Это и неудивительно – подорожание бензина напрямую влияет на инфляцию. Ведь горючее – это и грузоперевозки, без которых не обойтись ни в производстве, ни в импорте, и себестоимость сельскохозяйственной продукции. Особенно неприятно с учетом последнего резкое подорожание дизельного топлива. По оценке председателя совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника, сегодня оно приблизилось в цене к бензину Аи-95, что является "настоящим ЧП". Ведь при таком раскладе традиционной осенне-летней дефляции, основанной на сезонном удешевлении овощной продукции, нам не видать. А, значит, годовые рамки инфляции могут оказаться значительно выше прогнозных. На Камчатке бензин уже стоит 31,8 рублей за литр. Что дальше?
О том, что будет с ценами на бензин, Ю.Шафраник рассказал в рамках пресс-конференции. По его мнению, рост продлится, и дешевого горючего в обозримом будущем нам не видать. Против снижения играет все – продолжающаяся нестабильность в нефтеносных Иране и Ираке, перекладывание финансовыми игроками средств из сомнительных активов вроде ипотеки в сырье, внутрироссийские факторы. При этом от последних цены на бензин в России зависят в меньшей степени.
"Считаю, что тенденция к росту цен /на бензин на внутреннем рынке/ возможна, но в меньшей степени, чем в первом полугодии этого года, и существенно меньшей", - сказал он, отметив, что в первом полугодии рост цен на бензин составил 14 проц. Более точные прогнозы он озвучить отказался, отметив, что на цены влияет слишком много факторов. Это и мировая рыночная конъюнктура, стоимость доллара и уровень потребления энергоресурсов в мире в целом. Зависимость от внешних факторов в цене на бензин Ю.Шафраник оценивает на уровне 30 проц. Говоря об общей ситуации с ценами на мировом рынке, Ю.Шафраник подчеркнул, что "тенденция роста находится на пределе, если не будет мировых форс-мажоров, то серьезного роста в ближайшее время не будет". "Вспомним, что в последнее время сбывались наименее волюнтаристские прогнозы", - добавил он. Так что запредельного скачка цен в ближайшее время не ожидается.
Комментируя опубликованный прогноз Международного энергетического агентства /МЭА/, согласно которому в этом году потребление нефти будет выше запланированного уровня, Ю.Шафраник отметил, что это "скажется как фактор влияния на рост цен на бензин". Потребители, к которым относится и МЭА, наперебой уговаривают производителей увеличивать объемы добычи. К этим уговорам можно прислушиваться, но выполнять это вовсе не обязательно. Ведь не стоит забывать, что хотя Россия и богата ресурсами, ресурсы эти невозобновляемы и могут закончиться. Сегодня их хватает, только они слишком, по мнению многих дороги. А завтра может ни быть вовсе. Поэтому, пока не поздно, нужно не стимулировать добычу, а уменьшать потребление. В первую очередь, это касается США, которые тратят в разы больше энергоносителей, чем производят. Китай, к примеру, пока тратит меньше, но в перспективе со своим многочисленным населением может стать одним из ведущих импортеров. И откуда брать сырье, чтобы обеспечивать все эти потребности. "Эпоха, когда производители диктовали потребителям или наоборот, прошла", - считает Ю.Шафраник. Сегодня настало время вести двухсторонний диалог. Иначе, если бум потребления не остановить, а призывы "добывайте больше" будут выполнены, в один прекрасный момент добыча может прекратиться или существенно сократиться. Ведь России для разработки своих месторождений, таких, как Штокманн или Ямал, необходимы огромные средства. Что делать, если по каким-то причинам эта работа застопорится?
Кроме того, необходимо принятие ряда мер для снижения темпов роста стоимости бензина. Правительство уже проводит на этот счет большую работу, однако еще есть над чем подумать. В частности, по словам Ю.Шафраника, "наша налоговая система должна быть радикально изменена на более мягкую, так как жесткая привязка к мировому рынку тяжела для нас как для потребителей". Кроме того, важно стабилизировать добычу нефти и газа, и сконцентрировать усилия на развитии инноваций в ключевых отраслях.
В числе необходимых мер в направлении нефтедобычи и переработки эксперт отметил необходимость создания условий для малых и средних компаний. Они могли бы заняться разработкой скважин, которые сейчас составляют 50 проц от общего фонда. Для этого необходимы серьезные изменения в налоговой сфере, а также обеспечение всем, кто имеет нефть, свободного доступа на нефтеперерабатывающие заводы. Это необходимо узаконить соответствующим нормативом или регламентом. Ю.Шафраник отметил также необходимость усиления позиции ФАС на всех направлениях добычи, переработки и продажи нефти и нефтепродуктов. "Мы считаем, что иногда антимонопольные службы действуют недостаточно жестко", - добавил он. Кроме того, правительству РФ следует создать условия, чтобы странам СНГ, работающим в сфере нефтепрома, было выгодно идти на российский рынок, считает он.
Например, это касается уже упомянутого дизельного топлива и авиационного керосина. Сделать их хоть немного дешевле можно и нужно, уверен Ю.Шафраник. Все необходимые предпосылки для этого есть. В свое время не было принято мер для стабилизации цен – этим и объясняется их резкий скачок. "Сейчас необходимо сделать все для снижения цены внутри России", - подчеркнул эксперт, выразив уверенность, что "это реально и остро необходимо". По мнению главы Совета Союза нефтепромышленников РФ, цены на дизельное топливо в России должны быть "минимум не больше цены на 92-й бензин и приближаться к цене на 76-й". Говоря о росте цен на керосин, Ю.Шафраник отметил, что главная причина этого в том, что "у нас не так много качественных производителей керосина". Он выразил надежду, что правительство РФ отдельно выделит этот аспект и будет стараться принять необходимые меры, для того, чтобы "предприятия по переработке в стране были в избытке".
Что касается заявленного в сентябре этого года перехода всех нефтепроизводителей на выпуск бензина не ниже стандартов "Евро-2", то, по мнению эксперта, сделать этого не удастся. И не из-за того, что нефтяники против. Наоборот, все согласны, что качественный бензин – это залог здоровья людей и экологического благополучия. Однако реконструкция заводов для выработки такого топлива займет около двух лет. Кроме того, предпринимателю должно быть это выгодно, хотя бы в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо изменение "ряда инвестиционных факторов", считает Ю.Шафраник.
Источник: prime-tass.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!