Диск или обод со спицами, вращающийся на оси. В современных машинах
применяется для передачи или преобразования вращательного движения, а
также в качестве движителя.
(от лат. resina смола) (вулканизат), эластичный материал, образующийся
в результате вулканизации каучука. На практике получают из резиновой
смеси, содержащей, помимо каучука и вулканизующих агентов, наполнители,
пластификаторы, стабилизаторы, порообразователи (см. Резина пористая) и
другие компоненты. Основная масса резины используется в производстве
шин (св. 50%) и резинотехнических изделий (ок. 22%).
(англ. nipple), металлическая трубка (гайка, штуцер и т. п.),
обеспечивающая уплотнение при соединении труб, радиаторов отопительных
систем и т. п. Ниппелем называют также грибовидную деталь с внутренней
резьбой для закрепления спиц (напр., в ободе велосипедного колеса).
часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая
собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся
продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его
от влаги и механических повреждений. На боковинах нанесены обозначения
и маркировки шин.
жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае
бескамерной) на ободе колеса. Основой борта является нерастяжимое
кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Состоит из слоя
корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или
профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо
придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур
- монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине
боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из
прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от истирания об
обод и повреждения при монтаже и демонтаже.
часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и
протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором,
предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил,
амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса
механическим повреждениям. В брекере нити корда в смежных слоях
пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя
каркаса, т.е. расположены диагонально, независимо от конструкции шины.
Брекер в радиальных шинах более жесткий, усиленный и малорастяжимый по
сравнению с брекером диагональных шин, т.к. он в основном определяет
прочнстные показатели шин.
важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность,
воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая нагрузки от
внешних сил, действующих со стороны дороги, на колесо. Каркас состоит
из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезиненного
корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой
нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может
изменяться от1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельхоз.шинах и
пр)
обрезиненный слой ткани, состоящий из частых прочных нитей основы и
редких тонких нитей утка, которые обеспечивают хорошее обрезинивание
нитей корда, высокую гибкость и прчность. Корд изготавливается из
хлопкового, вискозного или капронового волокна. В настоящее время
большее применение находит металлокорд, имеющий нити, свитые из
стальной проволоки, толщиной около 0,15 мм.Есть и более дорогие
материалы, напр. кевлар, которые не могут получить массового
распостранения по причине своей дороговизны.
часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной
шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть
боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой и улучшает соединение
протектора с каркасом.
массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой при
качении колеса. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в
виде выступов и канавок между ними, так называемую "беговую дорожку".
Протектор предохраняет каркас от механических повреждений, от него
зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также
уровень шума и вибраций. Рисунок рельефной части определяет
приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По
типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы:
дорожные (летние, всесезонные), универсальные, зимние, повышенной
проходимости.
(занос) явление, при котором колеса транспортной машины не вращаются,
несмотря на ее движение, напр. при резком торможении (особенно на
мокрой, скользкой дороге).
При торможении на скользкой дороге с невыключенной передачей возможна
блокировка задних (неведущих и незагруженных) колес с последующим
заносом. Занос этот часто является полной неожиданностью и прежде чем
водитель среагирует машину сильно разворачивает. Особенно опасна
установка зимней резины только наперед и загрузка водитель и пассажир
на переднем сидении. Полную гарантию дают только ABS или неработающие
задние тормоза.
расстояние, пройденное транспортной машиной от начала торможения до
полной остановки. Зависит от эффективности тормозных механизмов,
времени срабатывания привода и тормозов, скорости движения, силы
сцепления колес с опорной поверхностью (дорога, рельсы и т. п.).
Каркас диагональной шины состоит из определенного количества
прорезиненных кордовых прокладок, края которых обвиваются вокруг
проволочных кольцевых стержней (эти стержни обеспечивают посадку шины
на диск). Все нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных
слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда
каркаса и брекера 45° - 60°. Число смежных слоев обычно четыре.
Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать (в
основном для машин старых конструкций), потому что они относительно
дешевы в производстве, их каркас менее подвержен разрушению при ударах
и порезах.
главное отличие радиальной шины от диагональной заключается в
конструкции каркаса, который расположен под протектором и является
скелетом шины.
