У каждого свой собственный разрез глаз, своя неповторимая родинка, свой характер и стиль бытия. Однако, чтобы нам таким разным и неповторимым можно было понимать и принимать друг друга, ученые мужи-психологи придумали разделять людей на психологические типы по совокупности, как говорится, признаков. Книга «Осторожно: дети! или пособие для родителей, способных удивляться» Людмилы Перельштейн — еще одна попытка показать наши различия на основе наших похожестей).
Итак, возможно кто-то в описаниях узнает себя в детстве, кто-то «опознает» своего малыша, и возможно советы, данные автором, помогут нам лучше понять друг друга.
«Итак, какой он, ваш „вождь краснокожих». Уже из детской кроватки он пытается командовать вами. Если голоден, то подавай молоко немедленно. Какой режим питания, если я хочу есть сейчас?! Истошный крик! И не старайтесь укачать, обмануть водичкой. Сосет энергично, быстро. Закончил, бутылка летит прочь из кроватки. Бах! В глазах восторг!
Любимое занятие младенца — купание. Вот где блаженство! Воды не боится нисколько, можно и с головой. ПЛАВАТЬ РАНЬШЕ, ЧЕМ ХОДИТЬ! — это для них.
«Вождь краснокожих“ по своей природе — лидер, новатор, зачинатель нового. Отсюда его основные качества: жажда славы, честолюбие, гордость, неистребимая тяга к новизне. Чего только не вытворяют эти дети, чтобы привлечь к себе внимание. Фантазия их неисчерпаема, не знаешь, что придумают в следующий раз. Стремятся выделиться внешним видом, поступками, громким криком, можно и бранью или совершить что-либо уж совсем непристойное, лишь бы его заметили. А если все-таки не замечают, не выделяют и не любят?».
Повторяющиеся занятия «вождю» в тягость. Ребенок быстро усваивает новое, затем следующее новое привлекает его внимание. Движение, изменение, превращение — иначе, скучно. Построить дворец из кубиков, затем его развалить, а что, если пластилин через мясорубку или пылесос в обратную сторону, можно в цирк поиграть, натянуть веревку посреди комнаты и стать канатоходцем.
«Вождь краснокожих» не обязательно мальчик. Возможно, ваша любимая дочка похожа на Пеппи Длинный Чулок и вы не успеваете чинить ее одежду и мазать содранные коленки зеленкой; она играет с мальчишками, бантики не держаться на ее голове, и однажды вы обнаружите «Краткое руководство по сексу» среди ее кукол. Постарайтесь сохранить самообладание.
Любое ограничение свободы «вождь» не терпит, не важно какое: тесная одежда, закрытые двери, хождение за руку, ограничение времени прогулок, указания, что и как делать. Инстинкт свободы срабатывает моментально: вырваться, сломать, убежать, нарушить.
Предпочтительны профессии, связанные с лидерскими позициями, с новизной и риском».
«Уж не знаем, поздравлять вас или сочувствовать. Если для вас соль и сахар не пахнут, и даже собственную одежду не можете отличить по запаху, не чувствуете, как от настроения меняется запах человека, как же вы будете понимать собственного ребенка?
Не секрет, что мир пахнет, часто пахнет дурно. Можно найти тишину — и не слышать, темноту — и не видеть, от запахов не уйти. Тяжело живется человеку с тонко чувствующим носом.
Понаблюдайте за вашим малышом. Он, скорей всего, морщит носик и чихает при появлении новых запахов, пугается незнакомых людей, признает лишь мать, которая обладает единственным в мире родным запахом.
Тонкое чутье формирует интуитивное мышление. Как запахи не имеют собственного названия, так «нюхач» затрудняется объяснить словами, каким образом он пришел к тому или иному выводу. Окружающим невдомек насколько настроение «нюхачей» зависит от запаха. Они сами не всегда осознают, откуда приходит навязчивое чувство неудовольствия. Можно ли узнать «нюхача»? Пожалуй, да, но нужно понаблюдать. К одежде они довольно безразличны, но никогда не наденут чужую. Стараются держаться в стороне, в середину толпы не полезут. Говорят мало, больше думают. Что характерно, никогда прямо не ответят на поставленный вопрос.
