В России в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, отмечалось на встрече. В Национальном плане противодействия коррупции и Федеральном законе «О противодействии коррупции» общественный контроль определен в качестве превентивных мер по профилактике коррупции.
Бороться с ней только запретительными мерами невозможно. Во многом эффективность борьбы с коррупцией зависит от усилия не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и институтов гражданского общества.
Коррупция и гражданское общество – понятия несовместимые, считает Юрий Воробьев. Коррупция, по его мнению, тормозит развитие гражданского общества, вызывает проблемы, связанные с регистрацией и работой общественных организаций. Юрий Воробьев отметил, что в последнее время «роль антикоррупционного общественного мнения хоть и медленно, но возрастает».
В этой связи вице-спикер Совета Федерации считает актуальным формирование и внедрение системы мониторинга антикоррупционного права. По его мнению, серьезных изменений требует и механизм использования антикоррупционной экспертизы. «Создание независимой экспертизы относится к числу наиболее важных факторов, повышающих ее качество. К этой работе надо привлекать независимых экспертов, представителей гражданского общества, деловых и научных кругов.
Юрий Воробьев отметил, что в Совете Федерации уделяется особое внимание этим проблемам. Недавно в верхней палате парламента прошел информационный тренинг по формированию навыков применения методики первичного анализа, экспертизы коррупционности нормативно-правовых актов. Вице-спикер подчеркнул, что в план мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2009-2010 годы для антикоррупционной оптимизации законотворческого процесса предусмотрен порядок проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов, а также методики и критерии их оценки на коррупциогенность.
«Антикоррупционная экспертиза как реальная превентивная мера по борьбе с коррупцией должна превратиться в системную составляющую, в часть нормотворческого процесса, уже на ранних этапах его проведения», - сказал он.
Как отметил Борис Шпигель, кардинальное снижение уровня коррупции – стратегическая задача, которая стоит перед всей страной. «Ее решение напрямую связано и с защитой права собственности в стране, и укреплению правовой, судебной системы, расширению свободного предпринимательства – фактически с большинством задач, которые мы все ставим перед собой, - считает он. - Поэтому одна из основных задач – создание сильной правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией, вопросы по ее предупреждению».
Борис Шпигель напомнил о Федеральном законе № 94 о закупках для государственных нужд. Изначально этот закон планировался как антикоррупционный, а на деле вышло с точностью до наоборот. Чтобы выиграть конкурс необходимо предложить самую низкую цену. Поэтому «маленькие компании, предлагающие самые низкие цены, одерживают победу в конкурсе, но при этом они не могут гарантировать качество закупок», сказал Борис Шпигель. А это абсолютно неприемлемо, если речь идет о лекарствах или продуктах питания. Кроме того, закон больно ударил и по общественным организациям, которые вынуждены участвовать в конкурсах на аренду помещений наравне с коммерческими организациями.
По словам сенатора, «учитывая, что данный закон вызывает множество нареканий, Распоряжением Председателя Совета Федерации создана рабочая группа по анализу практики его применения и подготовки предложений по внесению в него изменений, которая сейчас активно работает».
Борис Шпигель предложил обсудить такую меру, как «изъятие у органов исполнительной власти избыточных функций» (таких как, например, лицензирование, аккредитация некоммерческих организаций) и передачи их общественным организациям, профессиональным ассоциациям и т.д. Он предложил создать рабочую группу и выработать перечень тех функций, которые можно было бы передать институтам гражданского общества.
По итогам обсуждения участники дискуссии рекомендовали Федеральному Собранию разработать и принять федеральные законы «Об общественной экспертизе и общественном контроле в РФ» и «О нормативных правовых актах». Совету Федерации – рассмотреть вопрос о внесении изменения в Регламент верхней палаты российского парламента в части обязательного проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов.
Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества – продолжить взаимодействие и сотрудничество с Общественной палатой РФ, общественными организациями, научными сообществами по вопросам участия институтов гражданского общества в процессе проведения общественной антикоррупционной экспертизы и общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства. Проводить мониторинг законодательного обеспечения деятельности институтов гражданского общества с целью его совершенствования, в том числе в области общественного контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.
Источник: Пресс-служба Совета Федерации
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!