Детские рисунки

18 октября 2013    Редакция RB7    8393
Многие родители уверены, что рисование – занятие для уже подросших детей. Но на самом деле предложить малышу краски можно уже на первом году жизни.

Как организовать «уроки рисования» для самых маленьких и какие выводы можно сделать по первым детским рисункам?

Детские рисунки: когда начать?

Родителям бывает удивительно слышать, что малыш должен получить возможность рисовать уже в 10–11 месяцев. Что же он может изобразить? Конечно, ни человечка, ни кошечку, ни домика вы не получите. Кроха не сумеет сразу передать образ – у него будет желание «просто» размазывать и смешивать краски. Но законы развития изобразительной деятельности таковы: начав позже, ребенок все равно будет проходить все этапы, будь это в 2, в 3 или в 4 года. Поэтому ранний старт в творчестве – это то, что нужно!

Польза рисования заключается в том, что оно:

  • способствует умственному развитию ребенка. Даже если малыш просто мажет красками по листу, в его головном мозге образуется множество условных связей, идет мощная работа по анализу, соизмерению и сравнению;
  • помогает выразить взгляд на мир. Постепенно кроха получает возможность выражать свои эмоции с помощью цвета, линий и форм;
  • развивает внимание и память. Малыш обращает внимание, делает выводы и запоминает результаты «экспериментов» и в следующий раз действует более эффективно. Позже он учится удерживать в памяти объект, который хотел изобразить;
  • развивает моторику рук, и не только «мелкую». В процессе рисования задействуются все мышцы рук и даже спины и груди. Малыш учится «тонкому» управлению ими;
  • способствует обогащению речи. Работа «на кончиках пальцев» позитивно влияет на развитие областей мозга, отвечающих за речь. Использование многообразия цветов и материалов расширяет словарный запас;
  • развивает целеустремленность и уверенность в себе. Чтобы что-то нарисовать, да и просто заполнить лист линиями, нужно приложить усилия, проявить умение. Не сразу, но постепенно у ребенка развивается мотивация к творчеству. Он ставит себе цель, определяет средства, творит и… получает результат! Причем результат, обладающий характеристикой постоянства: картинку не сотрешь, ее нельзя разрушить, как башню из кубиков, и можно хранить. А это позволяет гордиться собой!

Творческая личность : Ступенька за ступенькой

Итак, если ребенку дать возможность рисовать еще в возрасте до 1 года, то он пройдет в своем развитии несколько важных этапов. Обратите внимание: если карандаши, краски и бумага попали в руки ребенка позже, то он может «не укладываться» в указанные ниже сроки. Он будет проходить все более ранние этапы, хотя и быстрее, чем это происходило бы «в срок». Но и в этом случае он, скорее всего, к концу периода овладеет всеми навыками и двинется дальше «в ногу» со всеми.

Детские рисунки: следы

10 месяцев – 1,5 года

У малыша впервые появляется интерес к рисованию. Он уже не раз видел, как его родные берут какую-то тонкую палочку и начинают водить ею по чему-то белому. И он не упустит возможности добыть вожделенный инструмент! Хорошо, если под рукой у него (и у вас) окажется лист бумаги, а не диван и не книга. Малыш крепко зажмет карандаш в кулачок и удивится тому, что появится из-под его руки.
Этап «доизобразительной графической деятельности», который начался сейчас у ребенка, продлится до 3 лет. На этой стадии кроха получает удовольствие от самого процесса появления на бумаге следов, смешивания красок, мытья кисточки. Он рисует, не ставя цели изобразить нечто конкретное и узнаваемое.

До 1,5 лет на листе бумаги появляются хаотичные линии, зигзаги по принципу «туда-сюда». Ребенок еще не способен нарисовать одну-единственную линию, вовремя оторвав карандаш от бумаги. К концу периода появляются круговые движения типа «клубочков».

Чем рисовать? Лучше использовать специальные «пальчиковые» краски, а также короткие толстые восковые карандаши, которые удобно зажимать в кулачке. А размахивая карандашом, малыш не повредит себе глаза.

Детские рисунки: точка, точка...

1,5 – 2 года

Малыш учится более точным движениям. Встречаются единичные линии, в основном горизонтальные, которые становятся более короткими, «клубочки» становятся меньше по размеру. Далее следует важная стадия «точек». Чтобы нарисовать точку, моторика руки должна быть достаточно зрелой, ведь это движение руки вниз и вверх. Однако малыш с прежним удовольствием рисует и размашистые каракули, стараясь занять больше пространства для рисования! Он готов рисовать везде, не разделяя «можно» и «нельзя». И еще он с удовольствием наблюдает, как взрослый рисует картинки для него.

