Холодная война двух ВПК

28 апреля 2014    Редакция RB7    766
Россия и Украина рассматривают варианты развития военной промышленности в отрыве друг от друга

Строители Советского Союза были уверены, что создают объединение на века. И то ли гарантией добросердечных отношений, то ли дополнительной экономической «скрепой» стало размещение в братских республиках предприятий, включенных в сложные производственные цепочки. Впрочем, зачастую это было обусловлено логикой: на той же Украине были (и есть) значительные запасы сырья, а значит, строить производство на месте гораздо выгоднее.

С развалом СССР цепочки лопнули, бывшим партнерам пришлось заново налаживать схемы, а там, где это невозможно, искать альтернативу. Сложнее (и одновременно проще) оказалось оборонке. Партнеров со стороны не привлечешь, все-таки национальные интересы, а потому именно в этой области система сложилась практически идентичная той, что была в Советском Союзе.

Конечно, стратегии развития разрабатывались самостоятельно, но существование основных партнеров всегда бралось в расчет, и как бы ни строились отношения между лидерами стран, столько бы газа ни исчезало из трубы, сотрудники ВПК, как правило, окончившие когда-то одни и те же университеты, сложившихся отношений не меняли.

Но месяц назад «Укроборонпром» заморозил поставки в Россию своей продукции до «деэскалации конфликта». При этом компания вполне осознанно готова идти на финансовые убытки. Конечно, можно поупражняться на тему «назло родителям отморожу уши», тем более что за это время никаких изменений (по крайней мере, к лучшему) не произошло, но лучше попытаться разобраться, насколько серьезным для России и Украины окажется разрыв этих связей и как наименее болезненно можно компенсировать данные потери.

Чтобы сразу избежать шапкозакидательских настроений – определим место Украины на мировом рынке вооружений. Согласно отчету Стокгольмского института по исследованию проблем мира, Украина среди экспортеров занимает восьмое место на планете с долей в 3%. До России, конечно, далеко, но игрок серьезный. И, что самое важное, собственно Россия среди покупателей украинской военной техники находится лишь на третьем месте (нас обошли Китай и Пакистан), так что говорить о зависимости можно лишь с определенными оговорками.

Условно украинскую военную продукцию можно разделить на две части – ту, без которой можно обойтись, и ту, которая исключительно необходима. По оценкам экспертов, сейчас Россия напрямую зависит от Украины по следующим направлениям: авиационные двигатели запорожской компании АО «Мотор-Сич», турбины для морских кораблей николаевского завода «Зоря – Машпроект», а также техническое обслуживание российских ядерных ракет, которое обеспечивают специалисты днепропетровского КБ «Южное» и предприятия «Южмаш».

С остальными худо-бедно можно будет справиться своими силами. Функции КБ «Южное» постепенно перетягивает на себя Московский институт теплотехники. Новый вертолет Ка-60 создается без комплектующих «Мотор-Сич», а к 2015 году в России должно появиться собственно производство вертолетных двигателей. Военно-транспортный самолет Ан-140 собирают на самарском заводе «Авиакор». Постепенно разрушаются и другие цепочки за счет размещения заказов внутри России. Собственно, и российские власти уверены в том, что ничего критического не произойдет, если связи прервутся окончательно. «Серьезной зависимости у нашей страны по поставкам товаров с Украины нет. Если будут приняты какие-то ограничительные меры с украинской стороны, то наши предприятия смогут полностью заместить производство номенклатуры», – заявил некоторое время назад министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. Впрочем, заявил он это на встрече с президентом, где, надо думать, других слов ждать было бессмысленно. Но, тем не менее, общий вектор развития понятен.

В том, что российский ВПК пусть и вынужденно, но станет еще более самодостаточным, сомневаться не приходится. А вот что будет с Украиной – вопрос сложный. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко считает, что развитие сложившейся ситуации «приведет к коллапсу и полному развалу национального военно-промышленного комплекса Украины». «Это будет смертельный удар, после которого Украина как страна прекратит свое существование. Это только вопрос времени. Обойдемся без Украины, хоть это и вызовет определенные сложности», – уверен эксперт.

Украинская сторона имеет свой взгляд на этот вопрос, что характерно, гораздо более оптимистичный. Директор по развитию украинской информационно-консалтинговой компании Defense Express Валерий Рябых напоминает, что Украина всегда была сильна в поставках таких видов вооружений, как бронетанковая техника. «За время независимости страна создала задел, чтобы это направление стало самодостаточным, с построением полного цикла. Второе направление – техника советского вооружения, в частности, вертолетная техника. Практически на всем вертолетном вооружении, известном со времен СССР, стоят украинские двигатели производства «Мотор Сич», разработанные ОКБ «Прогресс». Основные рынки сбыта – Юго-Восточная Азия, Африка: на этих рынках Украина традиционно выступала конкурентом России», – отмечает эксперт.

Правда, непонятно, что будет делать Украина, когда заржавеют последние вертолеты, выпущенные в Союзе. С современными разработками там пока все очень сложно, и попытки найти партнеров помимо России далеко не всегда оборачиваются успехом. Застопорилась программа строительства кораблей класса «корвет» в Николаеве. Вхолостую, если не в минус, сработали попытки совместного производства транспортного самолета А400M ГП «Антонов» с европейской Airbus, а также продвижения на рынок самолета Ан-70. Лучше всего эту ситуацию проиллюстрировали слова теперь уже бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова: «У меня состоялась встреча с французским руководством и руководством авиационной компании Airbus, и они мне сказали, что «ваш самолет лучше нашего, но мы сделаем все, чтобы ваш самолет не нашел рынка сбыта». Ну а танки «Ятаган» (Т-84-120) и «Оплот» (Т-84У) хотя и считаются надеждой украинской оборонки и вполне конкурентны на рынке, но уж слишком велико предложение машин этого типа со стороны других стран, в том числе и России.

При этом для Украины нельзя исключать и еще один риск – кадровый голод. Уникальные специалисты там еще есть, но, оставшись без работы, они непременно вызовут интерес у конкурентов. Российские заводы, например, не откажутся. Тем более данная технология уже была опробована: в свое время работникам Ташкентского авиационного завода предложили облегченную процедуру получения российского гражданства, а также различные льготы.

В общем, в долгосрочной перспективе Украине придется тяжелее, чем России. Но сейчас, в период раздрая, туго будет всем. Если, конечно, не попробовать обходные пути – например, через Белоруссию. Украина рассматривает развитие военно-торговых отношений с братской страной среди приоритетных. А тут совсем кстати вице-премьер Рогозин совершил визит в Белоруссию с целью оценить-присмотреться: «У нас есть мощная поддержка со стороны белорусских промышленников, поэтому цель сегодняшнего приезда – посмотреть, что мы можем сделать еще больше с учетом этой новой ситуации». Так что совсем не стоит исключать ситуацию, что Белоруссия станет прикрытием для сделок между российскими и украинскими предприятиями ВПК. Всем хорошо, да и Александр Лукашенко не откажется снять небольшую пенку за лейбл «Мade in Belarus».

Источник: www.km.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!