Лица знакомый овал. Плакаты с автомобилями советской эпохи

30 июля 2013    Редакция RB7    3836
Рекламные фотографии автомобилей, где в кадре есть люди — специфический жанр. Кто-то считает, что люди только мешают фокусироваться на объекте рекламы. Кто-то возражает, что они они создают атмосферу и помогают правильно спозиционировать продукт.

Что ни говори, а там, где на фото с машинами есть люди, всегда просматривается какая-то история. Рассказывать истории «про людей и автомобили» на Западе полюбили буквально на заре автопрома, а в цельный жанр такие постановочные снимки оформились к сороковым — взять хотя бы фото этого Buick Roadmaster Touring Sedan 1941 модельного года.

В СССР это пришло лишь к концу 60-х и было в большой степени лишь модой, привнесённой западными рекламными агентствами, которые занимались продвижением советских автомобилей в Европе. Вслед за французскими, немецкими, английскими, итальянскими, финскими фотографами такие снимки начали делать и в Советском Союзе. Выглядело это всё, как  продолженная в фотографии «оттепель»: до определённого момента фотографировать счастливых людей, обладающих автомобилем, было стыдно и не по-советски, но наступили расклешённые семидесятые и, что называется, понеслось...

«Волга» для флирта

Среди всех поколений «Волги» больше повезло «двадцать четвёрке» - ни до, ни после неё у этого бренда не было такой рекламы. Оно и понятно: именно ГАЗ-24 активно продавался на Западе через дилерскую сеть Scaldia Volga, которая позже перешла на торговлю более современными «Жигулями». При рекламе ГАЗ-24 и универсала ГАЗ 24-02 активно эксплуатировалась тема больших компаний, автомобиль-то вместительный. Причём зачастую состав этих компаний был — как бы это сказать поприличнее? — занятным.

Вот девушка флиртует с парнем-владельцем «Волги», а вторая, в очень короткой юбке, призывно смотрит в кадр, как бы намекая зрителю, что пора присоединиться.

Вот мужчина сводит по ступеням одну девушку в состоянии явно «под шафе», а другая, сидя за рулём «Волги», кидает им взгляд, в котором светятся воображаемые перспективы ближайших нескольких часов.

Но лучшая в этом смысле фотография — эта. Парень на «волжанке» кадрит, извините, сразу трёх девушек! И ведь это не предел, ведь «Волга» - пятиместный автомобиль... Обратите внимание на номера: можно подумать, что это действительно советская реклама советского автомобиля для советских граждан. Но это почти наверняка не так: скорее всего, фото сделано организацией «Автоэкспорт» (о которой мы ещё поговорим) для рекламы «Волги» в Европе. О таких мелочах, как «правильные» номерные знаки, (как и о том, что заднее левое колесо выглядит спустившим) в ту пору задумывались далеко не всегда.

В «ВАЗе» только девушки

В Союзе это была действительно лишь дань моде: зачем нужна реклама автомобиля, за которым и так очередь, растянувшаяся на десятилетие, уходящее на то, чтобы как раз скопить на покупку. Автомобилей в СССР было мало, и не то, что «Волга», а куда более демократичный «Москвич» и даже «Запорожец» служил для владельца символом принадлежности к элите. Ситуацию поменял автомобиль, который вы видите на снимке, ВАЗ-2101.

Весь Волжский автозавод был придуман лишь для того, чтобы вытянуть у населения накопленные дензнаки. Да-да, запрятанные в кубышки, запиханные под матрацы, вшитые в одежду, деньги у советских граждан были. Не было автомобилей, которые граждане хотели купить. «Копейка» с годовой программой выпуска в 600 000 экземпляров стала в 1970 году настоящим взрывом в сознании у миллионов обывателей. В рекламе на родине этот товар не нуждался, а вот в Европе рекламировался активно, причем позиционировался по-разному: и как семейный, и как молодёжный и как «романтичный» и даже как женский. Разумеется, нам ближе всего фотография с тремя девушками в купальниках. Пусть в качестве автомобиля не «Волга», а всего лишь «Жигули», зато место за рулём вакантно, в отличие от предыдущей «истории».

На «Запорожце» в Ялту

Тем парням, которым всё-таки не удавалось накопить на «жигуль», приходилось подкатывать к девушкам на машинах попроще — например на ЗАЗ-965А «Запорожец», выпускавшимся с 1963 по 1969 годы — и, если верить в сюжет на фотографии, некоторым это удавалось. В общем, ничего особо удивительного в этом нет - «горбатый» для конца 60-х был вполне себе красивой машинкой, ведь он был скопирован со стильного Fiat-600.