Чем рисовать? К «пальчиковым» краскам и восковым карандашам добавляются обычные цветные карандаши. С точки зрения безопасности для глаз лучше, если они будут не обычной длины, а короткие. Под контролем взрослых можно использовать фломастеры на водной основе для бумаги или маркеры для специальных белых досок, которые легко смываются сухим способом. Для рисования красками укоротите кисточку и обмотайте ее конец чем-нибудь мягким. Можно также использовать кусочки губки.

Детские рисунки: зрелые каракули

2 – 3 года

Кроха становится все более умелым в своих действиях. Теперь в его рисунках больше единичных линий, уже расположенных по вертикали. Появляются первые формы – круги. Не стоит, впрочем, думать, что круг – это что-то действительно круглое. «Кругом» на этом этапе считается замкнутый (или почти замкнутый) контур обтекаемой формы. Малыш может предпочитать только один цвет и отказываться пользоваться другими. Ребенок учится видеть границы листа и не заходить за них. До 2,5 лет малыш, рисуя, все еще не ставит перед собой цели, а просто наслаждается процессом. Но появляется важное изменение: если вы спросите его, что он нарисовал, он скажет. Впрочем, спросив его завтра по поводу той же картинки – и вы можете услышать совершенно иной ответ.

После 2,5 лет малыш может заранее сказать, что он собирается изобразить. Но это не значит, что именно это он и нарисует! В силу вступает интересный эффект – «соскальзывание на иной стереотип». Так, например, девочка, решившая нарисовать мишку, закончила свою работу возгласом: «Вот сколько шариков летит!» А мальчик, рисовавший грузовик, с удовольствием констатировал: «Хороший дом вышел!» Такие «перескоки» в рисовании объясняются тем, что какой-то элемент рисунка вызывает ассоциацию с другим зрительным образом, и мысль ребенка идет уже в ином направлении. Это обычное поведение до 4 лет, и иногда и позже.

Важные диагностические признаки возраста, говорящие о нормах развития, таковы: в 2–2,5 года малыш должен уметь «копировать» круг, а в 2,5–3 года – крест, состоящий из двух линий – вертикальной и горизонтальной. Для этого на своем листе бумаги нарисуйте круг или крест и попросите ребенка: «Нарисуй так же». Конечно, линии будут довольно «корявые», но обе фигуры должны быть узнаваемы. Если ребенок нарисовал «каля-маля», возвратитесь к эксперименту снова через несколько дней: возможно, вы просто выбрали неудачный момент. Но если после нескольких попыток вам не удалось добиться результата, обратитесь к специалисту. Невозможность копировать основные элементы может свидетельствовать об отставании в психическом развитии. Для начала стоит обратиться к психологу для комплексной диагностики.

Чем рисовать? Практически чем угодно! Малыш уже не тянет в рот все подряд, и координация движений достаточно зрелая. Он обязательно захочет рисовать или «писать» ручкой, как взрослый, и это стоит ему позволить. Пусть у него под рукой будут самые разнообразные карандаши, фломастеры, краски. И конечно, мелки для рисования на асфальте.

Первые рисунки

3 – 4 года

В этом возрасте малыш уже способен правильно держать карандаш. В рисунках появляется много замкнутых контуров-фигур, которые напоминают треугольники, четырехугольники, круги. Линии становятся многообразнее – прямые, изогнутые, спиралевидные. Элементы рисунка наслаиваются друг на друга и, кажется, хаотично переплетаются между собой. Ребенок может в процессе творчества несколько раз переворачивать лист, и получится, что цветочек «растет» сверху вниз, а грибочек – из боковой стороны листа. Что касается цвета, то использование его еще не специфично: например, человек может быть нарисован зеленым цветом, а трава – красным. Все это является нормой возраста. Малыш может вкладывать во все это особый смысл, который трудно рассмотреть взрослому.

Важно, что ребенок все реже рисует «просто так» и все чаще – по замыслу. Рисование для него – живой процесс, и часто это приводит к зачерчиванию всего рисунка! Например, девочка, изображая сильный дождь, может заштриховать дерево. А мальчик, рисуя машину, может так увлечься тем, как она ехала по дороге, что покроет спиралевидными линиями весь лист! Для детей их рисунок – не что-то статичное, застывшее, а живое, динамичное, игровое. Помните, что такое зачеркивание, если оно происходит как «игра на бумаге», – норма возраста.

