Правила для юных телезрителей

12 мая 2009    Редакция RB7    1267
Так как дети схватывают все на лету, они быстро понимают, что телевизор - удобный и необременительный способ провести время.

Не успевают взрослые опомниться, как ребенок уже с пультом научился обращаться, и DVD запускать, и обнаружил все возможные каналы, среди которых далеко не все предназначены для детей. И в итоге дитя «прилипает» к телевизору как к лучшему другу.

Пятецкая Елена Александровна, психолог Студии «Тет-а-Тет»
Что делать? Выключить «ящик» совсем вряд ли получится, слишком много информации мы, взрослые, получаем именно из него. Остается одно – постараться выработать правила обращения детей с телевизором, свести к минимуму тот вред, который может быть нанесен ребенку.

Когда смотреть

Психологи утверждают, что до трех лет дети воспринимают телевизионную картинку как мелькание и не более. Многие родители наблюдают время от времени картину неподвижно стоящего перед экраном малыша – особенно во время рекламного блока. При этом ребенок не понимает смысла сюжета. Его завораживают яркие, быстро меняющиеся картинки и ритмичная, повторяющаяся музыка. Ребенку двух-трех-четырех лет все это доставляет настоящее удовольствие – ведь в этом возрасте он живет исключительно в предметном мире. Естественно, это совсем не значит, что ребенка можно оставлять наедине с экраном только потому, что это ему нравится.

Необходимо знать, как воспринимают телевизионную картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.

0-6 месяцев

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. Для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку.

Наш совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда кормите ребенка грудью или даете бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.

6-18 месяцев

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. С шести месяцев ребенок может научиться правильно пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у малышей очень рано. В этом смысле просмотр телевизора — определенный опыт. До того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер.

Наш совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

18 месяцев-3 года

Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Есть опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей — озвучить то, что он интуитивно чувствует. Однако для воображения, которое появляется у малыша в этом возрасте, мультфильмы не оставляют места. В этом смысле гораздо полезнее статичные картинки типа комиксов или диафильмов

Наш совет: Необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев.

3-5 лет

Только к 3-4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм — это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. В этом возрасте ребенок уже понимает, что он — это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами (Шрек, Немо, Черепашки ниндзя) и все реже — с реальными людьми. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям.

Наш совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику. Чтобы обезопасить ребенка, их нужно расшифровать, объясняя намерения и ухищрения их создателей.

6-7 лет

По мере взросления ребенок становится более внимательным к содержанию телевизионной картинки. В шесть-семь лет у него складываются приоритеты, появляются пристрастия и собственный взгляд на увиденное. И здесь родители могут использовать телевизор в качестве помощника в воспитании – помочь сориентироваться в выборе программ и фильмов, понять, что волнует ребенка, наблюдая за его реакциями и предпочтениями.

Наш совет: Этот возраст очень важен, так как ребенок идет в школу и нагрузки возрастают. Особенно внимательно отнеситесь к тому, что и сколько смотрит ваш малыш. Дети, проводящие много часов подряд у телевизора или компьютера, как правило, мало читают, их интересы сужаются до размеров экрана. Постоянное облучение, исходящее от кинескопа, приводит к истощению нервной системы. В результате память у таких детей слабеет, они начинают хуже учиться, становятся вялыми, безынициативными. Часто нарушается сон: дети плохо засыпают, нередко снятся кошмарные сны. Утром они с трудом встают, чувствуют себя не отдохнувшими.

8-9 лет

К восьми-девяти годам дети понимают, что фильмы, в основном, — это вымысел. Но теперь они особенно остро воспринимают программы новостей, в которых сообщается о насилии, терроризме, жестокости. Негативные эмоции особенно сильны, если жертвами становятся дети. Ребенок представляет себя на их месте, ему могут начать сниться страшные сны, появляются навязчивые мысли, постоянная тревога.

Наш совет: Да, детей надо предупреждать о возможных опасностях. Но это не значит, что просмотр криминальных новостей придаст им сил и уверенности при встрече с реальной опасностью в жизни. Как и во всем, нужно чувство меры. Надо учитывать уровень психической зрелости ребенка, его индивидуальную уязвимость, подверженность страхам.

Подростки

Подростки, очень часто и подолгу смотрящие телевизор, могут слишком быстро… стать взрослыми. Как показали итальянские исследователи, «голубые экраны» нарушают гормональный баланс в организме, вызывая преждевременное половое созревание.

Так сколько же времени в течение дня малыш может проводить у телевизионного экрана? До 1 года его лучше не пускать к телевизору. От 1 года до 2 лет — не более 15 минут в день. От 2 до 3 лет — не более получаса. От 4 до 7 лет не должно превышать 30—40 минут, от 8 до 12 лет — 1 час, от 12 до 14 — 1,5 часа. От 14 до 17 лет — 2 часа. Врачи рекомендуют детям смотреть телепередачи не чаще 2-3 раз в неделю.

Как смотреть

Главное правило состоит в том, чтобы к телевизору «прилагался» взрослый, который может прокомментировать увиденное. Если сюжет фильма или телепередачи становится предметом обсуждения, стимулирует общение взрослого и ребенка, значит, просмотр несет пользу.

Вот, например, данные обследования 1300 американских школьников семи лет, опубликованные в американском журнале: дети, проводившие перед телевизором больше двух часов в день, страдают массой специфических отклонений, среди которых нарушение концентрации, заторможенность, плохой сон, ожирение и так называемый заппинг-синдром – привычка переключать каналы и невозможность остановиться на чем-то одном.

Американская академия педиатрии провела обследования, которые показали, что американские дети, сидя перед телевизором в среднем по 3 часа в день, за год успевают увидеть около 14 тысяч сцен, связанных с сексом, а к окончанию восьмилетней школы — около 8 тысяч убийств (у нас, пожалуй, и больше). Кроме того, ребенок постепенно начинает воспринимать жизнь как экран, где все понарошку, как в компьютерной игре или телевизоре. А это в свою очередь подавляет волю и желание хоть что-то делать.

Как быть?

Все очень просто — садиться рядом с ребенком и смотреть все то, что смотрит он. Это дает возможность «окультуривать» и выравнивать воздействие телекартинки на сознание малыша. Если взрослый поясняет и комментирует новости, фильмы и передачи, возникает ситуация совместного переживания, обмена эмоциями и даже страхами. Таким образом, телевизор становится лишь почвой, на которой вырастают семейные отношения. Некоторые фильмы и передачи могут порождать у детей страхи и провоцировать агрессивность. Особенно опасными в этом смысле считаются триллеры, в которых присутствует так называемый «саспенс» – напряженное ожидание чего-то ужасного, а так же сюжеты, связанные с потерями, расставанием, одиночеством. Страх может быть нейтрализован только спокойной обстановкой дома, теплыми объятиями и выражениями любви, беседой и обсуждением увиденного.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?»
Если ребенок сидит перед телевизором в одиночестве, самостоятельно «прыгая» с канала на канал, он может потерять чувство реальности. По мнению психологов, если есть выбор между телевизором и кинотеатром, то последнее безопаснее. Поход в кино сопряжен с определенным ритуалом, с темным залом, другими зрителями. И ребенок понимает, что он наблюдает нечто отдельное от его жизни. Следует сказать, что общение — это главная семейная ценность, которую надо сохранять несмотря ни на что. Это панацея от многих неприятностей окружающего мира.

Источник: shpilka.su


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!