Согласно подписанному Фискальному пакту этим странам придется не на шутку затянуть пояса, тогда как для Германии, достигшей и так прекрасных показателей по уровню госдолга и дефициту бюджета, подобное соглашение - лишь формальность.
Испания, Италия и Франция объявили амбициозные цели по сокращению дефицитов государственных бюджетов в 2013 г. Главный мотив ужесточения фискальной политики в этих странах - желание отгородить свои экономики от распространения "кризиса недоверия", когда любые сомнения инвесторов в платежеспособности страны отражаются на стоимости ее долга, что резко повышает нагрузку на бюджет.
Но и этот сценарий таит опасность: сокращение государственного стимулирования экономики приводит к сокращению совокупного спроса, что негативно сказывается и на доходах бюджета.
Идеологи политики "затягивания поясов" считают, что положительный эффект роста доверия инвесторов перевесит негативный эффект от прямого сокращения госрасходов (или роста налогов). Опыт Греции показывает, что пока происходит обратное.
Германия также планирует снижение дефицита бюджета в 2012-2015 гг., который, правда, и так не является большим (1% ВВП в 2011 г.). Возможные мотивы, кроме долгосрочного ухудшения демографической ситуации и "перестраховки" от кризиса недоверия, могут состоять еще и в том, что страна желает показать остальным членам еврозоны, что крупнейшая экономика также предпринимает меры по сокращению дефицита.
После кризиса 2008 г. Испания и Франция активно наращивали госдолг (см. диаграмму 1) на фоне роста дефицитов бюджетов (см. диаграмму 2).
В наименьшей степени накопление долга затронуло Италию. Но необходимо учитывать, что перед кризисом максимальные уровни госдолга (относительно размеров экономики) были именно у Италии.
Страна | Госдолг в 2007 г., % от ВВП | Прирост госдолга в 2008-2011 гг., % от ВВП | Уровень госдолга в 2012 г., % от ВВП |
---|---|---|---|
Германия | 65,2 | 16 | 71,2 |
Италия | 103,1 | 17 | 120,1 |
Франция | 64,2 | 21,6 | 85,8 |
Испания | 36,3 | 32,2 | 68,5 |
В Испании и Франции проблема сокращения дефицитов стоит наиболее остро. В обеих странах наблюдалось наиболее интенсивное накопление госдолга в посткризисный период. Решение проблемы дефицитов усугубляется низкой конкурентоспособностью экономик и необходимостью проведения реформ на рынке труда.
Для Франции предпочтительным является сокращение госрасходов (учитывая их самый высокий уровень относительно размеров экономики, а также самую высокую налоговую нагрузку на экономику среди этих стран).
Для Испании свою роль должно сыграть повышение налогов, так как по объему налоговой нагрузки на предприятия, работодателей и домохозяйства страна пока отстает от средней по OECD и от крупнейших экономик еврозоны, а по уровню расходов к размерам экономики страна находится на последнем месте из большой четверки.
По итогам 2011 г. во всех рассматриваемых странах, кроме Германии, дефициты превышали 3%-й уровень (диаграмма 2). Между тем, по условиям Фискального пакта, которые вступают в силу с 2013 г., странам придется значительно сократить дефицит. Соглашение было подписано 2 марта 2012 г. всеми членами ЕС, за исключением Чехии и Великобритании.
Фискальный пакт устанавливает:
• Общий дефицит бюджета не больше 3% ВВП и структурный дефицит бюджета (без учета фазы бизнес цикла), не превышающий 0,5% ВВП, если госдолг страны больше 60% ВВП (иначе допускается достижение 1%-го структурного дефицита).
• В случае нарушения запускается механизм автоматической корректировки дефицита.
• Разработка механизма осуществляется Еврокомиссией, а контроль исполнения бюджетного правила возлагается на Европейский суд (European Court of Justice).
• Штраф за отклонение от имплементации бюджетного правила достигает 0,1% ВВП и поступает или в европейский бюджет, или в ESM.
• Страны, чей уровень долга превышает 60%, должны сокращать его на 1/12 ежегодно (около 5% ВВП в год).
• Страны, чьи бюджеты не соответствуют бюджетному правилу, принимают календарь сходимости. В большинстве случаев на сходимость дается два-три года. Например, Германия, которая достигнет 0,5% структурного дефицита в 2012 г., выполнит норматив на два года раньше программы, подготовленной для страны ЕК.
Страны, которые заведомо не достигнут целевых показателей на горизонте периода сходимости, должны будут принять программу Excessive Deficit Procedure, предусматривающую проведение структурных реформ.
9 октября Франция, последней из необходимых 12 стран, ратифицировала договор в национальном парламенте.
Итак, первичный дефицит должен быть меньше 3% с 2013 г. Таблица ниже демонстрирует, что из четырех ведущих экономики Европы труднее всего придется Испании. Однако запланированные сокращения даже в самом экстремальном случае в Испании оказываются на треть меньше, чем осуществляемые в Греции или Португалии, пишут аналитики Сбербанка.
Германия | Франция | Италия | Испания | |
---|---|---|---|---|
Первичный дефицит/профицит, 2011 г. | -0,9 | 2,6 | -1,0 | 6,1 |
Ожидается МВФ (правительством), 2012 г. | -1,4 (-1,5) | 2,2 (1,9) | -3,6 (-3,4) | 2,2 (3,3) |
2013 г. | -1,3 | 1,1 | -3,9 | 0,8 |
2014 г. | -1,3 | 0,5 | -4,2 | 0,1 |
Источник: www.vestifinance.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!