Левое полушарие мозга человека отвечает за такие функции нашего мышления как логика, оперирование знаками и символами, умение расчленять и детализировать предметы и события. Левополушарное мышление более ярко проявляется у мужчин. Правое же полушарие отвечает за интуицию. Люди, у которых оно занимает главенствующую роль , с трудом расчленяют картину мира на составные части, плохо анализируют, зато умеют видеть предмет или событие целиком и находить нетривиальные и оригинальные решения там, где их «праворукие коллеги» пасуют.
Недаром среди левшей такое количество художников, музыкантов, архитекторов, математиков, физиков! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Наполеон, Черчиль, Бисмарк, Чарли Чаплин, Махатма Ганди, королева Виктория. Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, академик Павлов, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Анри Тулуз-Лотрек — все они были левшами… А ведь левши – это всего 10% населения земного шара.
И не только при смене работы, коллектива, сферы деятельности, но даже при смене климата. Любопытно, что у «праворуких» женщин правое полушарие мозга представлено более активно, чем у мужчин. Т.е. стиль мышления левши более схож со стилем мышления женщины.
И все же, быть левшой в наше «праворуком» обществе довольно тяжело. Очень многие вещи и предметы, окружающие нас, рассчитаны на праворукое большинство. Дверные ручки, ножницы, карандаши, авторучки, линейки, ножи, спорттовары, компьютеры, телефоны делаются для большинства. А левшам приходится приспосабливаться, испытывая при этом дискомфорт. И если взрослые уже научились мириться с определенными неудобствами, то малышам это даётся очень нелегко.
Во времена наших мам и бабушек леворукость не поощрялась. В школе и дома ребенка-левшу заставляли все делать правой рукой, стараясь сломать и переучить. Что же из этого выходило? Вместо одаренного, талантливого, успешного человека в 90% случаев получался забитый невротик-неудачник.
Переученные левши становятся плаксивыми, легко возбудимыми и неуправляемыми, у них начинается заикание и энурез, головные и желудочные боли, пропадает сон и аппетит, и в конце концов возникает стойкое отвращение к школе и учебе вообще. И когда дети-левши вырастают, многие из этих симптомов остаются с ними.
Прежде всего, подтвердить или опровергнуть свои подозрения. Чтобы определить, левша ли ребенок, вам нужно будет понаблюдать за ним в течении дня и ответить на ряд вопросов. Например, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, открывает дверь в комнату, ковыряет в носу (да-да, все дети делают это), держит яблоко, бросает снежки, гладит кошку, держит за палочку чупа-чупс...
При этом, если вы предлагаете ребенку ложку, яблоко, карандаш, конфету, вы не должны давать ему этот предмет в определенную руку. Лучше всего положить его перед ребенком на стол на равном расстоянии от обеих рук, посередине. Если из 10 дел в течение дня 7 и более будет сделано левой рукой, ваш ребенок - левша. Если около половины – у вас амбидекстральный ребенок, т.е. оба полушария его мозга представлены одинаково сильно. Тогда вам тоже стоит прислушаться к нашим рекомендациям для родителей леворуких детей.
Свет и обучающие пособия должны находиться от ребенка-левши с правой стороны (вы помните: главное полушарие-правое, правый глаз передает картинку прямо к правому полушарию).
Ни в коем случае не позволяйте ребенку переутомляться. Дети-левши быстрее устают. Таковы особенности их нервной системы, и занятия с ребенком-левшой не должны длиться больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время можно снова возвращаться к обучению.
Не замахиваясь на главную роль левой руки, постарайтесь научить своего ребенка действовать обеими руками. Для этого можно рекомендовать лепку, макраме, игру на музыкальных инструментах, на которых активно задействованы обе руки, плавание, игру в мяч и прочие занятия, где развивается координация движений кистей и пальцев рук.
Когда ребенок-левша начинает читать предложение, ему абсолютно все равно, начнет ли он чтение с середины, конца или начала строчки. При письме дети часто пишут буквы зеркально, не дописывают предложения и слова, теряют строчку.
Нужно мягко указывать ребенку на его ошибки и развивать привычку писать и читать слева направо. Для этого можно «отметить» левую руку ребенка чем-либо (браслет или часы), т.к. леворукие дети часто затрудняются в определении, какая рука левая, а какая правая. Отмеченная рука всегда будет служить местом начала ряда.
Чтобы отрабатывать этот навык, можно складывать мозаику слева-направо, выкладывая ее рядами – так же, как мы пишем и читаем, складывать кубики в том же порядке, читать комиксы и придумывать собственные истории по тематическим картинкам, которые нужно разложить в порядке развития сюжета в цепочку слева направо. Можно также сначала придумывать собственные сказки (а с фантазией у вашего ребенка все хорошо) и иллюстрировать их с ребенком в том же порядке – от начала к концу.
При обучении чтению левше очень трудно удерживать строчку, которую нужно прочитать. Поэтому для начала рекомендуется закрывать текст книги непрозрачной линейкой или кусочком картона и открывать поочередно слово за словом (или даже слог за слогом) по мере продвижения ребенка по тексту. Ребенок будет читать таким образом до тех пор, пока навык удерживать нужное направление и слежение за строкой не дойдут до автоматизма.
С теми же проблемами (и даже более серьезными) сталкивается ребенок-левша при переписывании текста. Ведь в этом случае ему приходится не только фиксировать свое внимание на том месте в тексте, которое нужно переписать, но при этом также переносить этот текст в тетрадь, выстраивая буквы в ряд именно в том порядке, в котором они должны стоять.
Для левши это архитрудная задача, которая отнимает много времени и внимания. Если у ребенка не получается, а вы будете заставлять его снова и снова – результат от раза к разу будет все хуже. Поэтому не заостряйте внимание ребенка на плохо выполненном уроке, объясните основные ошибки и вернитесь к этому заданию в другой раз.
Возможно, перечисленные задачи покажутся родителям «левшей» чрезвычайно сложными, но на самом деле это не так. Постоянная систематическая работа с ребенком скоро начнет приносить свои плоды. И вы подготовите своего ребенка к обучению в школе без ущерба для его физического и нервного здоровья.
А там, возможно, в ряду великих левшей появится и его имя.
Автор: Мария Гузанова, психолог
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!