Хроника пикирующего авторынка

15 июля 2013    Редакция RB7    947
Подведя итоги продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в первой половине 2013 года, представители Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса горестно констатировали: негативная тенденция развития рынка продолжает сохраняться.

Падение на 6% или чуть более 80 тыс. автомобилей за первое полугодие 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. – показатель совершенно безрадостный.

Не внушает оптимизма и данные июня, продемонстрировавшего снижение на целых 11% (или на 31 254 шт.) и укрепившего негативную тенденцию. Хотя по расчету доморощенных «экспертов» в июне-то все должно было быть совсем хорошо.

А ведь как раз именно эти эксперты, в значительных количествах пасущиеся у кормушки АЕБ и Минпромторга, оправдывали спад продаж то затянувшейся зимой и холодами, то длинными майскими праздниками и предрекали летом небывалый всплеск. Но не случилось…

Впору вспомнить недалекое советское прошлое и списать все на мировой заговор глобального империализма, но автопроизводители, как на грех и являются теми самыми империалистами. Так что нечего на зеркало пенять, коли сами знаете что.

Но самое примечательное во всем этом то, что АЕБ не собирается менять свой прогноз на итоги 2013 г. в целом и упорно держится за озвученную в начале года цифру в 2.95 млн. автомобилей. Более того, «комитетчики» продолжают строить хорошую мину при абсолютно отвратительной игре. Йорг Шрайбер,

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ:
– Я думаю, стало очевидно, что в целом российский автомобильный рынок в настоящее время находится не в лучшей форме. 2-ой квартал завершился с результатом на 10% ниже прошлогоднего, и уже ясно, что это не то, на что надеялись участники рынка после сбалансированного 1-ого квартала.

Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли улучшиться ситуация на рынке во 2-ой половине года. Я лично верю в то, что такое возможно, и шансы на это возросли после объявления планов правительства о субсидировании ставки розничного кредитования при покупке автомобиля. Мы надеемся, что эти планы быстро воплотятся в жизнь, и положительный эффект от их внедрения скажется в ближайшие месяцы.

И это на фоне буквально всеобщего провала. Фактически все вчерашние лидеры во главе с куртуазной LADA нахватали «минусов», причем достаточно весомых. Это и Chevrolet, и VW, и Toyota, и Nissan, и Ford, и Skoda, и Daewoo, и Mazda, и Peugeot, и Citroen. У каждой марки конечно свои причины свалиться в ниже нуля.

Chevrolet по всей видимости окончательно запутался в реструктуризации модельной линейки не увидев очевидного изначально – невнятный Cobalt никогда в жизни не заменит красавчика Lacetti и вряд ли станет таким же локомотивом продаж.

Nissan наоборот затянул с обновлением, а ожидавшаяся как бы новинка Almera (а по факту перелицованное старье для отсталых рынков) мощных надежд на красивый взлет не оправдала.

«Французы» увлеклись играми в перманентную элегантность и тоже судя по всему запутались в линейке, равно как и Ford, так и не сумевший предложить публике что-нибудь «недорогое и сердитое».

Вообще причин для падения большинства марок как объективных, так и субъективных предостаточно. Многие из этих причин имеют приторный индивидуальный вкус.

Лишь Renault, KIA, Hyundai из ареала лидирующих брендов кое-как сохранили небольшой плюс или хотя бы вышли в «нули».

А вот прмиум-сегмент празднует победу, сохраняя однозначно положительную динамику. При этом отрицательный (-27%) результат Volvo наконец-то подтвердил, что этот бренд зря у нас в стране зачислили в избранный элитарный круг.

Кроме того неплохо себя чувствует Mitsubishi удачно сделавший ставку в своей модельной линейке на кроссоверы (иногда «держать все яйца в одной корзине» может оказаться крайне выгодно) да нескольких «новичков» (в том числе и реинкарнировавшихся).

Удивила Honda – после продолжительного периода «небытия» +27% на летящем в пропасть рынке – потрясающий результат. А кроме нее Great Wall, Geely и SEAT с фантастическими даже по самым лучшим временам цифрами роста – 77%, 87% и 128% соответственно.

