Новый банк развития

24 февраля 2015    www.km.ru    2071
Страны БРИКС создали финансовый институт, который теоретически может бросить вызов гегемонии США

20 февраля Госдума ратифицировала соглашение о создании Нового банка развития, учреждаемого странами БРИКС.

Ранее стало известно, что первым председателем совета управляющих Банка развития БРИКС станет глава Минфина РФ Антон Силуанов. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщил замминистра финансов Сергей Сторчак.

По соглашению органы управления будут строиться на трехуровневой основе и на базе корпоративного управления. Высший коллегиальный орган - совет управляющих, исполнительный орган - совет директоров (его вскоре возглавит представитель Бразилии). Президент банка будет избираться на пять лет в порядке ротации (первого президента делегирует Индия).

Само соглашение было подписано 15 июля 2014 года в Форталезе (Бразилия). Оно предусматривает создание в рамках БРИКС Нового банка развития. Эту структуру многие комментаторы охарактеризовали как альтернативу МВФ, Всемирному банку и другим глобальным финансовым институтам, находящимся под контролем США. Новый банк развития займется финансированием инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Таким образом, главная цель банка - это финансирование в первую очередь внешних, а не внутренних проектов.

Объем разрешенного капитала банка будет составлять $100 млрд., распределенный капитал - $50 млрд., оплаченный - $10 млрд. (оплаченный «по требованию» - $40 млрд.). Формирование оплаченного капитала будет происходить в течение семи лет. Капитал распределяется пропорционально между участникам банка. Взнос России составит $2 млрд. и будет выплачивать в течение указанных семи лет.

Помимо инвестиционной части, учредители Нового банка развития предполагают создать пул условных валютных резервов. Его первоначальный объём также составит $100 миллиардов. Главным донором того, что в советское время называлось «касса взаимопомощи», станет (в зависимости от объема экономики) Китай, который внесёт $41 млрд. Россия, Индия и Бразилия вложатся по $18 млрд. каждая. «Лепта» Южной Африки в копилку БРИКС составит пять миллиардов долларов.

Как отмечается в соглашении, пул формируется с целью защиты национальных валют от волатильности финансовых рынков. Проще говоря, для того, чтобы не допустить того, что недавно произошло с рублем, который рухнул вместе с обмелевшим потоком нефтедолларов.

Также предполагается, что Банк будет подставлять плечо (в виде займов) другим странам, который испытывают экономическую нестабильность в результате денежно-кредитной экспансии США и политики МВФ, обставляющий открытие кредитной линии условиями, реализация которых загоняет кредиторов в «долговую яму». С последующим попаданием в неоколониальную зависимость от западных финансовых институтов и «враждебным поглощением» национальных экономик, которые превращаются в рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.

Профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Катасонов считает учреждение Банка развития БРИКС политической акцией.

– Процесс формирования этой структуры шел очень тяжело. Окончательное решение было принято только прошлым летом, и оно было сырым. На примере проектной подготовки Банка развития БРИКС видно, что это трудно назвать консолидированной группировкой.

Схема формирования капитала этого учреждения была определена, если можно так выразиться, очень осторожно.

– Объем разрешенного капитала ($100 млрд.) представляет внушительную сумму, в отличие от объема оплаченного капитала ($10 млрд.) и оплаченного «по требованию» ($40 млрд.). Это означает, что Банк развития БРИКС находится на начальной стадии формирования своей капитальной базы?

– Для нормальной эффективной работы (для кредитования программ развития) нужно, чтобы оплаченный капитал составлял не менее $50 млрд. Потому что это означает наличие реальных денежных средств на счетах. Более того, на учредительном форуме в Бразилии было принято решение, что даже оплаченный капитал будет формироваться в течение достаточно длительного периода времени. Оплаченный капитал «по требованию» представляет некое обязательство членов БР. Дескать, в случае чего, мы довнесем эти средства. А их в нужный момент может и не набраться.