Наиболее продуктивны эти люди в интеллектуальном труде. Успешно реализуют себя в качестве советников различного ранга. Хороша для них карьера дипломата, юриста, эколога, лесника или парфюмера.
«Эти дети ласковы, привязчивы, долго ходят за ручку и боятся потеряться. А еще боятся засыпать в темной комнате, оставаться дома одни, боятся привидений, баб-ёг, чудовищ, страшных фильмов и всего остального страшного и не очень страшного. Для этих детей хорош прием детских психологов — рисование страшных снов».
Иррациональность мышления у них от природы, верят в чудеса, приметы, мыслят образами, легко вживаются в них. Часто перевоплощение в роль героя помогает «художникам» защитить свой тонкий уязвимый внутренний мир от грубой действительности.
Утром она проснулась принцессой: томная, грациозная, повелительный тон, с капризами перебирает свой гардероб и выбирает лучший наряд, двигается плавно, с восхищением рассматривает себя в зеркало.
А через час уже иное настроение: никто меня не любит, такая я несчастная-разнесчастная и в слезы... Слезы потоком, без всякой причины, без остановки. Бывает, что и смех, и слезы одновременно. Не пугайтесь их неудержимого плача. «Художникам» просто необходимо таким образом разрядить свои эмоции, не только девочкам, но и мальчикам. А ведь как часто можно услышать такую тираду...
Часто вы можете застать его за ничегонеделанием, так считают слишком деловые и занятые взрослые, на самом деле мальчик (или девочка) созерцает мир, творит в своем воображении. Дайте такому ребенку краски пораньше, но, пожалуйста, не учите рисовать. Назойливо повторяя «точка, точка, запятая, вот и рожица кривая...», вы, возможно, губите великого художника. Пусть творит самостоятельно.
У «художников» врожденное чувство цвета, пропорции, гармонии, они удивительно наблюдательны. Глаза для них — основной инструмент познания мира.
Переживания порой так захватывают маленького человечка и продолжают жить в нем, что ночью во сне возвращаются. Лунатизм свойственен именно «художникам». Эмоции требуют выхода. Каждый «художник» находит свой способ: слезы, смех, рисование, театральное представление.
Они крайне обидчивы и мнительны, тонко чувствуют отношение к себе других людей. Даже случайно брошенный недобрый взгляд, неосторожное обидное слово могут стать причиной перемены настроения, поводом к слезам и глубокой тоске.
Эти дети склонны к истерикам. Без зрителей ребенок успокоится быстрее. Позвольте ему привести себя в эмоциональное равновесие.
«Художники» страдают от грубости в любых ее проявлениях. Они плачут от резкого слова и грубого взгляда. Унылый серый вид из окна дома может стать для них причиной невроза. Им не заснуть на жесткой постели. Мешковатая одежда, купленная родителями на вырост, принесет невыносимые страдания, потому что и носить это не возможно, и родителей обидишь, если откажешься. Аляпистая, безвкусная обстановка дома наводит тоску, лучше тогда спать побольше и смотреть волшебные цветные сны. Неряшливо накрытый стол отбивает аппетит, которым и так-то не похвастаться.
И наоборот, «художники» расцветают в атмосфере любви, ласки, подбадривания. Красота природы, уютный дом, картины, изящные вещи, красивая одежда, театр, выставки, книги с картинками, красиво сервированный стол — такое окружение формирует гибкость мышления, интеллект, обогащает духовную сферу, способствует развитию творческой личности.
Для них хороши профессии, связанные с созданием красоты: дизайнеры, модельеры, вышивальщицы, кружевницы, рисовальщики и, конечно, художники всех уровней.
«Тонко слышащие уши, что достались вашему ребенку, — это и беда, и радость. Вдумайтесь сами, какие неповторимые ощущения можно получить от звучания мира вокруг нас: шелест листьев и трели птиц, рокот океана и симфония текущей воды, эхо горных вершин и гул пещер. Наиболее чувствительные слышат голос Вселенной, попадают с ней в резонанс, и тогда вечность становится доступна им, поднимая на самый пик эмоционального наслаждения.
Отчасти природу заменяет музыка. Музыка — это весь мир. Страдать, любить, плакать и смеяться, думать, мечтать, подниматься на вершины и падать в бездну — все человеческие чувства подвластны музыке.
