Раз за разом компания выставляется на торги, но инвесторы не торопятся вкладывать в нее средства. Причин тому может быть очень много. Эксперты утверждают, что покупателей способны отпугнуть даже недостаточно высокие потолки в помещении. Более того, существует целый ряд видов бизнеса которые очень сложно продать в принципе.
Первая и наиболее очевидная — это большой дисбаланс между запрашиваемой ценой и суммой, которую готов заплатить покупатель. Вторая — отсутствие на рынке покупателя ввиду бесперспективности данного вида хозяйственной деятельности, использования в производственном процессе уже устаревших технологий, отсутствия достаточного спроса на рынке на данную продукцию.
На практике цена, запрашиваемая продавцом, чаще всего оказывается выше той, которую готов заплатить покупатель, поясняет Олег Юдин. Это правило относится почти ко всем сферам бизнеса, за исключением сферы сервиса и услуг, торговли, медицины и фармакологии. Здесь средняя цена, запрашиваемая продавцом, оказывается меньше среднего размера суммы, которую готов инвестировать покупатель. Правда, несмотря на это, объемы продаж на этих рыночных сегментах все же не так велики. Это объясняется уже другой причиной — несовпадением запросов покупателей и имеющихся на рынке конкретных предложений. Так, в сфере сервиса и услуг зачастую выставляются на продажу туристические агентства, представляющие собой лишь небольшой арендуемый офис и пакет документов. Стоимость этого бизнеса невысока, но покупательского интереса такие предложения все равно не вызывают.
Сферой, где наиболее четко проявляется дисбаланс между ценой покупателя и продавца, является строительство. Причина кроется в том, что на продажу, как правило, выставляются пакеты документов или строительные фирмы, не имеющие на момент продажи каких-либо значительных строительных заказов. Инвесторов же прежде всего интересуют компании с объемами работы на период не менее 2-3 месяцев вперед, поясняет Олег Юдин. И сейчас на рынке готового бизнеса сделок с предприятиями этой сферы совершается очень мало. Пока ее участники предпочитают другие механизмы смены собственников.
Похожая ситуация складывается и в области сельского хозяйства. Здесь доминируют региональные продавцы, выставляющие на продажу оставшиеся с советских времен агрогиганты, как правило, убыточные.
Низкий интерес у инвесторов вызывает глубоко персонифицированный бизнес. Встречаются ситуации, когда успешное развитие, а нередко и само существование компании зависит исключительно от личности владельца. Данная тенденция особенно характерна для бизнеса, специализирующегося на оказании услуг, и для тех предприятий, в работе которых решающую роль играют взаимоотношения владельца с представителями местной администрации.
К слову сказать, здесь же кроется и еще одна причина плохой продаваемости строительных компаний. Как правило, строительный бизнес зависит от взаимоотношений между владельцами предприятия и местной администрацией.
«Конечно, какого-либо конкретного вида бизнеса, вызывающего стойкое неприятие у инвесторов, не существует, - считает консультант КГ «Магазин готового бизнеса» Роман Семчишин. - В случае если компания приносит доход, адекватно оценена и не имеет значимых организационных проблем, она может быть продана и, как правило, продается». Более того, сейчас ситуация такова, что потенциальные покупатели гото вы приобретать бизнес даже в том случае, если он работает в стажирующей отрасли, но при этом приносит прибыль.
Безусловно, среди всех возможных видов бизнеса можно выделить ряд компаний, привлекающих лишь небольшое число покупателей. По данным Романа Семчишина, к их числу можно отнести прежде всего фирмы, занимающиеся выпуском средств производства. Скорей всего это связано с низкой конкурентоспособностью их продукции, отсутствием спроса на производимые товары.
Большое влияние на продаваемость бизнеса имеет и его «прозрачность». При прочих равных условиях «непрозрачное» предприятие, имеющее теневой оборот и проблемы с бухгалтерской отчетностью и документацией, вообще может быть не продано.
Эксперты утверждают, что иногда препятствием к продаже компании может явиться даже ее название. Потенциального собственника может смутить неблагозвучность, неуместность имени фирмы или просто отсутствие зарегистрированной торговой марки.
Как отмечают эксперты, продаваемость предприятия во многом зависит от его месторасположения. По словам Сергея Бухарова из AdelantA Consulting Group, это существенный фактор для бизнеса любого масштаба. Кроме того, во многих случаях месторасположение компании может оказывать значительное влияние на ее финансовые показатели.
Как правило, существенно проигрывают в привлекательности региональные компании, удаленные от городов-«миллионщиков». Эксперты объясняют это тем, что инвесторы из крупных городов не спешат ехать в «депрессивные» субъекты России, а в самих этих регионах есть не так много людей, имеющих достаточно средств для покупки бизнеса.
помимо стоимости ресурсов, сырья в данном конкретном регионе, спроса на производимую продукцию и т.п. является политическая обстановка в регионе, местная законодательная база и пресловутая инвестиционная привлекательность».
Судя по всему, в ближайшее время количество непродающихся или плохо продающихся предприятий будет расти. К перечисленным отраслям скорей всего добавятся новые.
Устоявшееся отношение к различным отраслям промышленности и направлениям бизнеса будет лишь усиливать тенденцию непродаваемости. К тому же сегодняшние бизнесмены вкладывают свои средства более осмотрительно и благоразумно, чем еще несколько лет назад.
Источник: alti.su
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!