Творческие способности: маленькие шаги к будущему успеху

17 апреля 2009    Редакция RB7    1339
Стоит ли учить ребенка прекрасному? Принесет ли ему это счастье или разочарование от несовершенства бытия? Но вместо того, чтобы углубляться в философию, обратимся к особенностям детской психологии.

Вы никогда не задумывались о том, что с каждым годом наша жизнь ускоряется все сильнее и сильнее? И чтобы все успеть, нужно учиться быть точным, ответственным, серьезным, - а попросту говоря, прагматичным. Такие способности востребованы обществом, и быть вечно занятым менеджером куда выгоднее, чем свободным художником. Но ведь только творческая личность способна в нашем быстро меняющемся мире увидеть красоту и произнести сакраментальную фразу: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» А еще — запечатлеть этот миг в картине, песне, стихотворении или просто в своем сердце.

Давайте поговорим о развитии творческих способностей детей. Стоит ли учить ребенка прекрасному? Принесет ли ему это счастье или разочарование от несовершенства бытия? Но вместо того, чтобы углубляться в философию, обратимся к особенностям детской психологии.

Фантазия, вдохновенная увлеченность игрой или рисованием «каляки-маляки» - все это свойственно детям с самых ранних лет. То есть созидание — это естественное состояние практически каждого малыша. Для детей создавать что-то новое — так же необходимо, как дышать. Ведь эта креативность, заложенная самой природой, — гарантия того, что малыш усвоит новые знания, умения, навыки и сможет их использовать на благо себе и окружающим. Например, без абстрактного мышления, которое как раз и развивает творчество, малыш не сможет считать, а без фантазии не напишет школьного сочинения. Получается, в развитии творческих способностей есть огромная практическая польза. И даже если ребенок не станет известным художником или музыкантом, то он обязательно будет гармонично развит и, скорее всего, — счастлив. А разве не об этом мечтают все мамы и папы?

Но быть талантливым ребенком — это значит не только радовать родителей своими успехами, но и периодически страдать от непонимания сверстников, а порой и отстаивать свои права на непохожесть. Мне известны несколько случаев, когда одаренных ребят буквально изводили одноклассники, а оправдывали они свою агрессию так: «А что нам тобой, Лена (Света, Петя, Надя), наши предки в глаза тыкают? Мол, ты и то умеешь, и это... А нас они только за двойки ругают».

Я с самого детства любила рисовать, а потом начала писать стихи, увлеклась наукой... Победы в конкурсах и участие в конференциях частенько чередовались с дразнилками ровесников в мой адрес. Мне было очень обидно: ведь я честно заслужила свои победы, никогда не хвасталась и не зазнавалась. Но меня утешала мысль: да, меня не понимают, но зато у меня есть мой маленький мир, где можно укрыться от всех невзгод — и это мир моего творчества. Да и родители научили меня не обращать внимания на завистников и помогли понять удивление окружающих: ведь это действительно необычно, когда девочка-школьница создает что-то на вполне взрослом уровне. И часто косые взгляды детей и взрослых — это просто любопытство, а дразнилки — попытка пообщаться с «настоящим, живым поэтом». Думаю, если это вовремя объяснить ребенку, то переживаний станет гораздо меньше, а уверенности в себе и желания развивать свой талант — больше. Кстати, моя креативность пригождается мне до сих пор, но теперь уже в работе: ведь писать статьи — это тоже творчество. Да и остальные свои «детские» увлечения я не бросила. Ведь как можно забыть то, что дает силы и делает жизнь чуточку светлее и лучше?

Наверное, способность создавать что-то новое — это как волшебная палочка: ребенок может как использовать это во благо, так и зарыть в землю свой талант. Но не дать эту волшебную палочку малышу — значит лишить его свободы выбора.

Чтобы развивать таланты ребенка, не обязательно буквально с пеленок отдавать его в художественную или музыкальную школу. Все-таки детство — это время игр и беззаботности. Чтобы обнаружить способности малыша, не стоит изнурять его психологическими тестами или серьезными каждодневными занятиями, достаточно просто быть внимательными и неравнодушными родителями. А раскрыть детские таланты помогут эти веселые и простые игры.

Игра «Погремушка»

Эта игра развивает чувство ритма. Будет очень весело, если к игре присоединится братик или сестренка. Развлечение хорошо подойдет для утренника в садике. Вам понадобится несколько погремушек — по две на каждого ребенка. Главное, чтобы звучание у каждой было почти одинаковым и не очень громким. Игра проводится в соответствии с текстом: мама или воспитательница помогает детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку.

