вероятно будет играть именно в гостей, цирк и зоопарк. Примерно также поступают и взрослые, обзванивая после какого-либо яркого события всех друзей и знакомых и по много-много раз подряд рассказывая им одну и ту же историю.

Page big sb10070146c 001

Как воспитать повара, доктора и летчика, а не Фредди Крюгера и черепашку-нинзя

В ролевой игре малыш примеряет на себя характеры, цели и ценности героев. После игры какие-то из них остаются «за бортом», а какие-то приживаются и в его личности. Таким образом ролевые игры формируют личность ребенка.

Каждому родителю, наблюдающему за игрой своего малыша, хочется видеть его в роли положительного персонажа. Однако, надо помнить, что детские идеалы не берутся детьми «с потолка», а прививаются окружением и массовой культурой. Чтобы ребенок примерял на себя роли достойных героев, а игры его несли созидательный, а не разрушительный характер, с ребенком нужно заниматься. Некоторые родители считают, что чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо в первую очередь заниматься образованием ребенка. Они с пеленок отдают малыша в различные кружки с углубленным изучением всевозможных наук и языков, при этом совершенно не оставляя ребенку времени на главное детское занятие - обыкновенную игру. Игра, по их мнению, в нашем скоростном, перенасыщенном информацией, прогрессирующем мире - пустая трата времени. Однако, это большая ошибка!

Никакие развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта, уверенны психологи.

Отсутствие правильного игрового опыта ведет к эмоционально-личностной примитивности, неразвитости воображения и неумению налаживать отношения с другими людьми, что в сочетании с ранней интеллектуализацией отнюдь не делает личность малыша гармонично развитой.

Играть ребенок обязательно должен. Кроме того, ребенка надо учить играть! Ребенок, родители которого не играют с ним в ролевые игры, черпает сюжеты для игр из массовой культуры, перевоплощаясь в робота, Фредди Крюгера, черепашку – ниндзя и подобных может и модных, но не всегда достойных внимания персонажей.

Все мы понимаем, насколько важна игра для ребенка, особенно ролевая игра. В ней он моделирует жизненные ситуации, проживает их, находит из них выход, учится общаться, готовится к взрослой жизни. Можно сказать, что во время ролевой игры у ребенка в какой-то степени происходит социализация – накопление социального опыта и его применение.

Ролевые игры развивают фантазию малыша, расширяют его кругозор. С помощью таких игр можно даже организовать обучение ребенка. Кроме этого, ролевые игры могут дать массу полезной информации о том, как дети видят свою семью, отношения в ней, что ему нравится, или, наоборот, беспокоит. Наблюдая за детской игрой, вы можете сделать выводы об особенностях развития и психического состояния вашего ребенка, его характере и темпераменте.

Page big sb10062905y 001

В каком возрасте дети начинают играть в ролевые игры?

Большинство детей только к 2 годам начинают играть в ролевые игры осознанно. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, учится пользоваться предметами не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.

Малыш с удовольствием играет в сказочных героев или обыгрывает знакомые темы — больница, магазин, транспорт и многие другие. Чем больше вы читаете с ребенком, чем шире его кругозор, тем разнообразнее будут ролевые игры. Однако большинство мам играть не хотят и не любят. Почему?

Вот несколько причин, почему вам может быть неинтересно играть с ребенком:

Не хватает фантазии. Старые игры (в «Магазин», «Дочки-матери», «Машинки»…) надоели, а во что еще можно поиграть, придумать у вас с ходу не получается.

Не хватает информации. Кто такой бакуган и как в него играть? Какие игры можно придумать, если ребенку интересны, например, муравьи или звездные войны?

Неинтересно. Вы имеете полное право не любить игры в войнушки, солдатиков и бакуганов!

Не получается заинтересовать ребенка. Придумав или подглядев в интернете интересную игру, вы бежите предлагать ее ребенку. Но у него свои планы и интересы. Упорно навязываясь, вы рискуете потерять контакт с ребенком. Хотя, вполне возможно, его и не было изначально.

Ребенок диктует в игре свои правила. Да, подчиняться сложно, тем более ребенку. Особенно если вы придумали игру поинтереснее, но он в нее играть не хочет.

