О собственном фотоаппарате мечтали многие советские дети, но редко кто после покупки первой фотокамеры задумывался о том, как стать фотографом. Родившиеся в СССР помнят ванные комнаты, наполненные мягким красным светом, запах реактивов и то таинство, когда на чистом листе бумаги появляются знакомые очертания. Очень многие увлечения носили в ту пору массовый характер.
Не стала исключением и фотография. Увлечение фотографией было всенародным, и многие детские головы посещала мысль «хочу стать фотографом».
Все этапы жизни человека фиксировал семейный фотоальбом. В каждой семье где-то на полке лежал фотоаппарат, заряженный пленкой, на шкафу стоял громоздкий фотоувеличитель, глянцеватель, ванночки, бочонки для проявки, лежала пачка фотобумаги и стопка пакетов с проявителем, фиксажем и еще какими-то непонятными веществами. И это было всё, что нужно для того, чтобы стать фотографом. Фотографировались везде - на учебе, на отдыхе, на работе – в горе и в радости. В особо торжественных случаях обращались к профессиональным фотографам – шли всей семьей в фотоателье, если нужно было сделать семейное фото, или приглашали фотографа через службу быта для съемок какого-то мероприятия на работе.
Понятия «свадебный фотограф» в ту пору не было и о том, как стать свадебным фотографом никто не задумывался. Да и вообще фотографы-профессионалы, в то время, редко имели какую-то узкую специализацию. Они, работая в фотолабораториях на заводах, в фотоателье, в редакциях газет и журналов, фотографировали людей, животных, растения, пейзажи, какие-то интересные события. Чтобы показать свои работы фотографы-профессионалы устраивали в художественных галереях свои фотовыставки. О фотографах писали, снимали фильмы. Нередко в школе, на уроках русского языка мальчишки писали: «Когда выросту, я хочу стать фотографом. Сочинение...». Особой популярностью пользовалась профессия фотожурналиста.
Немало возможностей было предоставлено и фотографам-любителям. В стране проводили различные фотоконкурсы, а лучшие снимки публиковались в прессе. На I Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества одним из видов самодеятельного творчества была представлена любительская фотография.
В то время, для человека решившего заняться фотографией профессионально, была открыта бездна возможностей и вопрос, как стать профессиональным фотографом был риторическим. Существовало достаточно большое количество фотокружков, где люди делились опытом создания фотографии между собой и передавали знания младшему поколению. Были доступны художественные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Каждый, решивший посвятить свою жизнь фотоискусству мог получить необходимые знания. Самое главное было решить для самого себя: «почему я хочу стать фотографом». И ответов на этот вопрос было очень много…
Стоимость оборудования, которым пользовались фотографы-профессионалы и фотографы-любители не сильно отличалась. Любой фотолюбитель знал, как стать хорошим фотографом. В то время отличием профессионального фотоснимка от любительского было в понимании взаиморасположения света и теней, переднего и заднего плана, умении поймать тот самый МОМЕНТ и правильно отретушировать снимок . Создание профессионального фотоснимка было сродни созданию картины - это было настоящим искусством.
Многие известные фотографы нашего времени делали в то время свои первые профессиональные шаги. Каждый пришел в фотографию своим путем, у каждого из них была своя история «почему я стал фотографом». Это и Сергей Максимишин - один из ведущих фоторепортеров России - лауреат премии World Press Photo, которая является фотографическим аналогом «Оскара» или «Грэмми», в номинации «Искусство – одиночная фотография» - этим высоким признанием была отмечена его съемка чаепития в театре даунов, и Георгий Мстиславович Колосов - которого можно назвать один из основателей пиктореальной фотографии, и уже ушедший от нас, великий Евгений Ананьевич Халдей – классик современной фотографии, он четко понимал, что нужно для того, чтобы стать фотографом - его фронтовые работы напечатаны во многих книгах и энциклопедиях о II Мировой войне, начиная с кадра, изображающего москвичей, слушающих по радио правительственное сообщение о начале Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года и заканчивая знаменитым снимком «Знамя Победы над Рейхстагом».
А началась история фотографии за много веков до появления СССР на карте мира.
Прообразом фотокамеры считается камера-обскура, в переводе с латыни - тёмная комната. Такое приспособление до сих пор используют в школе, для выполнения лабораторных работах по физике. Это затемнённое помещения (или большой ящик) с небольшим отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре впервые датируются IV веком до н.э. Они упоминаются в работах последователей китайского философа Мо Ди – моистов и трудах Аристотеля.
Первое использование камеры-обскуры для зарисовок с натуры приписывают гениальному Леонардо да Винчи. В его «Трактате о живописи» можно встретить подробное описание этого устройства.
Позднее, была спроектирована портативная камера-обскура, которая с помощью зеркала, расположенного под углом 45° проецировала изображение на матовую горизонтальную пластину. Это изобретение позволило художникам XVII-XVIII века переносить на бумагу пейзажи и позднее трансформировалось в знакомую нам фотокамеру.
В 1826 г. французу, Жозефу Нисефору Ньепсу, с помощью пластинки, покрытой слоем светочувствительного асфальтового лака, удалось закрепить оптическое изображение. Так появился первый в мире фотоснимок "ВИД ИЗ ОКНА". Его экспозиция продлилась 8 часов.