В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без
перехлеста нитей. Каркас изготавливается из прорезиненных нитей корда,
набранных вместе и образующих слои. В диагональной конструкции эти слои
расположены таким образом, что нити корда перекрещиваются между собой
по всей окружности шины. В радиальной шине слой каркаса расположен так,
что нити лежат параллельно друг другу от борта к борту по всей
окружности шины.
Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружней поверхности обтянута мощным гибким брекером - поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило, стального. Поэтому к надписи radial (радиальная) на боковинах шин часто добавляют belted (опоясанная) или steel belted (опоясанная сталью). Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить чсло слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению. Диагональным шинам присуще множество недостатков и конструктивных ограничений. Поскольку нити корда перекрещиваются, при работе шины ее каркас подвержен сильному внутреннему трению. Это приводит к постоянному перегреву и преждевременному износу шины. Жесткость каркаса диагональных шин, вследствие особенности их конструкции, снижаются управляемость и комфорт.
Радиальная конструкция с соответствующим расположением нитей каркаса
и металлокордных брекерных слоев отличается эластичностью и
способностью поглощать неровности дорожного покрытия.
Одновременно с этим внутреннее трение значительно снижено, что приводит
к многократному увеличению рабочего ресурса шин и экономии топлива.
Среди других преимуществ - лучшее сцепление с дорогой, повышенные
управляемость и комфорт.
Состоят из покрышки и камеры с вентилем. Вентиль (обратный воздушный
клапан) позволяет нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу
наружу.
Отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наносимого
под первый слой каркаса (вместо камеры). Герметичность в них
достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания
воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса.
Зная обозначения, которые указаны на шинах любой автовладелец без труда
сможет узнать специфику изделия и правильно эксплуатировать автошины.
На ободе шины указано: Торговая марка шины, Обозначение максимальной
нагрузки, Индекс износостойкости, Индекс сцепления, Индекс температуры,
Максимальное давление, Производитель, Условное обозначение, M+S, Размер
шины, Грузоподъемность, Категория скорости, Сведения о конструкции и
прочая дополнительная информация.
Их отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из
пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные
канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они всегда имеют плавный
скругленный переход от протектора к боковинам.
Шины этого типа обеспечивают максимальное сцепление с сухой и мокрой
дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом
приспособлены для скоростной езды. Но для движения по грунтовым
(особенно мокрым) и зимним дорогам они малопригодны.
Скоростные шины (категория Н и выше) отличаются повышенной способностью
противостоять перегреву, сохранением стабильного коэффициента сцепления
с дорогой независимо от особенностей качения на высокой скорости.
Хорошо приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, отличаются
удовлетворительной приспособленностью к зимним дорогам и большим
износом, по сравнению с летними.
Рисунок протектора более разветвленный, элементы рисунка группируются в
хорошо различимую дорожку и разделены канавками разной ширины: на
элементах рисунка - "шашках" - имеются узкие прорези дополнительного
микрорисунка.
Как правило, на таких шинах стоит маркировка all season, tous terrain или условные знаки (снежинка или капля).
Предназначены для работы на заснеженных и обледенелых дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Рисунок протектора таких шин имеет четко выраженные шашки от продольных и поперечных канавок значительной глубины. У шашек сложный фигурный рельеф для увеличения рабочих боковых поверхностей, а также разветвленный микрорисунок.
Зимние шины обозначают индексом M + S. Зачастую они имеют строго
определенное направление движения (указано стрелкой). Более пластичная
резина (для работы при низких температурах) зимних шин в летних
условиях подвержена быстрому износу, перегреву, в протектор таких шин
легко проникают мелкие твердые предметы.
Износостойкость зимних шин на 30-50% меньше летних еще и из-за специфического протектора.
Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или
имеют их. При движении автомобиля при температуре воздуха - 10 0С в
зоне контакта шины с дорогой всегда присутствует тонкий слой влаги
(шина нагревается от трения и деформации). Поэтому на заснеженной
дороге задача шипов противоскольжения - продавливать влажную пленку,
играющую роль смазки, и обеспечивать надежный контакт шины с дорогой.
Для каждой шины конкретного автомобиля и с учетом характера
(интенсивности) движения подбирают наиболее подходящие по типоразмеру
шипы. Некоторые фирмы указывают на боковине предпочтительный размер
шипов.
Это разреженный рисунок шашечного типа с развитыми грунтозацепами по плечевой зоне, с мощными недеформируемыми шашками, часто не расчлененными прорезями
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!