Основы противодействия коррупции

17 апреля 2009    Редакция RB7    779
В Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «О развитии института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации».

В России в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, отмечалось на встрече. В Национальном плане противодействия коррупции и Федеральном законе «О противодействии коррупции» общественный контроль определен в качестве превентивных мер по профилактике коррупции.

По мнению участников парламентских слушаний, одна из главных проблем сегодня – то, что в сознании большинства россиян коррупция стала обыденным явлением.

Бороться с ней только запретительными мерами невозможно. Во многом эффективность борьбы с коррупцией зависит от усилия не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и институтов гражданского общества.

Коррупция и гражданское общество – понятия несовместимые, считает Юрий Воробьев. Коррупция, по его мнению, тормозит развитие гражданского общества, вызывает проблемы, связанные с регистрацией и работой общественных организаций. Юрий Воробьев отметил, что в последнее время «роль антикоррупционного общественного мнения хоть и медленно, но возрастает».

В этой связи вице-спикер Совета Федерации считает актуальным формирование и внедрение системы мониторинга антикоррупционного права.  По его мнению, серьезных изменений требует и механизм использования антикоррупционной экспертизы. «Создание независимой экспертизы относится к числу наиболее важных факторов, повышающих ее качество. К этой работе надо привлекать независимых экспертов, представителей гражданского общества, деловых и научных кругов.

Юрий Воробьев отметил, что в Совете Федерации уделяется особое внимание этим проблемам. Недавно в верхней палате парламента прошел информационный тренинг по формированию навыков применения методики первичного анализа, экспертизы коррупционности нормативно-правовых актов. Вице-спикер подчеркнул, что в план мероприятий Совета Федерации по противодействию коррупции на 2009-2010 годы   для антикоррупционной оптимизации законотворческого процесса предусмотрен порядок проведения антикоррупционной экспертизы законопроектов, а также методики и критерии их оценки на коррупциогенность.

По мнению заместителя Председателя Совета Федерации основные усилия должны быть направлены на профилактику коррупции, на выявление коррупционных рисков уже на стадии подготовки законопроектов.

«Антикоррупционная экспертиза как реальная превентивная мера по борьбе с коррупцией должна превратиться в системную составляющую, в часть нормотворческого процесса, уже на ранних этапах его проведения», - сказал он.

Как отметил Борис Шпигель, кардинальное снижение уровня коррупции – стратегическая задача, которая стоит перед всей страной. «Ее решение напрямую связано  и с защитой права собственности в стране, и  укреплению правовой, судебной системы, расширению свободного предпринимательства – фактически с большинством задач, которые мы все ставим перед собой, - считает он. - Поэтому одна из основных задач – создание сильной правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией, вопросы по ее предупреждению».

Борис Шпигель напомнил о Федеральном законе № 94 о закупках для государственных нужд. Изначально этот закон планировался как антикоррупционный, а на деле вышло с точностью до наоборот. Чтобы выиграть конкурс необходимо предложить самую низкую цену.  Поэтому «маленькие компании, предлагающие самые низкие цены, одерживают победу в конкурсе, но при этом они не могут гарантировать качество закупок», сказал Борис Шпигель. А это абсолютно неприемлемо, если речь идет о лекарствах или продуктах питания. Кроме того, закон больно ударил и по общественным организациям, которые вынуждены участвовать в конкурсах на аренду помещений наравне с коммерческими организациями.

По словам сенатора, «учитывая, что данный закон вызывает множество нареканий, Распоряжением Председателя Совета Федерации создана рабочая группа по анализу практики его применения и подготовки предложений по внесению в него изменений, которая сейчас активно работает».

Говоря о роли институтов гражданского общества как полноправных субъектах противодействия коррупции,

Борис Шпигель предложил обсудить такую меру, как «изъятие у органов исполнительной власти избыточных функций» (таких как, например, лицензирование, аккредитация некоммерческих организаций) и передачи их общественным организациям, профессиональным ассоциациям и т.д. Он предложил создать рабочую группу и выработать перечень тех функций, которые можно было бы передать институтам гражданского общества.

По итогам обсуждения участники дискуссии рекомендовали Федеральному Собранию разработать и принять федеральные законы «Об общественной экспертизе и общественном контроле в РФ» и «О нормативных правовых актах». Совету Федерации – рассмотреть вопрос о внесении изменения в Регламент верхней палаты российского парламента в части обязательного проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов.
Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества – продолжить взаимодействие и сотрудничество с Общественной палатой РФ, общественными организациями, научными сообществами по вопросам участия институтов гражданского общества в процессе проведения общественной антикоррупционной экспертизы и общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства. Проводить мониторинг законодательного обеспечения деятельности институтов гражданского общества с целью его совершенствования, в том числе в области общественного контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства РФ.

Источник: Пресс-служба Совета Федерации


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!