Изображая какой-либо объект, ребенок этого возраста рисует его не полностью, а лишь самые важные с его точки зрения части. Особенно ярко это проявляется при попытках нарисовать человека: голова, а от нее отходят ручки и ножки-палочки. До 3,5 лет ребенок может, увлекшись, нарисовать 8 ног, расположив их на голове. Не спешите его поправлять, говоря: «Ты нарисовал неверно!» Лучше сказать: «Как много ног нарисовано!» – без упоминания о том, что ребенок ошибся. Позже обратите внимание малыша на то, что у каждого человека две ноги и две руки. И через некоторое время на рисунках будет правильное число «конечностей» Помните: если ребенок что-то нарисовал «неправильно», ваша задача не в том, чтобы «исправить» рисунок, а в том, чтобы обратить внимание малыша на то, как объект выглядит в реальности. Уже к 4 годам кроха будет правильно располагать части тела в пространстве, но еще долго может путаться, например, с количеством пальцев на руках.

Еще один важный признак возраста – тиражирование работ. Если у малыша удачно получился цветок, или тучка, или камень, то будьте готовы получить еще полсотни таких же. Не сетуйте: «Снова одно и то же!» Просто выберите для домашней коллекции несколько пусть и похожих, но все же разных работ. Малыш будет горд положить их в папочку или прикрепить магнитиком на холодильник. Ведь в этом возрасте ему очень важно, как относятся к его творчеству родные!

Чем рисовать? К целой палитре возможностей можно добавить инструменты-развлечения: например, карандаши с многоцветным грифелем, меняющим цвет, если им рисовать под определенным углом. Пора познакомить малыша с особенностями рисования гуашью, когда цвета перекрывают друг друга, и акварелью (рисуем на влажной бумаге, цвета остаются «прозрачными»).

Первые рисунки: творческий старт

Чтобы дать ребенку творческий старт, нужно… решиться на это! Рисование – занятие, в процессе которого может быть запачкано все вокруг. Приходится отмывать не только самого ребенка, но и себя, одежду, стул и стол, холодильник и стены, забрызганные краской. А у кого на это есть дополнительные время и силы? Но несколько несложных идей позволят и малышу рисовать, и маме не слишком перетрудиться…

Рисуем в ванной. Ванная комната – место благодатное. Тут ребенок может от души порисовать и на себе самом, и на кафеле, и отмывать всю эту красоту достаточно легко. Если вы пользуетесь готовыми пальчиковыми красками, то лучше выложить их на палитру, так как просто окуная руку в баночку, малыш очень быстро ее «разведет» до слишком жидкого состояния.

Картины на полу. Расстелите на полу коврик-«пенку», а поверх него – одноразовую полиэтиленовую скатерть. Наденьте на малыша одежду, которую не жалко испачкать. Положите перед ним большой лист, а на палитру – несколько красок. Важная рекомендация: берите «чистые» цвета – ярко-желтый, красный, насыщенные зеленый и синий. Рисуя, ребенок обязательно выйдет «за границы листа», будет размазывать краски по себе, получая огромное удовольствие. Но при этом вы получите неповторимый рисунок, состоящий из буйства цветов и оттенков. Скатерть же можно просто выбросить.

«Наскальная живопись». Придет момент, когда малыш подойдет с карандашом или ручкой к обоям. Обратите внимание, какое именно место выбрал ребенок. Возможно, он интуитивно пришел туда, где лучше всего падает свет, или уголок приглянулся ему своей укромностью. Повесьте в это место кусок старых бумажных обоев и предоставьте крохе возможность творить. Для детей младшего возраста как раз более естественно и удобно рисование в вертикальной плоскости, чем на листе, лежащем на столе. Если есть возможность, прикрепите старые обои по периметру комнаты и не спешите с ремонтом.

Доска-мольберт. Хороша для детей, которые уверенно стоят. Рисовать можно маркерами на водной основе и мелками. Некоторые доски позволяют крепить рулонную бумагу, и тогда можно дать малышу карандаши или восковые мелки. И то и другое оставляет следы, которые совсем не сложно смыть или отстирать.

Рисуем манкой на противне. Возьмите противень и тонким слоем высыпьте на него манку. Это вариант модных сейчас «песчаных картин» – и вида искусства, и психотерапии. Можно быть спокойными: если малыш и попробует манку на вкус, вреда не будет. Конечно, дети до 3 лет и в этом случае не изобразят ничего сложного. Но этот способ замечательно развивает и тактильные ощущения, и моторику. Кроме того, дети приходят в восторг от такого занятия! Не нужно направлять действия малыша: пусть его пальчики оставляют любые следы. А когда рисовать надоест, последствия творчества можно легко устранить с помощью веника или пылесоса.

Творческая личность: помогаем или мешаем?

