Мария Монтессори – итальянский врач и педагог, автор одноименной методики, оставила огромное наследие методических материалов по обучению детей различным наукам, по развитию их мировоззрения, восприятия жизни. Кроме того, Монтессори придавала огромное значение музыкальному развитию ребенка. В своей книге она пишет: «Нет картины прелестнее, чем дети, спокойно слушающие музыку в молчании и внимательно наблюдающие за своими товарищами, которые двигаются под музыку. Эти упражнения во многом способствуют установлению внутреннего порядка, даже в самых неуравновешенных детях».
Музыкальная Монтессори-среда весьма содержательна, она охватывает не только практическую, но и теоретическую сторону музыкального развития. Много внимания уделяется истории музыки, биографиям композиторов, музыкальной терминологии. Монтессори-метод комплексно подходит к вопросу изучения музыки, стремясь тем самым вызвать интерес ребенка к ее различным аспектам. Чтобы выяснить, как Монтессори-метод используется для организации музыкальной среды в домашних условиях, я обратилась к лекциям и вебинарам Елены Ермолиной – композитору, автору методического направления по музыкальному воспитанию в Монтессори.
Простые музыкальные инструменты – ложки, клавесы, барабан, колокольчики, треугольник, тарелочки, музыкальная коробочка, маракасы, кастаньеты, металлофон – вот что может составить ваш арсенал для домашних занятий музыкой. Если вы готовы пойти дальше и приобрести для малыша более серьезные музыкальные инструменты, то в первую очередь следует обратить внимание на фортепиано (или синтезатор) и блок-флейту.
Очень важный момент – внешний вид инструментов. Они должны быть настоящими, из натуральных материалов, с приятным звуком, без каких-либо излишеств (рисунков, неуместных украшений). Ничто не должно отвлекать ребенка от звучания. Ставку лучше делать на качество, а не на количество инструментов. При помощи даже небольшого набора ребенок получит возможность знакомиться с миром звуков, музицировать, а также организовать самодеятельный оркестр из домочадцев и гостей. На своем примере демонстрируйте уважительное отношение к музыкальным инструментам. У них обязательно должно быть свое место, не допускайте разбрасывания инструментов.
Сделайте простой материал для развития слуха из пластиковых коробочек от шоколадных яиц. Насыпьте в них различные сыпучие вещества – рис, манку, бусинки. А затем подбирайте с ребенком пары, давая ему задание: «Найди такую же по звучанию или по шуму».
Елена Ермолина рекомендует использовать колокольчики из различных материалов – хрустальные, фарфоровые, деревянные, глиняные, металлические. Так ребенок сможет узнать, что одинаковые по форме музыкальные инструменты могут звучать совершенно по-разному. Вы даже можете выстроить звуковой ряд – от громкого звука к тихому, от высокого – к низкому.
Сделайте мягкий молоточек при помощи тонкой палочки и пробки от бутылки (приклейте пробку на конец палочки – получится нечто похожее на молоток). Вооружившись молоточками, отправляйтесь вместе с ребенком изучать дом – стучать по стенам, мебели, батарее и слушать, как они звучат.
Запишите на диски небольшие отрывки музыкальных произведений в исполнении разных инструментов: один диск – один инструмент. Оформите боксы для дисков – на каждый приклейте изображение соответствующего инструмента.
Хлопайте и топайте в такт музыке, играйте с ритмом – хлопайте медленно и быстро, отстукивайте ритм и просите ребенка повторять за вами, повторяйте за ним. Для отстукивания ритма можно использовать как простые ударные музыкальные инструменты, которые есть в вашем распоряжении, так и кастрюли и тазики на кухне и в ванной. Слушайте музыкальные произведения, в которых используется разный ритм, пытайтесь вместе с ребенком воспроизвести его.
Казалось бы, что здесь сложного – просто включить проигрыватель с диском классической музыки и пусть ребенок слушает. Наверное, вы можете делать так, но лучше слушать музыку осознанно. Для этого в Монтессори-педагогике есть целая система. Для начала следует подготовить диски с музыкой. Важное правило: один диск – одно музыкальное произведение. Оформите бокс – распечатайте портрет автора произведения и подпишите крупными буквами: Петр Ильич Чайковский «Вальс из балета «Спящая красавица»».
Перед ознакомлением ребенка с очередным произведением анонсируйте: «Сейчас мы будем с тобой слушать произведение Чайковского. Это вальс из красивого балета «Спящая красавица»». Отложите все дела, присядьте с ребенком и послушайте 2-3 минуты. Этого достаточно. Дайте ребенку возможность самостоятельно выбирать произведения для прослушивания, научите пользоваться CD-проигрывателем. Большая ошибка считать, что музыка должна звучать фоном во время различной деятельности ребенка. Слушание музыки должно стать событием в вашей семье.
Я попросила музыкального педагога Марию Нагорских, работающую в детском саду Монтессори, порекомендовать композиторов для первого ознакомления с музыкой. Первые в списке, конечно, Моцарт и Чайковский – признанные авторы музыкальных произведений, понятных любому ребенку. Также стоит обратить внимания на произведения Гайдна, Вивальди, Равеля, Грига, Сен-Санса, Шопена, Баха (английские и французские сюиты). Осторожно следует относиться к произведениям Бетховена, Вагнера – энергия их музыки слишком сильна для эмоционального восприятия малышами.
Рекомендуется обращать внимание на размер музыкальных произведений. Композиции, написанные в размере 2/4, 4/4 (например, марши) лучше слушать в первой половине дня, они организуют и заставляют двигаться, а музыка в размере 3/4 (например, вальсы) подходит для вечернего слушания, она умиротворяет, успокаивает.
В вашем распоряжении книги и энциклопедии, которые удастся найти, но достойных среди них, к сожалению, мало. Монтессори-педагоги советуют делать свои собственные книги о композиторах и истории музыки. Все что нужно – это распечатать фотографию композитора, фото его города, возможно, еще какие-то занимательные изображения, связанные с ним. Также подберите и напечатайте несколько общих фактов биографии и факты, которые могут показаться интересными ребенку. Сделайте свои книжечки небольшого формата и читайте их вместе с малышом. Сделайте подобные книги о симфоническом оркестре и о каждом музыкальном инструменте, ведь у каждого из них есть своя история.
Поведайте ребенку о том, что громко на музыкальном языке будет «форте», а тихо – «пиано» и используйте эти термины в ваших занятиях и играх. Сделайте карточки для знакомства с изображениями музыкальных инструментов, упражняясь с ними, вы будете расширять словарный запас ребенка. Также с помощью карточек или другим доступным вам способом познакомьте ребенка с различными терминами, связанными с музыкой, например: оркестровая яма, квартет, трио, солист, а также виды музыкальных произведений (сюита, прелюдия, этюд).
Даже не имея музыкального образования, любой родитель сможет разобраться вместе с ребенком в науке написания музыкальных знаков. Выучите названия нот и находите их расположение на нотном стане. Расскажите ребенку, как ноты различаются по длительности и как по-разному они пишутся. Не обойдите вниманием и другие знаки нотного стана: диезы и бемоли, скрипичный ключ. Находите ноты для простых музыкальных произведений и исполняйте их на металлофоне, флейте или фортепиано.
Современное обучение детей музыке переворачивает все каноны того, что мы привыкли считать классическим музыкальным образованием. Теперь изучать музыку можно в виде увлекательного времяпрепровождения всех членов семьи.
Автор: Виктория Виноградова
Источник: letidor.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!