Вы зациклены на развитии ребенка. В каждой игре вы пытаетесь найти развивающий смысл, педагогические задачи. А если их нет, то обязательно стремитесь добавить что-нибудь обучающе-развивающее – мелкая моторика, обучение чтению, счету и т.д. То есть цель – вовсе не игра, а обучение ребенка.

Вам сложно расслабиться. Такое бывает, когда вы относитесь ко всему слишком серьезно. К развитию ребенка, к его играм, к домашним и другим делам, к оценке окружающих. Домашние дела могут и подождать, все равно их никогда не переделаешь. С простой, веселой, смешной мамой намного интереснее, чем с деловой и вечно занятой.

Да, действительно, у мам столько причин, почему играть с детками не хочется:

  • игры у детей настолько простые, примитивные, что не знаешь, как в них играть-то;
  • хочется более развивающего и интеллектуального; 
  • хочется более продуктивного (пошить, порисовать);
  • лень, тяжело сдвинуть себя с места и начать действовать;
  • усталость…

Page big 0035006 1401706544

Плоды цивилизации на пользу детям

Все девочки и мальчики любят воссоздавать в своих играх ситуации, которые наблюдают в своей семье. С серьезным видом делать что-то такое, что делает мама, папа, бабушка. Вживаться в роль и чувствовать свою значимость и «умелость».

Помню, как я бросала все самые любимые игрушки в тот момент, когда бабушка собиралась печь печенье или пирожки. Так интересно было наблюдать за этим фантастическим процессом смешивания ингредиентов, приготовления теста, лепки из этого теста всевозможных замысловатых форм с косичками, звездочками, узорами и украшением всего этого кремом, джемом и сахарной пудрой. Как и все дети, я очень любила сладкое. Но в процессе его приготовления было что-то особенное, большее, чем просто ожидание вкусного чаепития. Мне хотелось приложить руку в каждой булочке, бубклику, печенью. Самой смазать противень, самой украсить хотя бы пару изделий. Бабушка иногда отщипывала мне маленький кусочек теста и разрешала слепить из него что-то свое. И тут я начинала играть в повара!

Я лепила свои шедевры кулинарии: зайчиков, цветочки, просто кружочки, но так ловко как у бабушки у меня все равно никогда не получалось. Когда я стала чуть постарше, бабушка разрешала мне принимать более активное участие в этом таинстве приготовления самого вкусного и любимого. Мне стало разрешаться самой делить тесто ножом, вырезать стаканчиком кружочки нужного размера, класть начинку. Жаль у бабушек всегда много дел и в такого «натурального» повара нам удавалось поиграть не каждый день.

Но когда мне очень сильно хотелось побыть кулинарной волшебницей, а бабушка была сильно занята другими домашними делами, я брала пластилин. Я также пыталась раскатать его в тонкий лист, резать игрушечным пластмассовым ножиком, вырезать фигурки игрушечными стаканчиками. Получалось, конечно, не очень. Пластилин ко всему прилипал, раскатываться не хотел, отмыть после него руки, ножики и стаканчики было огромной проблемой, да и пирожки, булочки и печенья из пластилина совсем не были похожи на настоящие. А если я с ними играла, быстро ломались.

Когда наступало лето и многие дети отправлялись на дачи, мы непременно играли в три любимые игры: магазин, дочки матери и ресторан. Еду мы делали из песка, травы, цветов, бумаги, камней. Куличи из мокрого песка были почти как настоящие, жаль слишком легко рассыпались. Бутоны цветов выдавались за конфеты и пирожные. Но одного бутона хватало на один день, после он увядал. А так как самые красивые и большие бутоны - у садовых цветов, приходилось обрывать их снова и снова, за что всем конечно попадало от родителей. Вот такие «повара», все в песке, зеленых пятнах от травяного сока и желтых от пыльцы возвращались мы домой вечерами.

Сложный и долгий разговор предстоял у нас с родителями. Пожалуй, по «потерям» игры с готовкой можно было сравнить только с играми в доктора. И то не известно в чью пользу...


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!