– Посмотрите, какие у детей сейчас игрушки! – говорит заведующая 8‑м отделением Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы Елена Карнаухова. – Они ярких, раздражающих цветов, гремят, звенят, трещат. Музыкальная азбука на английском и русском. Родители уже с 2–3 лет ведут ребенка в школы раннего развития, учат его иностранным языкам, сажают за компьютер. Какая нервная система выдержит такую нагрузку! Просто горе от ума получается!
Обычно впервые заикание проявляется в трехлетнем возрасте, когда идет бурный процесс формирования речи. Ребенок узнает много новых слов, пытается строить развернутые фразы, родители всячески поощряют его в этом, демонстрируя сверхразвитое чадо знакомым. Но его нервная система еще не готова к таким нагрузкам.
Как правило, дети в этом возрасте очень чувствительны, ранимы, тонко реагируют на изменение маминого настроения. Они могут быть подвержены разным страхам: боятся оставаться одни в комнате или засыпать в темноте.
Иногда нервная система дает сбой после: испугала собака, семейные конфликты или ребенок перенес тяжелую болезнь.
Если на этом фоне случаются травмирующие события, может возникнуть логоневроз – так специалисты называют заикание. Помимо нервной системы за него «отвечают» и органы речи: органы артикуляции, вокальный и дыхательный аппараты.
В обычных ситуациях все эти системы действуют слаженно, и тогда речь получается плавной, без пауз, запинок, повторов. Но из-за непроизвольного спазма гладкой мускулатуры во всех трех отделах периферического речевого аппарата (артикуляционный аппарат, вокальный аппарат, дыхательные пути) происходит нарушение речевого ритма – и вот ребенок вынужден повторить звук несколько раз, прежде чем сумеет его выговорить.
Конечно, плавная речь не сразу получается у детей, которые еще только осваивают разговорный навык. Да и взрослым не всегда удается говорить чисто, не вставляя перед словами бесконечные «э» и «ну». Но надо различать: одно дело – плохая речь, вызванная бедным словарным запасом и общим неумением выражать мысли, другое дело – речь с запинками, вызванными медицинскими причинами.
Любой из перечисленных выше признаков – сигнал для родителей: что-то с речью ребенка не в порядке. Чем раньше вы это обнаружите, тем успешнее будет лечение. Самое главное в этом случае – успеть скорректировать ситуацию, пока малыш еще не зафиксировал сам свою «необычную» речь и не стал мишенью для насмешек друзей-приятелей. Если успеть обратиться к специалисту в этот период, можно заметно облегчить речевое состояние ребенка и предотвратить дальнейшее нарастание симптомов заикания.
Заикание - серьезный дефект речи и непросто поддается лечению. Успех зависит от множества факторов: и от того, насколько тяжела форма логоневроза, и от готовности родителей помочь ребенку справиться с этой проблемой, и от правильно выбранного лечения. Оно, как правило, комплексное: медикаментозное, психологическое и логопедическое. Не надо пугаться, что ребенку выписали лекарства, и тем более отказываться от них. Они необходимы для стабилизации эмоционального состояния и создают благоприятный фон для психологической и логопедической работы.
В основе заикания лежат неврологические нарушения, возникшие вследствие перинатального поражения головного мозга или другие причины. Заикание может носить волнообразный характер. Вроде ребенок говорит гладко, но малейшая стрессовая ситуация – и запинки в речи вернулись. Поэтому так важно проконсультироваться не только у логопеда, но и у невролога, и детского психиатра – эти специалисты есть в районной детской поликлинике.
В первую очередь необходимо создать ребенку спокойную обстановку. Оградите его на время от телевизора и компьютера, исключите шумные игры, поездки.
Детям постарше обычно рекомендуют ограничить речевое общение, то есть поменьше говорить, после чего можно включить ребенка в систему комплексной коррекции заикания. Но с двух-трехлетними детьми такой режим практически неосуществим. С ними можно попытаться использовать шепотную речь. Общаться с ребенком рекомендуется очень спокойно, размеренно, отчетливо.
Если ребенок заикается, не говорите ему: «Подожди… начни снова… вздохни…». Это лишь усиливает его волнение перед речью. Произнесите медленно то слово, которое он пытается сказать, и попросите его за вами повторить. Но не заставляйте: не хочет повторять – не надо, не плодите неврозы.
Таким деткам очень важен режим дня, хороший полноценный сон. А вот солнце им противопоказано. Избегайте на прогулке прямых солнечных лучей, гуляйте в тени.
Мнение специалиста
Советует старший логопед Детской психиатрической больницы № 6 г. Москвы Валентина Требулева:
– Существуют определенные логопедические приемы, помогающие ребенку избавиться от запинок в речи. Например, логопедическая ритмика. Она заключается в выполнении различных упражнений и подвижных игр – под музыку и в сочетании с речью. Не забывайте про развитие мелкой моторики: пусть ребенок играет с песком, лепит из пластилина, перебирает крупу.
Очень полезно научиться говорить, отстукивая каждый слог поочередно каждым пальцем руки. Таким образом ребенок координирует произношение слов с дыханием. А с другой стороны – это имеет и психологический эффект: при отстукивании ритма ребенок не так фиксируется на своей речи, и это помогает ему справиться с волнением.
Автор: Елена Бабичева
Источник: subscribe.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!