И представьте себе, этот «Запорожец» экспортировался из СССР на внешние рынки. Экспортная модификация называлась ЗАЗ-965АЭ Jalta (то есть «Ялта») и отличалась от автомобиля для внутреннего рынка наличием внешнего зеркала заднего вида на левом крыле, хромированными молдингами на боковинах и несколько иным оформлением передней части.

"Тройка" - икона стиля

А вот внешних отличий в экспортном варианте ВАЗ-2103, который назывался Lada 1500 S (1973 — 1980 годы выпуска), практически невозможно отыскать, автомобиль был почти идентичен тому, что предлагался на внутреннем рынке, за исключением нескольких незначительных деталей. Но глядя на эту фотографию, вы видите не автомобиль, а, прежде всего, двух абсолютно не советских людей. Юношу, обладателя фееричных «клешей», надменно взирающего на бренный мир, и девушку в дерзкой миниюбке, взирающую не так надменно, но зато ехидно — очевидно, на свою менее удачливую подружку. Девушку можно понять, ведь у её парня Lada 1500 S.

Меж тем, советская реальность отстояла от этого образа весьма далеко. «Стиляги» семидесятых, смотря агит-фильмы про нищих американских негров, стоящих в очередях за едой, удивлялись, какие на этих неграх потрясающие свитера, куртки и джинсы... Что касается продаж советских автомобилей на экспорт, то есть интересный факт: автозаводы не зарабатывали на продаже произведённых машин ни копейки -  автомобили, предназначенные для поставки на внешние рынки, сдавались в Минвнешторг по себестоимости! Оттуда они передавались в структуру под названием «Автоэкспорт», который продавал автомобили так дёшево, как только мог, отчитываясь перед государством не суммой прибыли а... количеством проданных экземпляров! Именно с тех пор на Западе появилось устойчивое мнение, что Lada — это автомобиль, который всего на пару дойчмарок дороже велосипеда.

Коренной москвич в загранкомандировке

Конечно, советский автоэкспорт конца шестидесятых — начала семидесятых невозможно представить без продукции АЗЛК – по-сути, советский автопром в Европе тогда представлял именно «Москвич», не без успеха поучаствовав в ряде международных ралли и сделав себе тем самым хорошую рекламу. Для экспорта во Францию Москвич-408 пришлось переименовать: использование в названиях моделей трёхзначных чисел с нулём посередине зарезервировала за собой компания Peugeot. Переименовали советскую машину, что называется, не стесняясь - Moskvitсh Elite. Москвич элитный, стало быть. А на фото — и вовсе топ-версия Elite Deluxe, «элитный люксовый».

Машина на фото имеет сдвоенные фары, такие шли только на экспорт, хотя попадали на Запад и варианты с обычной «четыреста восьмой» головной оптикой... Обратите внимание на бесконечно счастливые лица членов семьи. Проникнитесь духом времени. А ещё обязательно взгляните на фотографию универсала на базе «четыреста восьмого», Москвич-426 — там мужчина привёз девушку в лес и предлагает прогуляться в прекрасное далёко, не слишком убедительно скрывая цель путешествия. И на другую фотографию "четыреста восьмого", где обращают на себя ракурс скульптуры и выражение лица девушки за рулём.

Ветер перемен

Были свои универсалы и на ВАЗе, и первым из них был супервместительный ВАЗ-2102.

Вполне успешно продолжил его линию ВАЗ-2104, который изображён на фото ниже. Да-да, на этом фото действительно присутствует ВАЗ-2104. Присмотритесь.

Универсал ВАЗ-2104 попал в производство в 1987 году — уже после того, как были запущены два седана, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107. В СССР как раз начинались большие перемены — перестройка, гласность, талоны на сахар... Едва ли вы смогли уловить смысл только что прочитанного: сложно сфокусировать внимание на буквах, когда на фотографии такие... паруса.

Дизайн подсказала гитара?

Тему девушек на фото с автомобилями активно использовали и для рекламы «Запорожца», причем задолго до всяких там перестроек, ещё в конце шестидесятых. Более того, снимок этого ЗАЗ-966 сделан не западным рекламным агентством, а фотографом уже упомянутой советской организации «Автоэкспорт».

«Ушастый» ЗАЗ-966 пришел на смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1967 году. У него был абсолютно новый мотор воздушного охлаждения рабочим объёмом 1.2 литра, причём с тремя вариантами мощности, 40, 45 или 50 л.с. Третий, самый мощный вариант, имел повышенную степень сжатия и был рассчитан на бензин А-93, а не на «семьдесят шестой»... Всё бы хорошо, но дизайн ЗАЗ-966 специалистам из Запорожья подсказала отнюдь не гитара, а немецкий NSU Prinz.