И если с «испанцами» ситуация в общем-то понятна – за марку SEAT в России наконец-то серьёзно взялись (хотя успехи отдельных членов группы VAG все равно не позволили группе в целом выйти в «плюс» – -3% по совокупности брендов), то каким лихим маркетингом заманили к себе столько клиентов «китайцы» совершенно непонятно.

И что же дальше? Сбудутся ли надежды функционеров из АЕБ на счастливый финал? По всей видимости нет, поскольку даже их прямые протеже – профессиональное дилерское сообщество настроено весьма скептически.

Андрей Петренко, президент Ассоциации «Российские Автомобильные Дилеры» уверен – максимум, на что способен рынок это не более чем на 2,6 млн. реализованных машин в 2013 г.

–Рынок перезаказан, автомобилей слишком много. Причем это было понятно еще в 2011 г. – если бы мы тогда сложили все официально озвученные импортерами прогнозы, то получили бы цифру под 3,5 млн., что, естественно, нереально. То есть подобная ситуация была предсказуема.

Хотя существенной проблемы в спаде продаж он не видит. По его мнению, кризис – это просто один из вариантов рыночных условий, в которых так же можно весьма успешно трудиться при условии правильной организации своей деятельности дилерскими предприятиями. Ведь в конечном итоге ситуация изменится и снова начнется подъем, для которого имеется немало предпосылок.

После падения рынка непременно наступит рост. Вероятно уже в следующем году. Вспомните, что происходило в Америке после 2008 г. – продажи упали с 20 млн. до 14 млн. А сейчас они уже 18 млн. так что будьте уверены – хорошие времена обязательно вернутся.

Тем более что в нашей стране к этому есть все предпосылки. Основные – это низкий уровень автомобилизации населения и старый парк (средний возраст – около 12 лет). В Росси в среднем на 1 тыс. жителей сегодня приходится менее 250 автомобилей (в Европе – 400-600, в США – почти 800). Но если судить по «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г.» к указанному году этот показатель должен увеличиться почти в полтора раза.

С Андреем Петренко согласна директор розничного подразделения группы «Рольф» Татьяна Луковецкая:

– В нашей стране один из самых старых парков в Европе. К тому же наша автомобилизация населения еще не достигла среднеевропейского минимума – она недостаточна. То есть у нас есть определенные, скажем так, слои, которые дают предпосылки к тому, что спрос будет. Это соответственно старый парк и недостаточная автомобилизация.

Со своей стороны Александр Груздев генеральный директор GiPA Россия во многом согласен с Андреем, и при этом имеет свой собственный взгляд на ситуацию и ее развитие:

– Информация о том, что мы установили новый «рекорд» продаж в 2012 г. в 2,9 млн. автомобилей, мягко говоря, была немного преувеличена, поскольку не все машины были реально проданы. По факту, – конечно в этом мало кто сознается,– мы не сильно выросли относительно 2011 г.

И сейчас мы не сильно упадем по сравнению с 2012 г. если оперировать опять же реально проданными, то есть переданными автовладельцам автомобилями. То есть, грубо говоря, последние три года мы продаем одно и то же количество автомобилей.

Нет роста 2012 г. и падения 2013 г. – продажи стабилизировались приблизительно на одном уровне. Но дилерам надо выполнять планы поставленные импортерами, чтобы заработать бонусы, импортерам отчитываться перед штаб-квартирами – отсюда и игра цифр.

300 тыс. машин оставшиеся в наследство с прошлого года и значившиеся как проданные, а на самом деле зависшие на складах будут реализованы в этом году и поэтому продажи 2013 г. упадут по итогам года примерно на те же 300 тыс. шт. В результате и в 2012 г. и в 2013 г. на рынке реально продается где-то около 2,6 млн. автомобилей.

Но при этом и Александр так же считает что потенциал для роста рынка в нашей стране весьма значителен. По данным GiPA Россия движущийся парк, – не всеобщий, включающий все зарегистрированные машины, а именно те машины которые реально эксплуатируются – составляет около 28 млн. шт. При этом за последние 5 лет данный показатель вырос на 32%. То есть шансы до 2020 г. его увеличить на 50% более чем реальны.

Источник: www.km.ru/


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!