Чувствительность к высоте, тембру, темпу и громкости голоса характерна для этих детей. Не любит он почему-то одну бабушку, но устойчиво привязан к другой. Почему? Обе добрые, ласковые, заботливые, любят и балуют внука. Но одна из них говорит быстро, громко, напористо, проскальзывают визжащие нотки в голосе, а другая словно песню поет низким грудным голосом с переливами, а как сказки рассказывает — заслушаешься. «Слухачу» не столь важно, Что сказано, но Как. Порой они даже не способны воспринять информацию, если их уши отвергают ее звуковое оформление.
Эти дети легко изучают иностранные языки. Уловив мелодию речи, ритм, интонационные особенности, они правильно строят фразы по принципу: звучит — не звучит. Сложнее с написанием, как слышат, так и пишут. Врожденная грамотность — не их привилегия.
Музыка рано входит в их жизнь. И тут важно родителям удержаться от диктата; пусть импровизируют, а не разучивают гаммы, слушают музыку, необходимую их настроению, потребностям, состоянию души. Музыка для этих детей — здоровье, развитие, путь к успеху. В музыкальном сопровождении они делают уроки, едят, засыпают и приводят себя в душевное равновесие. Разгневавшийся на вас подросток включит магнитофон на полную мощность, кажется, лопнут барабанные перепонки, сбегутся все соседи, рухнет дом. А для него это — панацея, послушал и успокоился.
Что ж, на «вождях», «нюхачах», «художниках» и «слухачах» дети, как вы уже, наверное, догадались не заканчиваются. И, если вы не обнаружили ничего похожего на ваше родное чадо, читайте дальше. Итак...
«Ребенок — „калькулятор"» — собственник, это проявляется уже в песочнице. Ведерко с совочком его, непонятно, зачем нужно делиться. В крайнем случае, можно поменяться на время. Если Саша даст мне машинку, я дам ему поиграть ведерком. Но отдать навсегда, лишиться своего — трагедия.
Семья обедает. Двухлетняя Аленка вяло ковыряет куриную ножку.
«Аленка отдай свою ножку Тане (старшей сестре). Не будь жадиной, ты же не хочешь!»
Аленка насупилась, чуть не плачет. «Алена, ты же добрая девочка, отдай».
Тут Аленка, уже не сдерживая рыдания, протягивает сестре свою собственную ножку.
«На, возьми».
Да, они любят деньги; любят их получать, находить, пересчитывать, некоторые даже умудряются гладить утюгом. Но ценность имеют не только деньги. Много «полезных» вещей появится в вашем доме. Вы до сих пор не знаете, где можно бесплатно приобрести километр телефонного провода? Спросите у вашего «калькулятора», он давно изучил свалки окрестных дворов.
Эти дети арифметически одарены, считать они учатся быстрее, чем читать. Любят пересчитывать деньги, страницы книг, хорошо запоминают номера телефонов, даты, легко усваивают соотношения величин, особое удовольствие им доставляет процесс купли-продажи.
Предпочтительные сферы деятельности: армия, бизнес, работа, связанная с учетом, контролем, распределением, а также танцоры, гимнасты, наездники, успеха достигнут в видах спорта, требующих выносливости и ловкости.
Мама с сыном спешат на Новогодний утренник. Сын на ходу матери: «Трамвай подходит, бежим быстрее. В метро сядем во второй вагон, он как раз у эскалатора останавливается. Если по эскалатору бегом, может, еще успеем».
Бурчит себе под нос: «Наказание — такую маму иметь! Вечно с ней опаздываешь. Глаза ей, видите ли, накрасить надо. Уж и так ей все найти помог, пуговицу оторванную пришил, и бегает медленно. Зарядку бы лучше по утрам делала, чем по телефону трепаться».
Эти дети, как правило, подвижны, хорошо сложены, ловко владеют своим телом, не склонны к полноте, от природы дисциплинированы, режим и подчинение правилам им не в тягость, а в радость.
К гардеробу у «калькулятора» свои требования. Много одежды не нужно, но она должна быть удобна, практична, не сковывать движения. Носят привычный наряд и в пир, и в мир, носят долго, до дыр, можно и с заплатами, спокойно донашивают за братьями-сестрами. Замечена страсть к многочисленным карманам. Кладовки, которые всегда с собой.