Калифорникейшн по-советски

Были, конечно, в СССР и самостоятельные разработки, без прямых заимствований. Lada Niva стала случаем и вовсе для нашей страны уникальным – не являясь ничьей копией, она породила целый класс внедорожников с несущим кузовом. Неудивительно, что появившись в 1976-м, в следующие несколько лет она стала бешено популярной на Западе – её любили и любят во Франции, Великобритании, Германии.

На фото – как раз вариант для немецкого рынка, Lada Niva California: красный кузов с белой крышей и облицовкой радиатора, литые диски, лихая надпись через весь борт и огромная сдвижная секция крыши. Не совсем понятно, почему именно «Калифорнией» решили назвать советский автомобиль, продающийся в Германии – если имелся ввиду мягкий климат и уместная в нём «шторка» в крыше автомобиля, то вполне сгодилось бы более географически логичное «Baden-Baden», например… Но, судя по фото, крышу у мирной бюргерской семейки снесло основательно. Во всех смыслах.

Не буханка

Справедливости ради отметим, что пример «Нивы» - не единственный. Ещё до её триумфа на международной арене примерно такой же резонанс произвел в своём, только нарождающемся классе полноприводных микроавтобусов советский УАЗ-452, или, как его называли в Союзе, «буханка». Конечно, это был другой автомобиль и основным спросом пользовался на иных рынках – в Африке и Латинской Америке (куда «Ниву», впрочем, тоже поставляли), но посмотрите на образ, созданный в этой рекламе!

Не полноприводный «трудяга» или «санитар» (кстати, если кто не знает, «буханка» была задумана как автомобиль для вывоза раненых из очагов радиактивного поражения при ядерной войне), а практически двоюродный брат хиппующего VW Transporter! Девушки в кадре прекрасны, но согласитесь, чувство тревоги всё же не покидает: во-первых, кто, чёрт возьми, за рулём? А во-вторых, хорошо ли затянут «ручник»?.. Если отбросить шутки, автомобиль по тому времени был классным. И красный цвет кузова ему неожиданно идёт, как и красная кабина его грузовому собрату... Впрочем, к интересным фотографиям «УАЗов» мы ещё вернёмся.

Гламур с ушами

А пока поговорим о девушках на «Запорожцах». Раз уж мы решили отбросить шутки, то стоит сказать, что «Запророжец», а в частности ЗАЗ-968 (суть – модернизация модели 966), изображённый на фото, вполне соответствовал понятию «женский автомобиль» - ввиду сравнительно небольших габаритов и лёгкого руля… Даже и не подумаем шутить, что в небольшой багажник спереди как раз поместится собачка, лучше взглянем на колёсные колпаки – это же что-то запредельное! Точнее, «отпад» (в терминах той эпохи) или «мимими» (в терминах нынешней).

Неправильно считать, что «Запорожец» был автомобилем стариков, огородников и тех, кому не хватило на «Жигули». Он был неплох, этот «ушастый», и наши молодые дедушки и бабушки ездили на таких в отпуск в Прибалтику… А эта блондинка с собачкой явно собрались на пляж. С подружкой, за которой они собираются поехать сразу же, как только фотограф опустит камеру.

Чувство прекрасного

Едва ли есть более удачная фотография советского автомобиля, чем эта с Москвичом-412 производства АЗЛК. Фото сделано агентством Konela-Auto Ltd и на нём – вариант автомобиля для рынка Финляндии, именуемый Elite 1500M. Самая заметная отличительная деталь такой версии – широкие хромированные полосы вдоль нижней кромки дверей. Неизвестно, как относились финны, да и вообще европейцы к тому, что советский «Москвич» у них звался «элитным», но девушка на фото воплощает элитарность вполне. Даже лёгкая грусть по тому, что мы не видим её ног, кажется замыслом фотографа…

А вообще у «четыреста двенадцатого» на Западе был устойчивый раллийный имидж. Да что там, в 1970 году на ралли «Лондон-Мехико» отлично выступили даже универсалы «Москвич-427», которые были подготовлены аналогично «боевым» «Москвичам-412», но были «техничками» и несли на себе большой груз инструмента и запчастей. Кстати, универсалы на базе «четыреста двенадцатого», (как и саму модель 412 и её более поздние производные) делали не только на московском АЗЛК, но и на ижевском «Ижмаше». Иж 2125 «Комби» был довольно популярным в СССР и выпускался с 1973 по 1982 годы.

