Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга, и новые впечатления не приносят ему ничего, кроме обид и разочарований.
В чем причины этого? Вам всегда казалось, что у вас милый, обаятельный малыш, общительный с взрослыми, бывающими у вас дома, прекрасно ладящий с их детьми. А тут вдруг замкнулся в себе, не хочет идти в школу, потому что ему не нравится играть с другими детьми.
Над этим стоит серьезно задуматься. Дело в том, что естественное состояние ребенка - тянуться к ровесникам, к играм с ними. А если он не ищет друзей, не торопится к ним, замыкается в себе, стремится к одиночеству, значит, расстроились его гармоничные отношения с окружающим его миром, с самим собой. Следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии и спокойно, ненавязчиво исправить положение.
И попадая в новый коллектив, поначалу даже дети, не имеющие проблем в общении, порой теряются. Что же говорить о тех, кто испытывает трудности в общении со сверстниками из-за своих личностных особенностей (повышенной эмоциональности, нарушения самооценки, агрессивности, замкнутости, застенчивости, конфликтности)?
Причины возникновения подобных отклонений в поведении ребенка могут быть самыми разными - чрезмерная опека со стороны родителей, избалованность, эгоизм ребенка, принудительное ограничение общения малыша по самым разным причинам (боязни отрицательного влияния на него со стороны друзей, болезни кого-либо из членов семьи, усталости родителей после напряженного трудового дня, нежелания нарушать порядок в доме и т. д.).
Одной из наиболее распространенных причин неумения завязать прочные отношения со сверстниками является и излишняя застенчивость ребенка. Бывает, что даже доверчивые дети, добрые, искренние, потенциально готовые к общению, не могут преодолеть психологический барьер и нормально общаться с ребятами близкого возраста.
Не привязывайте ребенка к себе. Конечно, очень приятно ощущать свою нужность, но такая привязанность может привести к формированию нежизнеспособной личности, идущей на поводу у более сильного, прячущейся от решения любых возникающих проблем.
Родителям важно усвоить, что общение со сверстниками и другими детьми так же необходимо дошкольникам и школьникам, как и с членами собственной семьи. Если пребывание в кругу семьи дает чувство собственной значимости, то общение с детьми стимулирует развитие личности. Чтобы из вашего малыша вырос полноценный человек, не лишайте его ни того, ни другого.
Родителям необходимо понять, что для ребенка очень важно хоть иногда приглашать гостей к себе домой. Самоутверждение необходимо в любом возрасте, а какое место для этого самое подходящее? Где он может похвалиться чистотой и порядком своей комнаты, коллекцией вкладышей или наклеек от жевательной резинки, многообразием игрушек? Где он может показать своего любимого щенка или котенка, которого ему подарили на день рождения? Все это повышает авторитет малыша в глазах других, а следовательно, способствует его открытости, обретению уверенности в себе.
Игры дома не менее необходимы, чем игры на улице. Следует, конечно, заранее договориться с малышом, что после ухода гостей в комнате будет такой же порядок, как и до их визита. А если в доме кто-то болеет, объясните, что для забав желательно выбрать спокойные занятия: отгадать загадки, поиграть в настольные игры. В общем, при разумном поведении родителей ребенок не будет вести себя неправильно.
Важно, чтобы он понял, что его интересы уважают, как и интересы других членов семьи. Если он будет видеть такое отношение и к себе, и к окружающим с самого раннего возраста, он вырастет человеком, способным проявить внимание и сочувствие к тем, кто будет окружать его. Это, в свою очередь, поможет ему находить общий язык и в школе, и в дальнейшей жизни, ведь внимательные, чуткие люди всегда являются душой общества.
1. С самого раннего возраста старайтесь создавать такие условия, чтобы у вашего малыша была постоянная возможность общения с ровесниками. Чем реже контакты со сверстниками, тем меньше вероятность обзавестись друзьями. Ходите в гости в семьи, где есть дети, приглашайте соседских ребятишек к себе домой, устраивайте праздники, предоставляя малышне возможность проявить свою инициативу, выдумку, способности.
