Дешевых автомобилей больше не будет

23 июня 2011    Редакция RB7    774
Программа утилизации легковых автомобилей в России заканчивается.

Итак, утилизация подержанных легковых автомобилей в России длилась 15 месяцев и стала не только первым удачным подражанием мировому опыту в области регулирования розничного авторынка, но и серьезным подспорьем в восстановлении отрасли после кризиса. По итогам 2010 года каждый третий новый легковой автомобиль в России был приобретен с помощью государства; в численном выражении это составило 600 тыс. единиц. Благодаря такой «накачке» российский авторынок в минувшем году рванул вверх на 30%, что стало самым лучшим результатом в Европе, особенно хорошо заметным на фоне соседей, уже завершивших к тому моменту свои национальные программы. Так, Германия – крупнейший авторынок Европы – в 2010 году сократила продажи машин на 23% на фоне прекращения мер господдержки. Во Франции за отчетный период авторынок сократился на 2,2%, в Великобритании вырос, но незначительно – лишь на 1,8%. В целом же по Евросоюзу годовое сокращение продаж составило 5,5%.

В 2011 году стремительное восстановление отечественного рынка новых легковых автомобилей продолжилось,

несмотря на кратковременное прекращение выдачи утилизационных сертификатов в начале весны. Так, за I квартал 2011 года авторынок в нашей стране вырос на 77%, что опередило динамику не только европейских стран, но и Китая. На этом фоне в начале апреля с. г. премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение о продлении программы, и уже 25 апреля Минпромторг возобновил выдачу сертификатов. Эксперты полагали, что 5 млрд рублей, выделенные из госбюджета на завершающий этап программы, будут освоены за три месяца, но ошиблись: потребители смели подчистую все бонусы менее чем за 60 дней.

Однако больше «халявы» точно не будет, невзирая на предстоящие президентские выборы и необходимость социально ориентированных действий в связи с этим. Ранее В. Путин недвусмысленно заявил, что относительно легковых автомобилей «искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать», и отметил, что результаты программы оказались «безусловно положительными». Здесь следует отметить, что сама по себе утилизация стала мерой социальной поддержки малообеспеченных слоев населения: ведь 80% приобретенных за счет нее автомобилей – это продукция АвтоВАЗа. По данным на май 2011 г., подавляющее большинство покупателей выбирали вазовскую «классику», в стоимости которой государственный бонус составляет от трети до четверти. Так, на долю заднеприводных «семерок» пришлось 33% продаж, Lada Kalina – 24,5%, Lada Samara – 17%. Самая дорогая модель, флагман марки Lada Priora, оказалась самой непопулярной из легковых – 16,7%. Наконец, на долю внедорожника Lada 4×4 приходится 9% продаж Волжского автозавода по утилизации.

На фоне гегемонии АвтоВАЗа результаты других автопроизводителей (а ведь всего в утилизации участвовали около 70 моделей 20 марок) выглядят весьма скромно

В структуре продаж Renault за отчетный период «утилизационные» машины составили 7,3%, или 34,6 тыс. единиц Logan и Sandero (для сравнения, Волжский автозавод сейчас зависит от утилизационных продаж ровно наполовину). В Renault признали, что госпрограмма стала хорошим дополнением к продажам, но ее завершение не приведет к падению спроса. Для других же производителей, осуществляющих производство бюджетных иномарок в России, доля бонусных продаж не превысила 5%.

Итак, что же дальше? Вопреки сценариям Германии, Франции, Великобритании и других стран, где окончание программы утилизации вызывло резкое проседание рынка, отечественные эксперты настроены оптимистично. По их мнению, АвтоВАЗ неминуемо столкнется с временным падением спроса, но в целом рынок устоит и даже продолжит развитие, ведь нишу Lada постараются занять бюджетные иностранные конкуренты. А следующий транш госпомощи будет направлен уже не на частных лиц, а на предпринимателей. С 2012 года, как ожидается, в России стартует не менее масштабная программа утилизации грузовых автомобилей и автобусов, к которым в перспективе может присоединиться даже сельскохозяйственная техника. Первые параметры акции уже определены: бюджет – до 27 млрд рублей, срок действия – до пяти лет, размер выплаты – от 100 до 270 тыс. руб. за грузовик в зависимости от его класса и 30% от стоимости новой техники – для автобуса.

Автор: Вера Данилина

Источник: Autonews.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!