Леди на прогулке

Продолжает подборку лучших фото с советскими автомобилями и девушками эта Lada 1600 ES - люксовая версия Lada 1600 (ВАЗ-2106) с правым расположением руля для рынка Великобритании. Автомобиль предлагался британцам компанией-импортёром Satra Motors Ltd, а в Германии в то же время (конец 70-х) немецким представителем ВАЗа, компанией Deutsche Lada, продавалась похожая версия, Lada 1600 LS. Автомобиль на фото – наверное, самая «навороченная «шестёрка» за всю её историю.

От базовой версии Lada 1600 ES отличалась виниловой крышей, автоматической выдвижной антенной в заднем левом крыле и легкосплавными 13-дюймовыми дисками в сочетании с покрышками Goodyear Grand Prix. В салоне покупатель видел трёхспицевый кожаный руль и магнитолу Radiomobile 310CSR. С 1982 года все экспортные варианты Lada 1600 получили алюминиевые бампера с интегрированными подфарниками, созданные с учётом требований США и Канады, которые предусматривали сохранение кузовных панелей при ударе на скорости до 5 км/ч.

А в это время где-то в России...

А в это время где-то в России мужик охотится на кабана с помощью двустволки и ЛуАЗ-969M (1979-1988 годы выпуска). ЛуАЗ - это автомобиль, удивительный от начала и до конца. Во-первых, это первый серийный советский автомобиль, в котором был реализован привод на предние колёса, причем двигатель, коробка и передний мост были выполнены в одном агрегате. Во-вторых, машина была полноприводной, и задний мост подключался при необходимости. Причем полный привод был внедрён отнюдь не для «галочки»; у машинки, построенной на элементной базе «Запорожца», имелся серьёзный внедорожный арсенал: понижающая передача, бортовые редукторы, блокировка заднего моста, независимая торсионная подвеска.

В-третьих, эта машина, как и упомянутый выше УАЗ-452, имеет санитарно-армейские корни: в ранней молодости ЛуАЗ-969M был ТПК, транспортёром переднего края, и представлял собой открытую моторизованную платформу высотой до 1 метра, на которой предполагалось, опять-таки, вывозить раненных с поля боя. Рулевая колонка была сдвижной: водитель имел возможность перевести её в боковое положение и рулить автомобилем, ползя рядом с ним по-пластунски и укрываясь за платформой от пуль и снарядов. Ну а позднее на Луцком автомобильном заводе этот ТПК обзавёлся нормальным двухдверным кузовом и стал неплохим автомобилем для рыбалки и охоты... Кстати, вам не кажется, что мужик целится не совсем в кабана?

Имеет ли значение размер?

Раз уж снова вспомнили про «Запорожец», давайте посмотрим на салон этого ЗАЗ-968М (дальнейшая модернизация ЗАЗ-968, внешне отличавшаяся отсутствием «ушей») и отметим то, что автомобиль снова спозиционирован как женский. Причем спозиционирован очень грамотно. Дело в том, что вообще в фотографировании девушек с автомобилями есть один секрет: девушка должна быть максимально компактных, извините, габаритов. Дама в кадре имеет столь малый рост, что кажется, будто в «Запорожце» ну просто очень много места.  Эта картина так завораживает, что не сразу обращаешь внимание на вечно заедающий дверной замок на переднем плане, на обилие неприкрытого обивками металла, и не сразу вспоминаешь, что печка в холодное время в «Запорожцах» совершенно не грела, а мотор с воздушным охлаждением, напротив, в жару быстро перегревался.

Поэтому зимой на этих машинах почти не ездили, а летом владельцы старались глушить мотор, едва останавливали автомобиль. Кстати, модель ЗАЗ-968М была лишена воздухозаборников в задних крыльях (вместо них были ребристые прорези), что заставляло владельцев городить самодельные воздухозаборники на капоте, где тоже были вентиляционные отверстия, но большей площади. Таким образом хозяева "эмок" пытались улучшить охлаждение двигателя, но только окончательно нарушали хрупкий температурный баланс - ведь отверстия в капоте служили не для подвода холодного воздуха, а для отвода горячего из-под капота. Так что вовсе не скромные размеры «Запорожца» волновали его владельцев.

Полный привод, полный состав

Не смотрите на трубача! Не смотрите на трубача! Посмотрели? Ну конечно, как тут удержаться. Он же чертовски хорош, этот рисковый парень в черных очках и натянутых до подмышек белых брюках. Отважно взобрался на запасное колесо, демонстрируя одновременно и пронзительность взятой ноты, и прочность кронштейна «запаски». Да и остальные участники этого, не побоимся этого слова, септета, производят неизгладимое впечатление - как каждый в отдельности, так и все вместе. Кажется, что уже слышна ритмичная мелодия и нежный женский вокал, перемежающийся с мерным бормотанием уазовского движка...

