Конец 2014 году стал шоковой терапией для авторынка: россияне сметали новые машины, а дилеры уже не были рады ажиотажу. Во второй половине декабря многие из них взяли паузу – отказались продавать авто из-за ценовой неопределенности. Что нас ждет в 2015-м?
Изрядная часть спроса на автомобили в ноябре и декабре была спросом «на опережение»: многие решили сменить машину раньше планового срока, что наверняка вызовет серьезную просадку рынка в первые месяцы 2015 года даже безотносительно ценового фактора.
При этом ценовой фактор станет определяющим. Аналитики сходятся во мнении, что подорожание автомобилей будет весьма существенным, однако его степень зависит от курсов валют и рыночной конъюнктуры.
В начале года мы увидим очень осторожное поведение автопроизводителей в том, что касается цен, объемов производства и поставок. Не исключено, что многие модели будут предлагаться в очень ограниченных количествах по схемам вроде предзаказа.
Стратегии производителей будут разные. Российские бренды, в частности, Lada, получат шанс повести себя агрессивно и отвоевать долю рынку, которую АвтоВАЗ терял последние годы. Так же могут действовать марки, имеющие в арсенале модели с глубокой локализацией, в частности, Datsun, Renault, Nissan – все они входят в единый альянс с АвтоВАЗом.
Мы можем придти к ситуации, когда наиболее разумным выбором для среднего класса, как и в прежние времена, станет новый автомобиль Lada или подержанная иномарка.
Некоторое облегчение японским брендам может принести падающий относительно доллара курс йены, – если, конечно, эта тенденция сохранится.
Сложнее всего придется производителям, делавшим львиную долю продаж за счет импортируемых моделей. Возможно, многие займут выжидательную позицию, предлагая лишь ограниченный список моделей.
Падение доходов россиян и увольнения приведут к выбросу на рынок большого количества автомобилей, купленных в кредит и находящихся в залоге у банка. В том числе это касается дорогих автомобилей: в объявлениях уже встречаются варианты из серии «Porsche Cayenne 2013 года по цене 1,1 млн рублей». Некоторые честно пишут о залоговом статусе автомобиля, предлагая купить его на свой страх и риск, и ездить по доверенности: в качестве компенсации за неудобства – аномально низкая цена.
Другие попробуют сбыть кредитный автомобиль тайком, что может выйти боком для будущего владельца. В случае если банк (или другой владелец залога) обратится в суд, автомобиль может быть изъят у последнего хозяина без каких-либо компенсаций. Поэтому при покупке относительно свежих – до 5 лет – автомобилей следует провести юридическую экспертизу. Стопроцентной гарантии и в этом случае не будет, но риски сведутся к минимуму.
Многие надеются на вторичный рынок, как на тихую гавань от инфляционных ветров, но вряд ли цены на подержанные машины останутся на прежнем уровне. Пусть с некоторым запаздыванием, но стоимость подержанных авто подтягивается под уровень, задаваемый «первичкой».
Стоит ожидать, что существенно увеличится и стоимость запасных частей для иномарок. Напомним, что даже для локализованных моделей большую часть технически сложных компонентов завозят из-за рубежа, а «русификация» касается в основном деталей интерьера, аккумуляторов, стекол, кузовного металла и резинотехнических изделий. Элементы подвески, двигатели, коробки передач, тормозные системы, электроника – все это покупается за валюту.
Частичное «импортозамещение» возможно для набора расходников и технических жидкостей, используемых при плановом техобслуживании автомобиля. Стоимость дилерского обслуживания, скорее всего, возрастет вслед за общей инфляцией на рынке. При формировании прайсов на ТО дилерские центры будут искать компромисс между стремлением компенсировать свои убытки от снижения продаж и страхом отпугнуть клиентов от официального обслуживания.
Многие автомобилисты предпочтут выполнять работы самостоятельно, а при выборе материалов и деталей выбирать не «оригинал», а сходные по цене аналоги.
Страховщики столкнулись с трудностями при формировании сетки тарифов по КАСКО, поскольку «средневзвешенные» цены на запчасти и работы в течение 2015 года могут измениться непредсказуемо. В результате, уже сейчас многие страховщики или отказывают страховать автомобиль по КАСКО, или выставляют серьезный ценник: скажем, одна компания предлагает страховку Ford Focus (среднего уровня комплектации) за почти 100 тысяч рублей в год.
Не исключено, что колебания курсов валют приведут к трудностям с выплатами компенсаций: страховые компании могут стать еще более разборчивы и внимательны к поиску лазеек для отказа в выплатах.
Страховка ОСАГО подорожала осенью уходящего года на 23-30%, в том числе из-за увеличения лимита выплат «по железу» до 400 тысяч рублей. Очередной коридор для повышения – весна 2015 года, причем есть и формальный повод: рост предельных выплат «по здоровью» до 500 тысяч рублей. Не исключено, что страховщики постараются также надавить на власти, чтобы повышение стало более существенным и компенсировало затраты на более дорогие из-за инфляции ремонты.
Если курсы валют продолжат рост, увеличится число конфликтов из-за просроченных или заниженных выплат, несмотря на все изменения в этой области (в частности, введение единой методики расчета). Словом, ДТП в следующем году будет гораздо более дорогим «удовольствием» – и в финансовом плане, и в моральном.
Дефицит и дороговизна новых машин и запчастей, а также падение доходов населения приведут к активизации автоворов. Угонять автомобили будут ради перепродажи или на запчасти, а пул популярных моделей может расшириться в унисон рыночной конъюнктуре: если начнутся проблемы с доступностью, или стоимость запчастей для каких-то марок или сегментов резко возрастет, «черный рынок» на это обязательно отреагирует.
Бдительность стоит проявить не только владельцам традиционных лидеров угонных хит-парадов (Honda Accord, Mazda3, Mitsubishi Lancer, Ford Focus, Toyota Land Cruiser и RAV 4 и т. д.), но и практически всем владельцам популярных моделей.
Вполне вероятно, что повышение общего криминального фона приведет к учащению краж из салонов автомобилей, например, с помощью код-грабберов: тенденция наметилась уже в 2014 году. Используя методы электронного взлома, преступники похищают из автомобиля ценности, а отсутствие следов механического вскрытия зачастую усыпляет владельца: пропажу он замечает слишком поздно.
Ну и напоследок: пусть описанное выше не воспринимается, как страшилка. Меняющаяся ситуация требуют от российских автомобилистов благоразумия и умения считать риски. В остальном будем надеяться, что тенденции 2015 года – лишь временные трудности, которые нужно преодолеть с достоинством и без потерь. Удачи вам на дорогах и в жизни!
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!