– А для чего создается т.н. «пул условных валютных резервов»?

– Это совсем другая структура, которая находится в еще более сыром состоянии. Её совокупный капитал также составит $100 млрд. Оплаченный капитал предназначен для кредитования инфраструктурных проектов. В свою очередь, пул валютных резервов создается для стабилизации национальных валют в условиях волатильности финансовых рынков.

– И все-таки, с функциональной точки зрения Банк развития БРИКС - это альтернатива МВФ или Всемирному банку?

– Это аналог Всемирного банка. В свою очередь, пул резервных валют - это аналог МВФ. Не исключено, что Банк развития будет финансировать не только конкретные проекты, но и выделять кредиты на бюджетные цели.

– В уставе БР указано, что он будет ориентирован на поддержку не столько внутренних, сколько внешних проектов. То есть, теоретически он может спасти и Грецию, если Париж и Берлин не договорятся о реструктуризации долга?

– Никогда такого не будет (я говорю про спасение Греции). Другое дело, что новый Банк развития нужен – МВФ на протяжении последних четырех лет находится в состоянии перманентного кризиса. В период повышенной финансово-экономической турбулентности этот фонд продемонстрировал свою полную недееспособность. Эта структура, как оказалось, не обладает достаточным потенциалом, чтобы купировать негативные явления, порожденные этим кризисом. Еще в 2010 году на Совете директоров МВФ было принято решение внести корректировки в распределение квот. Но эта корректировка так до сих пор и не была произведена.

– В чем она должна была состоять?

– Планировалось немного уменьшить долю США и, соответственно, увеличить доли таких стран как Китай, Россия, Индия, Бразилия, и ЮАР. По сути, всей группы БРИКС. Естественно, господствующим в мире финансовым группам это не понравилось. Напомню, блокирующий пакет в МВФ принадлежит США. Чтобы было понятнее, я всегда говорю – МВФ это дочерняя структура американского казначейства. А, значит, фонд поддерживает те программы и на таких условиях, которые способствуют распространению влияния США и их сателлитов.

Вторым вопросом в реформе МВФ стояло удвоение его капитала. Цена вопроса для США – около $60 млрд. Белый дом не готов это делать, в случае потери блокирующего пакета. Работа МВФ сегодня фактически заблокирована. Извините за грубое слово, это международно-валютный импотент. Что мы видим по его активности на Украине.

– Страны БРИКС своим решением как бы говорят, если США не готовы поступиться своей гегемонией в международных финансовых институтах, мы создаем свой банк?

– Да, скажу больше, в этом есть элемент шантажа. Потому что реально страны БРИКС еще не готовы к валютной и финансовой консолидации.

И дело не в том, что не хватает средств в кризис. Просто Китай и в рамках БР БРИКС хотел бы получить гораздо большую квоту. В этой структуре Пекин хочет стать аналогом Вашингтона в МВФ. Поэтому той же самой Греции Китай будет выделять займы напрямую, а не через этот банк.

– Создаваемый пул валютных резервов поможет странам БРИКС наладить торговое взаимодействие без доллара?

– Едва ли. Вы думаете, для чего в декабре обваливали рубль? Крепкий рубль никому в мире не нужен. Не так давно даже Лукашенко сказал, что не хочет больше торговать с нами за рубли. Так что, давайте не будем заниматься «маниловщиной».

– Удалось же нашим переговорщикам договориться перейти на торговлю за рубли с Аргентиной, Египтом, Турцией, Китаем, Вьетнамом. Я уже не говорю про Северную Корею.

– Это отдельные успехи, которые еще надо подтвердить на деле. Для того, чтобы убедить наших контрпартнеров принимать рубли, нам нужно выгнать «поганой метлой» руководство ЦБ и изменить его статус. Чтобы он выполнял свои обязательства, вытекающие из статьи 75 Конституции РФ. То есть, занимался обеспечением стабильности валюты. Кто будет с нами торговать за рубли, если «деревянный» за год обвалился на 100% (в два раза).

