Порядок и дети — совместимы?

21 декабря 2012    Редакция RB7    866
Для множества материнских забот серьёзной «добавкой» становится беспорядок в детской комнате, в детском уголке.

И как же хочется приучить своего малыша наводить порядок! Но иногда кажется, что ему этот хаос только в радость.

Зачем ребёнку хаос и порядок?

Чем младше малыш, тем больше ему нравится вывалить весь мешок игрушек посреди комнаты. Существует мнение, что беспорядок ребёнку необходим. Разбросанные вещи по комнате, перетаскивание игрушек в «неположенные» для игр места могут быть обозначением ребёнком своего места в пространстве дома. Это даже обозначение для всех его присутствия, существования. Конечно, частью этого хаоса являются сломанные игрушки. Но ведь разобрать и попробовать по-своему – это особый этап развития в жизни каждого ребёнка.

Беспорядок также является результатом быстрого переключения внимания малыша с одной вещи на другую. Хаос позволяет малышу ощутить свободу действий в игре, не ограничивая себя рамками порядка и чистоты. Некоторыми психологами беспорядок считается природным для человека, в то время, как порядок – лишь часть установленных в своё время социальных стандартов. Есть даже мнение, что умеренный беспорядок показывает более эффективное использование своих ресурсов.

Что ценного в порядке для ребёнка? Наведение порядка – это шаг к стабильности. А стабильность позволяет чувствовать каждому человеку безопасность. Привитие чистоты и порядка – это ещё и воспитание определенных семейных ценностей, которые необходимы для полноценного воспитания малыша. «Гигиена» окружающего пространства - лишь часть общей системы заботы о чистоте, ухода за собой. Это позволит в дальнейшем предстать ему пред обществом аккуратным ребёнком, что благоприятно повлияет на его самооценку. Неряшливый же малыш рискует встретить много негативного внимания со стороны окружающих детей и взрослых.

Не менее важно помочь ребёнку понять объединенный процесс игры с разбрасыванием предметов и уборки их после. Последовательность данных действий позволяет установить причинно-следственную связь. Вы можете помочь ребёнку обучиться систематизации, делению предметов на группы по их свойствам. Для этого можно придумать отдельные места, ёмкости для разных групп игрушек. Наведение порядка после своего «права» поиграть – это и привитие ответственности.

Подростки чаще устраивают беспорядок не только от нежелания убраться, потратить своё время на это «глупое» занятие, но и для своеобразного протеста взрослым порядкам, от желания существовать «по-своему» в своей комнате. Как правило, это отражается и во внешнем виде ребёнка. Хаос иллюстрирует разброс в самой личности подростка, неопределенность в том, чему и где своё место, как и зачем это систематизировать, что и почему совсем ненужно для него и т.д. К тому же, организация порядка не совсем ещё подвластна подростку биологически. Есть данные, что развитие лобовой части мозга, которая отвечает за организованность, распределение и последовательность действий, внимание происходит, примерно, до 19лет. Здесь важно проявить понимание, помощь и не ставить порядок в центр постоянных ссор с ребёнком.

Приучаем к порядку

Воспитательный подход в решении проблемы порядка зависит, как всегда, от индивидуальности и возраста вашего ребёнка. Помните, что чем раньше вы поможете малышу подружиться с порядком, тем легче будет вам обоим. Предлагаем основные подсказки.

Приучение маленьких деток:

• собственный пример работает больше слов при любой цели воспитания!

• предупреждайте малыша заранее об уборке, расскажите примерный план; для уже читающих деток можно вывесить табличку с пунктами чистоты, за которыми малыш должен следить каждый день (слева, в строках – название дел (например, убрать на столе, убрать игрушки), а в столбиках – дни недели; в квадратиках на пересечении можно ставить символические оценки, к примеру, разноцветные фигурки с яркими цветами – для хорошего качества уборки, и с темными – для плохого; каждый день, а потом неделю подводите итоги, обговаривайте (спросите, почему не вышло что-то, что было трудным).

• в раннем возрасте не отвлекайте неустойчивое внимание малыша большим планом, лучше постепенно выполняйте одно дело за другим.

• постепенно объясняйте малышу правила и особенности уборки.

• вовлекайте малыша, не отказывайте ему в участии наведения порядка.

• будьте терпеливы к его медлительности, неуклюжести и не особой тщательности – он ещё не в силах сделать по-другому, не отталкивайте его, взяв дело в свои руки.

• расскажите о зонах «подшефного» пространства малыша, где и какие должны храниться вещи.

• введите систему для вещей малыша, объясните ему её, подготовьте или сделайте вместе привлекательные ёмкости для каждой группы вещей.

• включайте музыку для сопровождения уборки малыша.

• можно подобрать малышу симпатичный и весёлый наряд для уборки.

• проводите семейные уборки, показывая, что этим заниматься должны все (с хорошим настроением); это поможет научиться работать в команде, осознать распределение обязанностей, почувствовать семейную сплоченность.

• хвалите ребёнка (особенно в начале, даже за поднятую бумажку), но не поощряйте за незаконченную уборку.

• если у вас не один ребёнок, «играйте» в соревнование по уборке.

Приучение подростков:

• важен собственный пример!

• объясните подростку, что дома вы живёте единой командой, где у каждого есть свои обязанности уборки – расскажите о его обязательном перечне;

• не превращайте разговоры в нотации - это должны быть переговоры с установлением и проверкой реализации правил; осведомите заранее о поощрениях и наказаниях; будьте решительны и последовательны в своих установках;

• можно согласовать день обязательной уборки в его комнате – напоминайте в начале о его приближении;

• расскажите, что порядок экономит кучу времени на другие занятия, а не на поиск вещей, их дополнительное приведение в порядок; расскажите о пользе ежедневного поддержания чистоты; подскажите не отвлекаться от уборки (на звонки, ТВ), чтобы не растягивать процесс;

• намекните, что опрятная комната более «гостеприимна» даже для неожиданных гостей ребёнка, особенно противоположного пола;

• расскажите о секретах восточных учений: чистота территории расчищает пространство для мыслей и путь к успехам;

• подскажите, что поможет настроению в уборке любимая музыка;

• поощрением либо наказанием подростка может стать длительность гуляния (или разработайте их вместе); иногда беседы-предупреждения
могут заменить вывешенные листы-предупреждения на двери комнаты ребёнка (хотя бы, просто «убери комнату»; надпись с юмором, конечно, будете оценена больше);

• помните, что ребёнок имеет полное право украшать свою комнату, и плакаты на стене – это не мусор, поэтому вместо дорогих обоев любителю постеров лучше наклеить однотонные обои для развития фантазии (но подскажите, что все украшения будут отражением его образа для каждого гостя его комнаты); можете дать возможность и распределить самостоятельно зоны комнаты, подобрать стиль при ремонте – в желанном жилище подростку легче стремиться к порядку.

Уборка – не самое приятное времяпровождение. Признайтесь, что мы сами не особо это любим, так что не ждите от ребёнка постоянного желания. Важно ввести это в систему необходимостей, объяснить правила и помочь сделать этот процесс более приятным. Всё непременно у вас получится.

Источник: subscribe.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!