Родителей часто волнует вопрос: насколько можно вмешиваться в творческий процесс ребенка? Разброс мнений широк – от «вообще не вмешиваюсь, только мою кисточки и подкладываю краску» до «вожу его рукой по бумаге, чтобы хоть что-нибудь получилось». Мнение психологов и педагогов таково: если уж крайность, то первая, строящаяся на позиции невмешательства. Но лучше, конечно, «золотая середина».

Помочь малышу научиться рисовать, не мешая ему, вы можете, если:

  • время от времени предлагаете задания на дорисовывание. Например, предлагаете нарисовать пятнышки божьей коровке, дождинки, шарики на елке и т.д. Отличных идей для такого рисования множество в Интернете, родители с удовольствием ими делятся друг с другом. Только не стоит делать этот вид творческой работы единственным, так как он не слишком развивает воображение.
  • изучаете мир вместе. Чем больше вы ориентированы на то, чтобы вместе с ребенком заново изучать мир, тем лучше он будет его рисовать. Хорошо, если малыш не только знает название предмета, например «мяч», но и ощупал его, убедившись в том, что он круглый, увидел множество мячей разного цвета, исследовал его свойства: мяч высоко подпрыгивает, скатывается с горки. Если ребенок задумал рисовать мяч, не нужно ему показывать, как именно это делается «правильно». Еще раз рассмотрите предмет вместе, а затем – не мешайте! Помогите, только если малыш просит об этом: «На что похож мяч? На круг! Давай нарисуем круг. А теперь сам реши, какого цвета будет мячик!»
  • учите ребенка формам, не утопая в стереотипах. Когда вы рисуете что-то для малыша, даже годовалого, вы обычно начинаете с определенной формы – круга, квадрата, треугольника, крестика. Остановитесь и назовите ее. После 2–2,5 лет можно «позаниматься»: рисуйте фигуру на своем листе, а ребенка просите повторить на его листе. Также можно взять «лекала» – предметы нужной формы, например кубик, монетку. Малышей обычно заинтересовывают такие «обводилки», но их лучше чередовать с обычным рисованием. Так вы знакомите кроху с возможностями, которые затем он сможет использовать, рисуя нечто сюжетное, а также развиваете пространственное мышление. Но помните, что это «занятие» – все-таки игра, не ругайте малыша, если у него что-то не получается, не будьте слишком строги, иначе может пострадать творческий компонент.
  • бережно относитесь к результатам детского труда. Обязательно похвалите рисунок малыша. Но не ограничивайтесь словами-оценками «молодец» или «замечательно». Похвала должна быть описательная, например: «Сколько ярких линий ты нарисовал! А вот этот кружок точно в центре листа!» У детей старше 2 лет можно спросить, что же здесь нарисовано, и записать ответ. Можно сделать сменную экспозицию детских работ на холодильнике. Или протянуть веревочку и вешать рисунки на прищепки. Это наполняет ребенка гордостью и желанием творить еще и еще!

Интерпретация детских рисунков

Каждый из родителей, наверное, слышал о том, чnо линии, цвета, расположение предметов на рисунке что-то означают. Вот психолог берет рисунок и начинает свой рассказ: «Рисунок говорит о повышенном уровне тревоги»; «Ваш ребенок – человек тонкой душевной организации»; «Похоже, что он недавно перенес заболевание… Или у него есть хроническая болезнь?..» Родители удивляются такому «волшебству»: по каким же критериям специалист делает столь смелые выводы? И начинают искать информацию, благо в Интернете ее хоть отбавляй. Там можно узнать, что прерывистые линии свидетельствуют о физическом неблагополучии или неуверенности в себе, зачерченные контуры и большие глаза – о страхе или тревоге, а использование малого количества цветов – о депрессивном состоянии. Но стоит помнить, что психологи долго учатся интерпретации рисунка сначала в теории, а затем на практике. Каждый «подозрительный» элемент может интерпретироваться иногда 3–4 разными способами, в зависимости от других элементов или объяснений ребенка.

Что же касается рисунков детей с 1 года до 3–3,5 лет, то здесь и вовсе не подходят правила интерпретации, о которых речь шла выше. Для них существуют совершенно иные критерии оценки рисунка. Прерывистые линии, интенсивное зачеркивание, рисование «каляк-маляк» – это серьезные этапы становления того, что затем станет произведением детского искусства.

Итак, рисование – важная часть жизни малыша, всесторонне обогащающая его развитие. Внимание, память, мышление, творчество, целеустремленность – все подвластно карандашу и бумаге! Самое главное, что могут сделать родители, – это дать крохе саму возможность творить, вложив в его руки инструменты и подготовив пространство. А дальше – быть доброжелательными зрителями, лишь иногда становясь участниками этого увлекательного процесса.

Автор: Юлия Василькина
Источник: www.2mm.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!