– А брать на себя неблагодарную роль страховщика при обеспечении торговых контрактов или кредитов, номинированных в национальной валюте, БРИКС не станет?

– Если БРИКС будет брать на себя такие риски, то через непродолжительное время он обвалится сам. Резюмируя, всегда нужно «танцевать от печки»- пока мы не наведем порядка на Неглинке (где находится ЦБ РФ – прим. ред.) все будет «маниловщиной» и прожектерством.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов:

– Банк развития БРИКС это, скорее, аналог Всемирного банка. Но данный институт не сможет работать столь же слаженно и эффективно как ВБ. Просто по той причине, что он не представляет консолидированных интересов. Между странами БРИКС есть серьезные противоречия. Я уже не говорю про проблемы их национальных экономик. Поэтому это «лоскутное одеяло» будут тянуть в разные стороны.

Проблема в том, что у БРИКС нет коллективной экономической доктрины. Но самое плохое, что ее не может быть. Россия и Китай противопоставлены друг другу. ЮАР тоже весьма своеобразный участник, а КНР и Индия имеют противоречия.

– А разве между участниками Всемирного банка или МВФ нет противоречий?

– Это так. И они еще больше. Поэтому и создается Банк развития БРИКС. Но это если и противовес, то он параллелен тем структурам, которые мы упоминали.

– Деятельность МВФ под эгидой США подвергается обоснованной критике. Многие комментаторы называют это инструментом обеспечения финансовой гегемонии Вашингтона в мире. Насколько можно понять, у БР нет претензий на такую гегемонию.

– Да, скорее, ставится задача уйти от монетарного диктата США. Что особенно актуально для нас сегодня, когда России, страны Запада фактически объявили финансовую блокаду и отрезали от займов. Создание БР открывает перед нами определенные возможности. Например, открыть кредитную линию на создание СП с Китаем или Индией, не угодив при этом в «удавку» МВФ. В этом плане у Банка развития БРИКС есть потенциал и фронт работ.

В частности, это коллективное освоение экономических пространств, которые плохо контролируются США или ЕС, посредством финансирования проектов. Речь, например, может идти о странах Центральной Азии, Африки, Латинской Америки. БР БРИКС станет инструментом экономического проникновения, выстраивания отношений и выдавливания США с геополитических плацдармов.

– То есть, Банк развития БРИКС представляет собой площадку для согласования интересов и максимально бесконфликтного разделения сфер влияния?

– Это в идеале. А так между странами есть серьезные противоречия, которые еще проявятся в ближайшие годы. Что неизбежно отразится на эффективности работы новой структуры. И даже члены более тесно интегрированного Евразийского экономического союза сегодня, мы видим, «рвут его на части».

– Заинтересована ли Россия расширять число участников и бенефициаров БР БРИКС за счет включения в него стран ЕАЭС?

– Полагаю, Москва заинтересована в том, чтобы в рамках нового Банка развития появлялись малые экономики.

– Не получится ли так, что КНР как главный донор будет навязывать финансирование только выгодных ему проектов?

– Так и будет. В частности, речь идет о «Новом Шелковом пути». Это инфраструктурный проект, который нужен именно Китаю. БР БРИКС - это банк группировки соперников, но пока противоречия между ними не настолько сильны, как их противоречия с западным миром. В сущности, новая монетарная структура будет ориентирована на неолиберальные принципы в организации экономики. Это самое слабое место всей коалиции БРИКС.

Развитие кризиса увеличит противоречия в рамках это интеграционной группировки. Хотя спад российской экономики их временно сгладил. Китай буквально ухватился за возможность торговать за рубли, побоявшись потерять российский рынок в случае сохранения торговых расчетов в долларах. Для Москвы, естественно, важно повысить торговую обеспеченность рубля на внешнем рынке. Но если мы начнем по-настоящему замещать китайский импорт, это будет неприятный вопрос в рамках БРИКС. Что наложит отпечаток на реализацию всех проектов.