2. Не опекайте чересчур детей, не подавляйте их волю. Почаще предоставляйте возможность действовать самостоятельно.
3. Помогите ребенку завести постоянного партнера по развлечениям из числа соседских мальчиков и девочек. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Поймите, что даже самые теплые отношения с родителями не заменят малышу общения со сверстниками.
4. Не будьте сторонним наблюдателем, когда ваш сын или дочь общается с другими детьми. Старайтесь устанавливать между ними дружеские контакты, включаясь в игру на правах участника. Если требуется срочное вмешательство, например, если между детьми возникла ссора, выступите в роли "миротворца"; если вдруг разладилась игра, возьмите инициативу в свои руки, постарайтесь заинтересовать детей в ее продолжении, предложите что-нибудь новое, более интересное.
5. Не переусердствуйте, помогая в играх и забавах. Если каждый следующий поступок сына или дочки будет подсказан вами, каждая игрушка изготовлена вашими руками при их пассивном участии, а игра задумана не ими, а вами, эти старания пойдут малышу не на пользу, а только во вред. Вместо заинтересованности возникнет тупая и беспросветная скука, а в результате - безволие, несамостоятельность, неверие в свои силы, чрезмерная податливость посторонним влияниям, рабская зависимость от более сильного человека, а следовательно - невозможность полноценного общения.
6. Играйте, веселитесь, шалите с ребенком "на равных".
7. Придумывайте вместе с ним различные истории, главными действующими лицами которых будут он сам и его товарищи. Пусть эти истории носят поучительный характер.
8. Учите малыша не только играть в игры, придуманные вами, но и создавать на их основе свои. Помогите ему научиться толково объяснять правила игры, в которую он играл или придумал, и организовать ее.
9. Учите его открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерики и обиды.
10. Пореже меняйте привычный круг общения детей (школу, например), так как частая смена коллектива отрицательно скажется как на застенчивом, так и на ребенке с задатками лидера. Если же по объективным причинам это все-таки пришлось сделать и ваш малыш долго не может привыкнуть к новому коллективу, "раскрыться" в обществе новых приятелей, придумайте что-то такое, что привлечет к нему внимание ребятишек (организуйте чаепитие с играми и конкурсами, например).
11. Поощряйте за стремление к общению со сверстниками, за прекрасные отношения с ними. Приветствуйте и поддерживайте эти качества. Похвала родителей - прекрасный стимул для каждого малыша.
12. Больше бывайте с ребенком на улице, во дворе, чтобы с самого раннего возраста он мог привыкнуть к тому, что живет среди людей и что общение с ними не необходимость, а приятное времяпрепровождение. Именно во взаимоотношениях с друзьями раскрываются лучшие человеческие качества. Находясь с самого раннего возраста в окружении разных людей, ребенок проще смотрит на новые знакомства, привыкает к тому, что широкий круг приятелей - это естественно для нормального человека.
13. Не ругайте его за то, что он сторонится общества детей, предпочитая быть с матерью, бабушкой, близкими. Не давите на него. Это вызовет лишь обратный эффект, и ребенок замкнется в себе. Пойдите другим путем - помогите ему влиться в игру, примите для начала участие в ней, а потом, когда он увлечется, постарайтесь незаметно "исчезнуть" из поля его зрения.
14. Ненавязчиво, но часто рассказывайте сказки, истории - выдуманные или происходившие в действительности - о прекрасной дружбе, о том, как люди помогают друг другу в беде, кого можно считать настоящим другом.
Истории эти должны быть просты для восприятия и понимания малыша, с прозрачным смыслом и наводить его на мысль, что у каждого человека должен быть хотя бы один настоящий друг, с которым интересно играть, делиться секретами, помогать ему: "Такой друг не даст тебя в обиду, но и ты должен его защитить, если потребуется". Истории помогут ему разобраться, например, в том, кого можно считать верным другом, а кого нет, как выбрать себе хорошего товарища.
Стоит заметить, что коррекция поведения - дело не одного дня и даже не месяца. Она требует огромного терпения и постоянных, систематических занятий. Но это стоит того, дорогие друзья!
Автор: Мария Дёмина
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!