Красные ласточки. Гоночные автомобили СССР, удивившие мир. Часть 1

28 мая 2013    Редакция RB7    1838
Автоспорт не был той областью, в которой СССР традиционно считался бы сильным соперником на международном уровне.

 Потому что автомобильные гонки в капиталистическом мире были одновременно и лучшей рекламой, и лучшим источником к совершенствованию для серийных автомобилей - а в условиях "железного занавеса" не нужно ни первое, ни второе. Однако советский автоспорт знавал хорошие (пусть и короткие) времена. Взглянем на автомобили, оставившие след в мировом автоспорте.

Во всём мире автоспорт начался со скоростных пробегов между городами, от которых потом "отпочковались" ралли, ипподромные и кольцевые гонки, линейные заезды на скорость... В СССР же именно последней разновидности изначально было отдано максимальное внимание, потому что битьё рекордов во всех областях жизнедеятельности являлось тогда основополагающим. Поэтому автогонки в Советском Союзе начались не с гоночных автомобилей, а с рекордных.

Назло рекордам

ГАЗ-ГЛ1 остался в истории, как "первый заводской рекордно-гоночный автомобиль Страны Советов".

Название её расшифровывается "Гоночный Липгарта" (Андрей Липгарт в то время был главным конструктором Горьковского автозавода).

Эта машина была создана конструктором Евгением Агитовым на базе серийного ГАЗ М1 в 1938 году, а в 1940-м модернизирована: вместо двух мест осталось одно, форсированный на 15 л.с. мотор от "эмки" заменили на 6-цилиндровый ГАЗ-11 с алюминиевой головкой, который за счёт применения двух карбюраторов выдавал 100 л.с., на колёса поставили аэродинамичные колпаки, а кузов дополнили ассиметричным глухим обтекателем с люком в задней части... Интересно, что в 2010 году на основе уцелевших фотографий и рисунка Александра Захарова, сделанного для журнала "За рулём" в 1970-х, компания "Кузовная мануфактура Александра Бушуева" изготовила довольно точную "реплику" этого автомобиля, а в 2012 году с подачи этой же компании был запущен проект GAZ GLadiator, предусматривающий создание суперкара в стиле ГАЗ-ГЛ1 с водородным двигателем и четырьмя мотор-колёсами.

Объективно говоря, скоростью этот автомобиль не блистал: в 1940 году Аркадию Николаеву удалось разогнать 1100-килограмовый болид до 161.87 км/ч, и это был не более чем рекорд СССР. В том же году автомобиль разобрали, чтобы создать нечто более быстрое, но планам помешала война.

Были у ГАЗа и послевоенные успехи - например, в 1954 году именно в Горьком был создан первый в мире автомобиль с реактивным двигателем (использовали двигатель от МИГ-17).

В целом же после войны рекордные заезды на скорость вернули себе популярность в СССР. Автомобильные заводы и институты получили в своё распоряжение трофейную европейскую технику, которую можно было изучать и использовать, и первые рекордные автомобили послевоенных лет построены с использованием иностранной элементной базы. С этого начинал и Александр Пельтцер - для построения в 1946 году рекордного автомобиля "Звезда" он применил двигатель германского гоночного мотоцикла DKW. Но позднее он разработал свой двигатель (а потом и целое семейство), его рабочая группа вошла в состав НАМИ (изначально была создана при ЦКБ Главмотовелопрома), а появившаяся в 1951 году "Звезда-М-НАМИ" побила 9 мировых рекордов скорости в разных классах.


В 1952 году Алексей Амбросенков на болиде "Звезда-М-НАМИ" смог побить девять международных рекордов скорости, потому что использовал три разных двигателя - 250, 350 и 500 куб.см. Так, дистанцию в 1 километр с хода он преодолел со скоростями, соответственно, 189.5 км/ч, 215.2 км/ч и 210,699 км/ч.

Стоит отметить однако, что организация FIA, уже тогда являвшаяся практически всесильной в области автоспорта, этих рекордов не признавала. Дело в том, что Центральный автомотоклуб СССР вошёл в FIA лишь 15 октября 1956 года, а советские рекорды были впервые зафиксированы на международном уровне в 1959 году. Поэтому и первые достижения, сделанные на автомобилях самодеятельного конструктора Эдуарда Лорента остались вне регистрации.

Но посмотрите, как писал об этом в январе 1954 года английский журнал Motor Mag: "Наши друзья русские, кажется, начинают понимать автомобильный спорт совершенно в западном духе... Как стало известно, они недавно провели в Крыму заезды на установление рекордов. Объявлено, что мастер спорта Лорент в классе 350 куб.см прошел "километровку" с хода со скоростью 198 км/ч, а 5 км с хода со скоростью 204 км/ч. Существующие рекорды принадлежат Гарднеру - соответственно 194 и 189 км/ч - и установлены на обтекаемом автомобиле MG... Эти [советские] достижения пока находятся вне кругозора FIA и не признаны как международные рекорды, хотя и являются восхитительными".


Август 1960 года. Эдуард Лорент на 500-кубовом "Харьков-Л2" пробует новую рекордную трассу на соляном озере Баскунчак. В тот раз он преодолел 5 километров с хода со средней скоростью 219.5 км/ч, а позднее здесь же на 750-кубовой машине поставил до сих пор не побитый мировой рекорд в 286.2 км/ч на дистанции 1 километр с хода.

Речь в той заметке идёт о болиде"Харьков-Л", который построил Лорент, и который весил всего... 360 килограммов! Для него тоже было создано целое семейство двигателей - 250, 350 и 500 куб.см, причем моторы были во многом новаторскими: двухцилиндровыми, четырёхтактными, с водяным охлаждением. С этими моторами Э. Лорент, собственноручно управляя созданным автомобилем, в 1953-55 годах достиг скоростей, соответственно, 203.4, 218,3 и 222,1 км/ч. Но главные его успехи состоялись со следующим автомобилем, который назывался "Харьков-Л2". С 1955 по 1972 годы на этой машине было поставлено 30 рекордов, из которых 14 были мировыми. Этот автомобиль продувался в аэродинамической трубе, моторы, стоявшие на нём имели объём от 250 до 750 куб.см, а вес болида сократился до 300 кг. Рекорд скорости, показанный на 750-кубовой машине, составил 286.2 км/ч, зарегестрирован в FIA и до сих пор не перекрыт.


Эта иллюстрация из книги Евгения Кочнева "Люди. Автомобили. Рекорды" (Молодая гвардия, 1982 г.) позволяет представить габариты рекордного автомобиля. В "Харьков-Л2" пилот в своём кресле практически лежал

Часть рекордов, поставленных на "Харьков-Л2", принадлежат уже сыну создателя этого автомобиля, Валерию Лоренту. А следующие болиды строились под другие дисциплины автоспорта: например, "Харьков-Л3" был первым советским дрэгстером (автомобилем для скоростных заездов на короткие дистанции со стартом с места), а "Харьков Л4" - машиной "формульного" класса для кольцевых гонок... Но в гонках автомобилей с открытыми колёсами с начала 60-х бал правили "Эстонии" - отечественные болиды, которые были построены в заводских условиях, продавались по всему Союзу и за рубежом, и позволяли пилотам достигать хороших результатов на международном уровне. Об этом и о многом другом мы поговорим в следующий раз - в заключительной части рассказа о "Красных ласточках".

Источник: ufa.carobka.ru/


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!