УАЗ-469 - это настоящая легенда советского автопрома. Некогда разработанный по заказу Министерства обороны, он нашёл применение и в армии, и в гражданской жизни, и в спорте. Его любили как в Советском Союзе, так и за рубежом. В свои лучшие годы он экспортировался в 52 страны мира. В связи с этим есть интересная байка: одно время от иностранных заказчиков УАЗа (кажется, это была одна из африканских стран) неожиданно стали поступать дополнительные заказы на запчасти, в частности на задние мосты. В Ульяновске переполошились - неужели задний мост не выдерживает условий эксплуатации? Оказалось, что задний мост действительно не выдерживает, но не на УАЗах, а на Ленд Роверах. Уазовские мосты дешевле, надёжнее и встают на английскую технику практически без переделок. Вот местные и приспособились!

Последняя вечеринка

История очень любит контрасты, а история отечественного автопрома - в особенности. Давайте продолжим тему весёлых сейшенов в большой компании, приправив её грустной историей с «Москвичами». Трагичный финал завода АЗЛК был предопределён тогда, когда было решено вложиться в производство старой заднеприводной модели вместо того, чтобы разрабатывать новую переднеприводную. В очередной раз модернизированный «четыреста двенадцатый» назывался АЗЛК-2140, а в кадре вы видите универсал на его базе, АЗЛК-2137 (спереди его можно узнать по зеркалам на крыльях) и компанию из шести человек на отдыхе. Фотограф, вероятно, посчитал, что один (или одна?) из этой компании вполне может добраться до места вечеринки во вместительном багажнике. В любом случае, ему (ей) повезло больше, чем трубачу с предыдущей фотографии.


Спохватившись, АЗЛК всё же разработал переднеприводный автомобиль, АЗЛК-2141, с красивым рыночным именем «Aleko», в 1986 году начал его производить, а в начале 90-х даже пробовал продавать в Германии.

Компания Deutsche Lada предпочла назвать автомобиль Lada Aleko - бренд Lada к тому моменту был куда популярнее «Москвича». Но качество сборки поставило на планах продаж крест: на экспортных вариантах стоял немецкий дизель, применявшийся также на Ford Sierra, Escort и Fiesta, и газеты в Германии писали, что у Aleko ломается всё, кроме двигателя. За четыре года, с 1992 по 1995 было продано всего 400 таких машин. Судьба автомобиля на родине, получившим впоследствии имя «Святогор», была более успешна, у неё даже могла бы быть удлинённая семиместная модификация «Юрий Долгорукий», но завод так и не смог подтянуть качество сборки, перейти с советских на коммерческие рельсы, а кроме того, зачем-то пытался выпускать очень дорогие автомобили со странными именами, чудовищным дизайном и довольно пошлой рекламной компанией - «Князь Владимир» и «Иван Калита». После спорных попыток Юрия Лужкова, бывшего мэра Москвы, спасти завод, в феврале 2006 года АЗЛК был признан банкротом.

Вера в будущее

Вазовская «восьмёрка» - пример иной судьбы. Волжскому автозаводу удалось разработать переднеприводную платформу как раз вовремя - возможно, что через пару лет было бы уже поздно, и вероятность повторения судьбы АЗЛК повысилась бы многократно. Однако пост-советская разруха прошлась и по ВАЗу: качество так же не блистало, дилерская сеть в Европе трещала по швам (и в конце концов развалилась), а фотография ниже - едва ли не последний пример хорошей рекламной кампании отечественного авто. Конечно, фотографии новых автомобилей с девушками, весёлыми компаниями или семейными парами делались и позднее - фотографировали и «Оку», и «десятку» - но сам жанр неудержимо мельчал.

После того, как наши машины перестали продаваться на европейских рынках, мода на снимки счастливых людей с автомобилями во взорвавшемся, усохшем и превратившимся в развороченную Россию Советском Союзе, постепенно сошла на нет. Да и своих автомобилей в России почти не осталось - что фотографировать-то? На Западе же, где такие фотографии всегда были больше, чем модой, жанр сохраняет свою актуальность и развивается. В нашу страну он тоже ещё может вернуться, тем более, что свидетельства возвращения, хоть и редкие, в последнее время всё-таки есть - иногда такие фото делает УАЗ, а АВТОВАЗ даже снимает рекламные видеоролики.

Источник: ufa.carobka.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!