Расселение без права на жилье

10 декабря 2014    www.km.ru    1479
Согласно подготовленному Минстроем законопроекту «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда» при расселении аварийного дома получать новые квартиры будут только собственники или граждане, официально признанные малоимущими и нуждающимися.

Более 318 миллиардов рублей выделено «на переселение россиян из трущоб» в ближайшие годы, заявил президент страны Владимир Путин на форуме Объединенного народного фронта (ОНФ). Он также сообщил, что за расходованием этих средств будет вестись жесткий контроль.

Однако всего несколькими днями ранее пресса сообщала о подготовленном Минстроем законопроекте «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», который, по мнению экспертов, нацелен как раз на экономию бюджетных средств за счет жильцов.

В частности, документ предусматривает, что получать новые квартиры будут только граждане, официально признанные малоимущими и нуждающимися. Если этот законопроект будет принят, он вступит в силу с 1 января 2016 года и распространится на правоотношения, возникшие с 2012 года.

Ставить граждан на учет будут местные власти, учитывая доход на каждого члена семьи и стоимость имущества в собственности. Малоимущим новое жилье будет предоставляться по соцнайму, нуждающимся — по некоммерческим нормам: 33 кв. м - на одного, 42 кв. м - на семью из двух человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи от трех человек.

Документ также обязывает жильцов, владеющих квадратными метрами в аварийном строении, отказываться от права собственности ради получения новой квартиры. Лица, отказывающиеся от переезда, будут сниматься с учета как нуждающиеся в переселении. В этом случае собственникам будет выплачиваться лишь компенсация в виде его доли в реализованных с аукциона земельном участке и доме.

Жильцы, не являющиеся собственниками и не стоящие на учете как малоимущие или нуждающиеся, при расселении аварийного дома будут выселяться без предоставления нового жилья (за исключением случаев, когда такое выселение запрещено — например, когда человек проживал в квартире по соцнайму, а дом идет под снос).

Законопроект говорит, что в течение десяти дней со дня признания дома аварийным местные власти должны предъявлять собственникам требование принять на общем собрании решение о сносе или реконструкции здания. После этого в течение года дом будет снесен или должна начаться его реконструкция.

Возможно, что инвестора для реконструкции собственникам придется искать самостоятельно. Местные власти могут и помочь с этим, организовав публичные торги. Для этого достаточно согласия 80% собственников. В любом случае, в качестве инвестиционного актива у них остается земельный участок с инженерными коммуникациями под домом.

При нарушении упомянутых сроков местные власти вправе изъять участок и продать помещения на торгах. После этого реконструкция или снос станут заботой нового собственника. Прежним владельцам причитается компенсация. Если торги дважды не состоялись, помещение выкупается самим муниципалитетом - цена определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом.

В Минстрое уверены, что это предложение позволит расселить аварийные дома к сентябрю 2017 года, как требует действующий «майский» указ президента. Пока необходимо переселить 777 тысяч человек и снести или реконструировать 12 млн. кв. м жилья.

- Этот законопроект чреват нарушением прав собственников из-за возможного предложения компенсационных выплат ниже рыночной цены их имущества. Он также может привести к снижению социальной защиты населения – в данном случае значительно пострадают интересы проживавших по социальному найму граждан, не попадающих в официальные списки неимущих. Причины просты: власти хотят резко урезать бюджеты на расселение аварийных домов именно за счет этих категорий жильцов, - считает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев.

- Возникает вопрос справедливой цены. Ведь в реальности мало что изменяется от факта признания дома аварийным. Еще неделю назад это был по документам нормальный дом, и квартиры в нем можно было продать за хорошую цену, а сегодня он что, вдруг стал для проживания совсем не годен?

Да, в Москве есть отдельные территории, где стоимость земли составляет 90% от рыночной стоимости жилого здания вместе с земельным участком. Но в провинциальных городах – речь идет об относительно крупных, полно зданий, где доля земельного надела не превышает 10% от цены дома с участком. Поэтому не везде выручка от продажи позволит купить новое жилье.