«Папа, представляешь, какую отличную куртку мы с мамой сегодня купили, дешевая и девять карманов, даже на спине есть».
«Копуши» часто бывают скрытны (ведь даже мама не смогла разделить их первые «горшечные» радости). Они стыдливы, не нуждаются, даже избегают, большого общества, если есть друг, то надолго, может, на всю жизнь. Выносливы, терпеливы, надежны, правдивы. Порой излишне правдивы. Схитрить, чтобы избежать наказания, эти дети не могут. Вполне вероятно, что шлепки для них не наказание, а дополнительная радость.
Туалетная тема особо любима ими, она прорывается в шутках, анекдотах, даже за столом. Хорошо в туалете почитать и помечтать, поговорить по телефону, сюда бы еще и телевизор. К сожалению, долго не посидишь, родственники то и дело претендуют на это спокойное, уединенное, приятное место. Как тут не разгневаться. «Копуши» обычно медлительны, основательны, спокойны — ну уж если вывели из себя, берегитесь. Терпел, терпел, копил, копил — все, нет больше сил сдерживаться, мне больно, и вы пострадайте.
Сидит «копуша» на стуле, раскачивается, никак не может начать выполнение задания. А задание такое: рисунок на тему «Вы попали на незнакомую планету». Вот если бы, как в прошлый раз, нужно было нарисовать, как провел каникулы. Все понятно, нарисовал речку, бабушкин дом, собаку, дорогу и тропинки, трактор и много еще чего. Целый вечер рисовал, но получилось красиво.
Неимоверная трудность для этих детей начать любое дело, особенно, если нельзя опереться на пережитый опыт. Им проще обратиться к прошлому, чем взглянуть в будущее, с фантазированием туговато, неизвестность пугает. Однако, если вы поможете с началом и наметите направление, любое дело они доведут до конца, до точки.
Подняться они могут высоко, но постепенно, маленькими шажками. Не ставьте далеких целей: будешь, мол, президентом. Лучше предложите на отлично окончить первую четверть первого класса. А потом подробно расскажите, что для этого нужно делать. Советы, рекомендации, режим, размеренный образ жизни важны и обязательны для здоровья и благополучия вашего ребенка.
Эти дети аккуратно и не спеша одеваются, их не увидишь с расстегнутыми пуговицами, с незаправленными рубахами, с растрепанными волосами, особую любовь они проявляют к начищенной обуви.
А какой порядок в их личных вещах! Все в коробочках, в конвертиках, пакетиках, аккуратные стопки книжек, машинки поставлены в ряд по размерам, у каждой куклы свое место. И, конечно же, коллекции.
В неопределенных ситуациях «копуша» столбенеет: ох, как непросто ему принять решение в быстро изменившейся обстановке или ответить на двусмысленный вопрос.
С абстрактным мышлением тоже сложности. Читает «копуша» стихотворение Д. Хармса: «А кошка отчасти идет по дороге, отчасти по воздуху плавно летит!“ И начинает докапываться до сути: " Как это: и идет, и летит? А может, две кошки было? Да нет, кошки ведь летать не могут. Ерунда какая-то получается. Плохое стихотворение, неправильное».
«Болтушка» любит говорить без умолку на любую тему. А когда был совсем маленьким и лежал в кроватке, смешно складывал губки бантиком и чмокал. Сосал долго, с наслаждением, потом миролюбиво улыбался и засыпал, продолжая и во сне причмокивать, присвистывать, даже гулить. Аппетитом отличался хорошим, но не заглатывал все подряд, еда была: любимая, так себе, а некоторую вовсе выплевывал. Этакий гурман с младенчества.
Говорить «болтушки» начинают рано. Им еще не доступны отдельные слова, а вы уже слышите монологи, интонационно окрашенные, полные экспрессии.
Мир для этих детей существует не только как большой слушатель, он еще вкусный или невкусный.
УЗНАТЬ — ЗНАЧИТ ПОПРОБОВАТЬ! Лижут мыло и кактус, пробуют содержимое собственного горшка. Сладкое ли, горькое, кислое или соленое, а также острое, колющее, режущее, холодное или горячее — быстрее и лучше поймет язык.