Другой пример – Бразилия захочет организовать процесс интеграции Южной Америки под собственным началом, и Китай там ей будет совершенно не нужен.

– Станет ли финансовой отдушиной для России возможность привлекать китайские или индийские капиталы для реализации совместных проектов (с КНР, в основном, сырьевых, а с Индией в сфере ВПК)?

– Во-первых, я не верю, что мы отрезаны от заемных средств, это просто пропагандистский миф. Это способ свалить на санкции собственную вину. Складывается такое впечатление, что ЦБ - это главный участник санкций против России. Что касается валютных средств, то, конечно, мы испытываем ограничения в их получении. В этом плане Банк развития БРИКС может выступать неплохим подспорьем. Но это не панацея, а лишь где-то 5% от необходимого.

В разговоре с «СП» директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил, что функция банков развития и МВФ принципиально различны.

– Поэтому ни о какой конкуренции речи не идет. МВФ призван обеспечивать макроэкономическую стабильность. А Банк развития, извините за тавтологию, обязан обеспечивать развитие. Так что с МВФ он не может конкурировать даже теоретически. Так же как лошадь не может «конкурировать» с птицей. Зато БР БРИКС может конкурировать с Всемирным банком, который обладает аналогичными функциями. Вопрос сможет или не сможет конкурировать – отдельный.

Он связан с объемом средств, и тем, как они будут использоваться. Но, нужно понимать, что функция Банка развития принципиально противоречит «функционалу» нынешнего Минфина РФ. Стремление назначить чиновника, исходя из его формальной компетенции, может сыграть с нами злую шутку. Минфин России (при Кудрине и Силуанове тоже) выполняет функцию, похожую на функцию МВФ: не давать денег и рассказывать всем, что это единственный способ обеспечения макроэкономической стабильности. А эти функции несовместимы с развитием.

Г-н Силуанов поставлен в непростое положение. Как министр финансов РФ, он занимается всемерным ограничением развития Федерации (по своей должности). А в качестве одного из руководителей нового банка БРИКС, он должен будет выполнять строго противоположную функцию – стимулировать развитие пула стран.

– Какая выгода России от создания нового банка, который будет преимущественно заниматься финансированием внешних проектов, но в который она будет регулярно перечислять немалые взносы?

– Схемы могут быть самые разные. Выделить, например, кредит африканской стране на программу развития, скажем, металлургической промышленности. Но при условии, что на эти деньги будет закупаться российское оборудование, а строить предприятие будут наши специалисты. Часть проектов может носить транснациональный характер. Если у России есть совместный проект с Казахстаном, она может предложить руководству БР рассмотреть возможность его финансирования.

Во-вторых, проекты развития обеспечивают большое влияние тем, кто их инициирует и осуществляет. А влияние это то, что непосредственно окупается. Наши либералы принципиально лукавят, когда говорят, что «величие и колбаса несовместимы друг с другом». Как раз наоборот, величие это главный «источник» колбасы. Наглядный пример – модель глобального доминирования США.

– Одной из целей, которые декларируют лидеры БРИКС, это постепенный отказ от использования доллара в торговых отношениях. Новый Банк развития будет этому как-то способствовать?

–  Если он будет выдавать кредиты в долларах, то дедолларизация это явно не его функция. Но я не исключаю, что со временем он постепенно перейдет на работу с другими валютами. Другое дело, что новому банку БРИКС не стоит прилагать большие усилия к тому, чтобы предотвращать девальвации, путем раздачи долларовой ликвидности в виде кредитов. Как показывает опыт МВФ, если государство не осуществляет эффективного валютного регулирования, девальвация становится неизбежной просто в силу действий внешних спекулянтов.


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!