Погремушка-погремушка,
Музыкальная игрушка!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми -
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки -
Отдохнут от шума ушки.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
На соседей погляди
И тихонько посиди.
А когда ты отдохнешь,
То опять греметь начнешь!

Игра «Зажги в окошках свет»

Ребенок раскрашивает желтой или оранжевой краской окошки в домиках, которые нарисовали родители. Игра развивает аккуратность, мелкую моторику рук и фантазию.

Игра «Бибикает машина!»

Игра на подражание. Развивает не только чувство ритма, но и координацию движений. Надо предложить ребенку «поиграть в машинку»: напевать песенку, бибикать и крутить игрушечный руль (его может заменить бубен или даже крышка). Пусть он представит себя шофером, а мама или его друзья будут пассажирами, вместе с ним поющими эту песенку:

Сидим с шофером рядом -
Би-би-би.
Помочь шоферу надо! -
Би-би-би.
Машинам всем и людям -
Би-би-би,
Бибикать громко будем -
Би-би-би!

Игра «Нарисуй музыку!»

Это игровое задание хорошо тем, что подойдет даже для самых маленьких. Ведь рисовать можно не только карандашом или кисточкой, но и пальчиком! А это обычно очень нравится малышам.

Для «иллюстрации» хорошо подойдут как песенки из любимых мультфильмов, так и серьезные музыкальные произведения. Ведь в первую очередь ребенок будет изображать свои чувства, возникшие при прослушивании, а не сюжет песенного текста. Так малыш впервые познакомится с цветовой символикой: черный — цвет грусти, красный — тревоги, а зеленый — жизни... Или даже придумает свои цветовые значения. Это задание стимулирует творческую активность ребенка. А главное, что для него понадобится лишь бумага, краски и любимая мелодия!

Игра «Цветы на лужайке»

На бумаге зеленого цветы малыш кончиками пальцев оставляет цветные отпечатки или капает на лист из тюбиков с оформительским блеском — так цветы получатся объемными и сверкающими. Игра хорошо развивает образное мышление и фантазию.

Игра «Стань звездой!»

Для нее потребуется игрушечный музыкальный инструмент: пианино, гармошка или даже микрофон и электрогитара. Надо включить песню, где присутствует инструмент, на котором кроха будет играть. Пусть ребенок представит, что он известной пианист, гитарист или певец — и сейчас у него концерт. Конечно же, на этот концерт надо пригласить слушателей: папу, бабушку, братьев и сестер. И в конце импровизации они обязательно должны похлопать «великому маэстро», а еще лучше — вручит сладкий приз!

Также можно предложить ребенку спеть в караоке его любимую песенку. А уж если ее сопроводить клипом (нарезкой кадров) из мультфильма — это обязательно заинтересует ребенка. А можно купить специальный диск «Караоке для детей», там веселые картинки уже присутствуют. Такие игры-подражания развивают слух и артистические способности.

Игра «Праздничный салют»

На черном (темно-синем, фиолетовом) листе цветной бумаги ребенок с помощью взрослых делает разноцветный набрызг зубной щеткой (или брызгает разлохмаченной кисточкой в хаотичном порядке): так на ночном небе появляется праздничный салют. Ребенок обязательно почувствует свою причастность к маленькому чуду.

Игра «Изобрази животное!»

Игра развивает образное мышление и фантазию. Ребенок должен угадать, на какого зверя похожа мелодия и изобразить его. Например, медленная музыка с преобладанием низких частот ассоциируется у детей со слоном или медведем, а быстра и веселая — с зайцем или белкой. Пусть ребенок импровизирует и танцует, а так же подпевает — чирикает как воробей или рычит как тигр.

Можно даже устроить театрализованное представление. Например, как все животные пришли к лисичке на день рождения и танцуют для нее. Малыш с удовольствием изобразит и лису-именинницу, и волка, и многих-многих других животных. Чтобы ребенок сильно не перевозбудился, игру через какое-то время можно прервать словами: «А теперь звери устали и сели послушать сказку!», переключив внимание ребенка на более спокойное занятие.

Такие игры хороши тем, что не только выявляют скрытые способности ребенка, но и сближают его с родителями. Ведь каждое из этих шуточных заданий — еще и повод побыть вместе, посмеяться и пообщаться с малышом. Все это способствует как развитию его таланта, так и первичной социализации — а навык общения обязательно пригодится в школе.

Как видите, детское творчество вовсе не бесполезно, это маленькие шаги к успеху в будущем. Вдохновения и радости вашему маленькому творцу!

Источник: www.mamam-papam.ru 

Автор: Елена «БЭТ» Большакова
 


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!