В детскую компанию они вносят веселье, шум, задор. Гулять выходят с полными карманами печенья, конфет, орехов. Не жадные, любят угощать. Вокруг них всегда кипит жизнь. Нет, они не лидеры, но находятся в ближайшем окружении лидера. Их дело — обговорить, обсудить, посоветовать, этакий спикер от детской команды.
Вкусовое пристрастие «болтушек» настолько индивидуально, что часто приводит родителей в недоумение. Один обожает сырую картошку, другой намазал хлеб вареньем, а сверху положил селедку, а еще вкуснее соленый огурец с медом.
Попробуем описать типичного представителя: довольно упитанный (упитанная), но энергичный, гурман с выразительными подвижными губами, громким звучным голосом и незакрывающимся ртом. За словом в карман не полезет, но есть небольшая проблемка: случается, слова опережают мысль. Некоторые замечательные рассказчики уж так завернут, заслушаешься, а бывает, говорит много, долго, даже складно; а вспоминаешь о чем — вереница слов, смысла не найти.
Реакция на стрессы — заесть, заговорить или вдруг непривычное молчание. Но длятся несчастья недолго. Эмоции меняются быстро, положительные преобладают. Смех, радость, жизнелюбие присущи болтушкам, что притягивает к ним людей.
«Младенец пышет здоровьем, уравновешенный, спокойный, и аппетит завидный. Растет богатырь на радость родителям. Энергии в нем о-го-го сколько, он заявлял об этом еще задолго до рождения.
Слова «нет» и «не знаю» характерны для «силача». На все ваши новшества сначала услышите «нет». Новая одежда, необычная еда, новая книжка, тем более, незнакомые люди — первая реакция «нет». Этого ребенка не научите плавать, бросив в воду. Его нужно за ручку завести в воду по колено, затем по пояс, и оставить одного, лишь убедившись, что он уже уверенно держится на воде.
«Силач» готов слушать одну и ту же книжку, пока не выучит наизусть. Если привык к утренней манной каше, только ее и подавай. Выделяться не любит, лучше делать как все и вместе со всеми. Ему нужны даже не советы, а подробные указания, а еще лучше в первый раз сделать вместе с ним.
Абстрактное мышление ему не под силу, ведь метафоры, идиомы и аналогии не потрогаешь.
Хорошо, если семья «медвежонка» живет просто, без претензий. Будет и он честно зарабатывать свой хлеб физическим трудом, овладев немудреным ремеслом.
А если, к примеру, мама музыкантша, сын обязан достигнуть высот, по меньшей мере, Ойстраха. Не хочет мама понять, что отношения со скрипкой у сына скверные. Будут родители настаивать — попиликает, попиликает, по привычке терпеливо, да переломит ее пополам в один прекрасный момент. Барабан или тромбон — это другое дело, а лучше — отбойный молоток.
Эти дети от природы наделены физической силой, едят они много и охотно, не требуя разнообразия. От физической нагрузки получают удовольствие, а потому портфели у них неподъемные, сумку из магазина с удовольствием донесут, а уж если в доме перестановка мебели — тут они герои. Трудиться будут с удовольствием и без устали.
Не тратьте деньги на сложные развивающие игры, лучше купите собаку, заведите кошку, или потратьтесь на рыбок. Ребенку нужен надежный друг, ему нужно, чтобы его понимали. А у этих детей удивительная связь с живой природой. Современная цивилизация бывает непонятна и тяжела для них, а мир животных влечет. Они любят ухаживать за животными. Ходите с ними в зоопарк, а не в музей или театр.
У этих детей особый способ запоминания, мышечный. Мышечная память — это когда тело запоминает движения, а вместе с ними и различную информацию.
Двигаются эти дети равномерно, не спеша, также говорят, едят, думают. Речь не отличается большим словарным запасом. Рассказывая, они, бывает, испытывают сложности с подбором слов, тогда в ход идут междометия и местоимения: «Ну этот, как его там, так он его так, ну прямо ой-ой-ой как, ну вот значит все такое-этакое, и больше ничего, все».
Вот таким образом покладистость, коллективизм, скромность и доверчивость уживаются в вашем ребенке со склонностью к разрушению. Принимайте его таким, как он есть. Для вашего ребенка есть замечательный способ выхода агрессии — это спорт. Особенно хороши силовые виды спорта. Спорт для них и удовольствие, и путь к успеху.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!