Чем же мы – дети и взрослые – отличаемся? Самым юным землянам присуще открытое восприятие мира. Они живут здесь и сейчас, в постоянной радости, некритично принимают любую информацию, приходящую извне. Они окрылены своими открытиями и спешат совершать все новые и новые. Мир манит их разнообразием звуков, форм, красок, вкусов. Хочется все-все-все попробовать, подержать в руках, бросить, разбить, понюхать, облизать, не задумываясь над последствиями. Если объект исследований оказывается "бякой", то нужно максимально ярко выразить свое негодование и разочарование по этому поводу, а потом переключиться на исследование чего-то новенького. Словно в компьютерной игре, где заброшенный из другого мира ангел с неограниченным количеством жизней должен как можно лучше познать новое место обитания, не зажимаясь в лексиконе и проявляя свою изобретательность. Еще очень давно, кто-то из мудрецов очень точно сравнил детство с вечным летним полднем.
ВЫВОД. Хотите быть ближе к ребенку? Научитесь радоваться, улыбаться не дежурным улыбкам по Карнеги, а от всей души. Если шутка уже обросла бородой или новость "так себе", не кривите душой и говорите правду, но деликатно.
Каналы восприятия информации у взрослых и детей также отличны. В этом смысле заставить взрослый мозг работать, как у ребенка - то же самое, что попросить собственные ноги заново научиться ходить. Имеем, что имеем. И все же, если делать поправку на более доступные ребенку каналы информации, можно стать друг другу значительно ближе.
Итак, запомните, что:
- первым сенсорным "приемником" у детей является слух - больше говорите, пойте, слушайте музыку;
- левое полушарие мозга отвечает за речевые умения, и, как правило, быстрее развивается у маленьких девочек. Правое - за музыкальные способности, зрительную память и ориентацию в пространстве и, соответственно, более активно у мальчиков. К восьми годам активность полушарий у малышей обоих полов сравнивается;
- отдел мозга, отвечающий за визуальную память, также "работает" над анализом сенсорных впечатлений. Давайте крохе больше возможностей вступать в контакт с новыми для него предметами.
Детки свободно играют с реальностью, а их реальность - это фантазия. Взгляните на детские рисунки, а еще лучше на то, КАК дети рисуют, - и вы увидите рождение шедевра. Покрывая лист каляками - маляками, малыши изобразительными средствами рассказывают историю предмета. Например, сначала на бумаге появилась точка, потом пятно, из него подобно языкам пламени стали вырываться линии и параболы, которые затем плотным красочным слоем перекрыли друг друга. "Что ты нарисовал?"" - спрашивает мама. "Бутон и цветок" - отвечает карапуз. Все правильно, все точно! Конечно, формы не такие, как в учебнике ботаники, они воздушны и незримы, но, по сути, верны. Это подход не рисовальщика, а художника.
ВЫВОД. Чтобы стать ближе к ребенку, в любой картине или рисунке постарайтесь увидеть не отпечаток последнего момента существования этого мира, но всю его историю – так делают дети.
Дети подсознательно ищут во всем райскую красоту, но ее стандарты определяют не в сантиметрах и стандартных пропорциях, а в исходящем от нее свете добра, проникающего вглубь души. Для ребенка красивы и Белоснежка, и Шрек. Сочувствие, сопереживание, содействие – эти, вроде бы отвлеченные от искусствоведческих терминов понятия, как нельзя лучше помогают расширить детские предоставления о красивом.
ВЫВОД. Любите прекрасное, но не навязывайте свои представления малышу. Старайтесь дать ему шанс самому найти и описать то, что так его пленяет. Задавайте открытые вопросы, например, "Что тебе нравится на этой картине, в этом городе?", – и узнаете много нового.
Рано или поздно, в возрасте 2-3 лет и старше, тема смерти сама собой заинтересует ребенка. И здесь родителям важно проявить максимум честности, внимания и такта. Не стоит полностью игнорировать вопрос, отговариваться фразами вроде "умер – значит, уснул" или сочинять крохе небылицы о том, чем заканчивается наш земной путь. Опасен не сам обман, а то, куда он заведет фантазию ребенка. Некоторые юные философы в условиях отсутствия информации способны довести себя до крайней степени тревожности или начать небезопасные эксперименты над собой и другими живыми существами. Парадокс, но именно чувство самосохранения толкает ребенка самостоятельно искать способы защиты.
ВЫВОД. Предупредите сомнения и страхи в разъяснительной беседе, при этом опирайтесь на особенности характера и темперамента отпрыска. Смелому ребенку не сочиняйте сказки, а рассказывайте, пусть и без хеппи-энда в финале, робкому, наоборот, не выкладывайте всю правду-матку или придумайте для сказки счастливый конец. Приводите простые примеры, например, рассмотрите на улице, цветущую и поломанную ветки, обсудите разницу, поговорите о том, что происходит с болеющим или умершим человеком. Объясните, как происходит погребение, как переживают смерть близкие люди. Душа, Бог, ангелы - все это также доступно детскому конкретному пониманию вещей. Отдельно остановитесь на том, что у каждого человека есть достаточно времени, чтобы прожить свою жизнь от начала до конца и сделать много добра, но рисковать собой по глупостям, например, выбегать на проезжую часть, совать пальцы в розетку, убегать от родителей на оживленной улице, совсем неразумно. И обязательно напомните ребенку, как вести себя в опасных ситуациях.
Источник: detiseti.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!