Я рассматриваю это предложение однозначно как наступление на права собственников, которым угрожают потери.

Теряют и люди, проживающие по праву социального найма. Раньше при расселении все наниматели обязательно получали новую жилплощадь, исходя из социальной нормы на одного жильца. Теперь же получат только те, кто сможет после объявления дома аварийным оперативно собрать документы и встать на официальный учет как малоимущий или нуждающийся. Практика показывают, что при этом местные чиновники чинят довольно много препятствий. Таким образом, законопроект явно нацелен на сокращение числа людей, получающих новое жилье бесплатно по социальным нормам.

Все вместе это означает, что наша власть не хочет нести ответственность за выполнение социальной политики, норм Конституции о праве каждого гражданина на жилище.

Каким образом можно отстоять права жильцов?

- Для исключения упомянутых схем, на мой взгляд, необходимо жестко прописать уже сейчас, пока документ рассматривают в Госдуме, норму: выкуп квартир в официально признанном аварийным доме не должен быть ниже кадастровой стоимости этой квартиры до признания дома аварийным. То есть любой выселяемый владелец должен получать полную рыночную стоимость своей квартиры, если ему не предоставляют другую жилплощадь в натуральной форме.

Я думаю, не надо опасаться того, что пока кадастровая стоимость нередко бывает намного ниже реальной рыночной цены. Ведь теперь именно кадастровая оценка станет базой для налогообложения, поэтому нет сомнения, что эту стоимость власти в ближайшие годы взвинтят… Так что граждане не будут много терять при получении компенсаций. Одновременно у властей не будет стимула завышать кадастровую стоимость в целях выбивания больших сумм налогов, поскольку по этой стоимости придется жилье у граждан выкупать.

К тому же, если говорить о справедливой рыночной оценке, то надо учитывать, что и земельный участок продается не просто как кусочек почвы. К нему плюсуются все подведенные коммуникации и мощности: вода, электроэнергия, газ, канализация – а это огромные деньги! При строительстве нового дома инвестор сэкономит и деньги, и колоссальные усилия по подведению всех инженерных сетей. Да и время. Ведь подчас строительство дома происходит быстрее, нежели его подключение к коммуникациям.

Справедливо ли и законно, что власть фактически отказывается от своего участия в расселении аварийного жилья?

- Если дом стал аварийным, кто это допустил? Его состояние должны были контролировать власти, управляющие компании. Ведь на самофинансирование капитального ремонта жильцами страна перешла только что… А до этого организовывали работу по ремонту и содержанию жилого фонда местные власти. Может быть, в том, что дом стал аварийным «вклад» жильцов – не более 5%? Они на протяжении многих лет, десятилетий оплачивали коммунальные услуги, в состав которых были включены деньги на содержание и ремонт дома, платили налоги… А куда, позвольте спросить, делись эти деньги?

Так что это не проблема жильцов, это проблема власти. И не может она, на мой взгляд, просто дистанцироваться от решения этой проблемы.

Остроты назревающему конфликту интересов придает то, что с 1 марта 2015 года заканчивается срок бесплатной приватизации жилья в России, и, похоже, на этот раз сроки продлеваться больше не будут. Вместе с нынешним предложением это создает впечатление, что государство в принципе отказывается от социальной защиты граждан, занимающих жилплощадь на основании договоров социального найма.

Получается, что власть в очередной раз хочет переложить финансовое бремя со своих бюджетов на кошельки граждан или на частный бизнес?

- Да. Но это в принципе неправильно! В мировой практике участие инвестора в реновации территории предполагает предоставление благоприятного налогового режима, потому что бизнес надо стимулировать вкладывать деньги в решение социальных задач. Преференции могут включать в себя отказ от взимания с таких компаний социальных отчислений, предоставление льготных налоговых периодов при эксплуатации построенного на этой земле нового дома, особых условий предоставления новых земельных площадок под застройку, а также предоставление различных субсидий.

Если же нормальных условий для расселения аварийных домов не будет в этом законопроекте прописано, то и выкупать это имущество никакой частный инвестор не станет.


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!