Показательно, что если в прошлом году по субсидируемым государством кредитам продавался каждый 15-й автомобиль, то сейчас – каждый девятый. Вместе с тем несколько снизились темпы одобрения заявок – виной тому дефицит машин у дилеров.
В то время как в кризисном 2009 году на европейских авторынках успешно действовала утилизация автохлама, в России единственным стимулятором рынка была программа льготного автокредитования. Однако желаемого результата она не принесла: за время действия программы по льготным автокредитам было продано лишь 6,6% автомобилей, а рынок в целом в прошлом году упал почти в 1,5 раза. Между тем Минпромторг, ставший инициатором и разработчиком льготного автокредитования, постоянно совершенствовал программу – с августа расширил список “льготных” автомобилей до 50 моделей за счет увеличения ценового барьера, а в декабре допустил к выдаче субсидируемых государством автокредитов частные банки (ранее были только государственные). Правда, реально в программу включились порядка 30 кредитных организаций из 104 заявленных, однако половину льготных автокредитов сегодня выдают именно частные банки.
Напомним, программа была возобновлена в конце февраля и рассчитана до конца года. По условиям участия в программе субсидирования потребительских автокредитов первоначальный взнос составляет 15%, максимальная стоимость автомобиля российского производства – 600 тысяч рублей, кредит предоставляется на 36 месяцев под банковский процент за вычетом 2/3 ставки рефинансирования ЦБ России.
Уже через три с небольшим месяца после возобновления программы в 2010 году число принятых заявок превысило показатель за девять месяцев действия льготного автокредитования в прошлом году (123,8 тысячи штук). А по состоянию на 8 июля это количество составило уже около 167 тысяч заявок. Повысилась и эффективность программы – доля автомобилей, купленных по льготным кредитам, увеличилась с прошлогодних 6,6% до более 11,6% в марте-июне нынешнего года. По мнению начальника управления развития автокредитования “ЮниКредит Банка” Ивана Сыскова, популярности программы в нынешнем году способствовало, прежде всего, расширение числа банков, выдающих льготные автокредиты. “При выборе кредита заемщики смотрят на ценовые условия, и по спецпрограммам они обычно более выгодные, чем по стандартным”, – отмечает он. Кроме того, на увеличение спроса на льготные автокредиты значительное влияние оказала программа утилизации, поскольку сертификат на 50 тысяч рублей от утилизации автомобиля банки принимают в качестве первоначального взноса. Как считает директор управления розничного кредитования Сбербанка России Наталья Карасева, дополнительным стимулом также стали предложения автопроизводителями и автодилерами дополнительных скидок и спецпрограмм, делающих кредит на автомобиль максимально выгодным. “Например, партнеры Сбербанка предоставляют скидки, диффиренцируемые по размеру в зависимости от срока и первоначального взноса по кредиту. Соответственно, программы позволяют оформить кредит вообще без переплаты, другими словами – с нулевой процентной ставкой”, – говорит Н. Карасева.
Если в прошлом году из 123 874 заявок получили одобрение 71 486 единиц, то есть 57,7%, то в нынешнем году эта доля сократилась до 45,6% (одобрено 76 135 из 167 946 заявок). В Сбербанке, на который за время действия программы приходится более 60% объема льготных кредитов, сохраняется высокий уровень одобрения по автокредитам и тенденции к росту числа отказов не наблюдается, утверждает Н. Карасева. “По-видимому, это вызвано тем, что к программе подключились другие кредитные организации, имеющие высокий процент отказа”, – считает она. Например, крупные иностранные банки, такие как Raiffeisen Вank, не хотят рисковать и в девяти из десяти случаев отказывают в предоставлении автокредита. И. Сысков также отмечает, что в “ЮниКредит Банке” уровень одобрения по автокредитам достаточно высок. “Вполне возможно, что разрыв между количеством принятых заявок и выданных кредитов в целом по программе вызван не большим количеством отказов, а так называемым отложенным спросом – на самые популярные машины уже существуют длинные очереди и покупатель ждет автомобиль несколько месяцев”, – говорит представитель “ЮниКредит Банка”.
По данным Сбербанка, на автомобили Lada приходится порядка 66,3% выдаваемых Сбербанком льготных кредитов. Среди иномарок лидируют Renault (11,5%), Ford (6,3%) и Skoda (4,4%). Среди заемщиков “ЮниКредит Банка” самые популярные модели – Renault Logan и Sandero, отмечает И. Сысков.
По словам представителей банков, программа льготного автокредитования получила успешное распространение в большинстве регионов России. “При этом Поволжский, Центральный и Уральский территориальные банки показали большую востребованность среди населения”, – говорит Н. Карасева из Сбербанка. В “ЮниКредит Банке” практически 30% продаж дает Москва и Московская область, еще процентов 15 – Санкт-Петербург и Ленинградская область, большой объем приходится также на Нижний Новгород и Нижегородскую область.
Автор: Александр Чупров
Источник: Autonews.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!