Почему же не у всех? От чего зависят способности ребенка и на ком «отдыхает природа»? Как найти таланты в маленьком человечке и развить креативность? Об этом психологи и педагоги написали столько, что даже для поверхностного ознакомления с их теориями и методиками не хватит и десяти лет. Мы почерпнули самые лучшие мысли, рожденные учеными, и перескажем их вам.
Есть такой миф: «гениальность» и «ген» имеют один корень, и если в вашей родне никто особыми талантами не блистал, то и новому члену семьи неоткуда унаследовать какой-нибудь дар. Глупость! Многочисленные эксперименты, в которых участвовали близнецы, доказывали, что таланты в ребенке закладывает не природа, а все-таки семья и воспитание.
Американские ученые исследовали биографии нобелевских лауреатов по науке и литературе. Как выяснилось, почти все обладатели этой престижной награды происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов, где воспитание можно было бы назвать демократичным, а отношения – теплыми. Результаты этого исследования доказали: в семье, где уделяют внимание детям, где поведение детей не контролируется, как в тюрьме, где поощряется нестереотипное поведение, где кто-то из близких является творческой личностью… у ребенка креативность более развита.
Отсюда несколько правил для тех, кто мечтает вырастить из крохи умницу. Первое – вы сами должны хоть немного быть творческой личностью, не забывайте об этом. Второе – уделяйте внимание способностям ребенка, поощряйте его склонности и не забывайте хвалить его даже самые маленькие достижения.
Современные методики развития творческих способностей у детей предполагают, что это самое развитие начинается еще до появления малыша на свет. Доказано: человечек начинает поглощать информацию практически с самого зачатия, когда в нем закладывается нервная система и развивается мозг.
В корпорации Sony сотрудницы участвовали в эксперименте: в непосредственной близости от живота будущей мамы проигрывали определенные мелодии. Дети этих женщин позднее демонстрировали не только музыкальные способности, но и высокий интеллект. Кстати, к аналогичным методам прибегали древние китайцы еще более 2 тысяч лет назад! Наука дает такое объяснение этому явлению: после рождения у человека мозг перестает производить новые клетки и убивает те, которые, по его мнению, не востребованы. Музыка позволяет сохранить большее количество клеток мозга, их стимуляция звуком дает организму знак, что они нужны, и программа уничтожения клеток отменяется.
Поэтому, если вы еще только ждете появления на свет своего маленького гения, начинайте «воспитание»: больше читайте (вслух), пойте, слушайте классическую музыку, посещайте театр и концерты. Помните, что чадо внутри вас уже прислушивается к тому, что происходит вне стен его крохотного дома.
После появления на свет ребенок активно изучает окружающий мир. От того, как задействуется его еще податливая нервная система, зависит, как пройдет это знакомство. Американский ученый Д.Крейч провел интересный эксперимент: он поселил одну группу новорожденных крысят в обстановке сенсорного голода, в пустые клетки, где они практически ничего не чувствовали, не слышали и не видели. Вторую группу зверьков он водворил в клетки с лесенками, игрушками, крутящимися колесами и пр. По итогам эксперимента выяснилось: мозг выросших крысят из второй группы оказался более развитым и крупным, эти крысята превосходно проходили все тесты на интеллект.
Именно поэтому принцип – «больше впечатлений, хороших и разных» – лежит в основе многочисленных методик по воспитанию детей. Знакомьте малыша со всеми зрительными образами, звуками, фактурами и запахами. Рассматривайте с ним картинки, танцуйте, рисуйте, играйте, словом, делайте каждый день его детства насыщенным. Найти себе подмогу в этом деле не сложно: сегодня в магазинах есть краски и карандаши для годовалых, книжки для трехмесячных, конструкторы и музыкальные инструменты для тех малышей, которые еще не научились даже ходить и говорить. Детскую комнату украшайте надписями на разных языках, математическими формулами, репродукциями с полотен великих художников... В общем, приучайте ребенка с первых дней к постоянному познанию нового, к обработке больших объемов информации.
Для развития творческого потенциала у ребенка важны так называемые задачи на «дивергентное решение» – то есть задачи, в которых нужно найти не один ответ, а как можно больше разнообразных и оригинальных. Самые простые способы развивать этот тип мышления – вместе с малышом пробовать всё новое: ходить в садик не по одному маршруту, готовить новые блюда, листать разные книжки… И более сложные задачи-игры для уже подросшего ребенка: составлять фразы и тексты из заданного набора слов, строить изображение из геометрических фигур, дорисовывать картину из одной закорючки. Можно, шагая по улице или сидя в очереди, искать максимальное количество предметов, название которых начинается с буквы «В» или название которых состоит из пяти букв. При этом важно поддерживать «дух соревновательности» – ребенок должен хотеть не просто решить задачку, поиграть, а ПОБЕДИТЬ, обыграв вас в маленьком состязании.
Хорошая игра для мамы и малыша – вместе играя, искать причины событий, например, почему в этом году в лесах было много грибов, почему оказался закрытым магазин, почему у соседей весь день звучала музыка. Важно приучать ребенка к творчеству в любой форме: рисовать крупой, создавать картины из обрезков цветной бумаги или ткани, сочинять стихи и сказки, поздравления и письма, придумывать историю, составлять рассказ из слов, начинающихся на одну и ту же букву. Такие методики и игры можно найти в любом книжном магазине и, конечно, Интернете.
Важен сам подход к воспитанию. В крохе с первых дней его жизни нужно развивать и поддерживать гибкость мышления, любознательность, развивать память, эрудицию, постоянно расширять круг интересов... Помните, что гении не берутся из ниоткуда. Их делают любящие и заботливые родители.
Автор: Ксения Угланова
Источник: bt-lady.com.ua
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!