Используя опыт Ньепса Луи Жак Манде Даге́р научился проявлять изображение при помощи ртути, а фиксировать пользуясь сильным раствором обычной соли, Фокс Тальбот изобрёл негативно-позитивный процесс и возможность тиражирования фотоотпечатков на бумагу.
Буквально сразу после появления первых снимков на поверхности началась история подводной фотографии. Первые подводные снимки были сделаны Вильгельмом Бауэром с борта подводной лодки. Он первым задумался над тем как стать подводным фотографом. Позднее были и другие попытки сфотографировать жизнь моря, но они особого успеха не имели. Первая подводная фотокамера была сконструирована и построена французским гидробиологом Луи Бутаном в 1892 году. Этим аппаратом можно было сделать до шести снимков на стеклянные пластины. Для работы с этой камерой фотограф надевал водолазный скафандр. Луи Бутан показал всему миру, как стать профессиональным подводным фотографом. Первыми фотографиями, сделанными подводной фотокамерой были снимки средиземноморского краба.
В 1861 году Джеймс Максвелл сделал устойчивый цветной снимок. Для этого использовались три фотокамеры с цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). После открытия в 1861 году сенсибилизаторов Герману Вильгельму Фогелю удалось создать реактив, делающий фотопластинку чувствительной к зелёному участку спектра. Фотопластинки его ученика, Адольфа Мите воспринимали другие участки спектра. Развивая свое изобретение
Адольф Мите сделал фотокамеру и трехлучевой проектор для трёхцветной съемки и демонстрации полученных цветных снимков.
Первой цветной подводной фотографией считается снимок длинноперого губана сделанный доктором Вильгельмом Лонгли и Чарли Мортином в Мексиканском заливе в 1926 году.
В Россию фотография пришла благодаря Юрию Федоровичу Фрицше – великому русскому химику и ботанику. Изучая метод Талбота он выяснил, что при замене в проявителе тиосульфата натрия на аммиак качество изображения улучшается. Огромен вклад в развитие фотографии других русских ученых и испытателей. Талантливый изобретатель и фотограф, Иван Васиьевич Болдырев предложил заменить использовавшиеся в то время хрупкие и громоздкие стеклянные пластины «смоловидной лентой» - прообразом фотоплёнки. Сигизмунд Антонович Юрковский изобрёл и изготовил шторно-щелевой затвор, применявшийся для коротких экспозиций. Илья Иванович Филипенко создал походный фотографический прибор, по сути первую в мире мобильную фотолабораторию и придумал, как использовать фотокамеру в геодезических целях – для составления карт, Сергей Львович Левицкий – фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость – способ, применяемый в крупноформатных камерах нашего времени. В этом перечне нельзя не упомянуть основоположника научной и судебной фотографии Евгения Фёдоровича Буринского. Что нужно было сделать для того, чтобы стать фотографом в России? - иметь огромный энтузиазм.
Первыми доступными фотографиями были фотопортреты. Они создавались в специализированных ателье и были достаточно дорогим удовольствием. Самые знаменитые русские фотографы того времени - Михаил Петрович Настюков, занимавшийся фотографией с 1858 года и основавший фотоателье в различных городах России, Андрей Осипович Карелин - нижегородский светописец, творчество которого имело огромное значение в становлении современной эстетики фотографии. Сергей Михайлович Прокудин-Горский – является известным изобретателем, издателем многочисленных книг. Он так же, отличный педагог и деятель общественных событий, член Русского Императорского географического и технического и Русского общества фотографов - первооткрыватель цветной фотографии в странах СССР.
Постепенно происходило удешевление расходных материалов - фотография стала доступной для широких народных масс. С дальнейшим развитием техники, фотокамеры становились компактнее. Фотограф смог выйти из ателье на улицу - в фотографическом искусстве начали развиваться новые направления – пейзаж, аэрофотосъемка, архитектурная съемка, геодезическая съемка, судебная фотография и прежде всего фотожурналистика.
Написанное человеком слово – предвзято, фотография – беспристрастна.
Первые фоторепортажи сделанные Уильямом Симпсоном, Роджером Фентоном и Мэттью Бреди с мест сражений второй половины XIX века давали возможность публике воочию увидеть весь ужас войны. Хотя оборудование того времени не могло воспроизводить фотоснимки в прессе с необходимой точностью. Обычно по фотографии делалась гравюра, а уже с нее воспроизводилась печать. Оригинальные изображения показывались на фотовыставках.
Всё изменилось между 1880 и 1890 годами. В результате серьёзных усовершенствований, произошедших в полиграфии и фотографии, 4 марта 1880 года была опубликована первая репродукция новостной фотографии. А в результате изобретения магниевой вспышки с 1887 года появилась возможность снимать новости в помещениях.
Фототехника развивалась дальше, фотография совершенствовалась, появлялись новые направления - астрофотография, промышленная фотосъёмка, рекламная фотография, спортивная фотография, свадебная фотография, фотографии в путешествии, тревелфото, флюрографика, жанровая фотография, имиджевая фотография, микрофотосъёмка.
Очень интересное направление, в фотографии появившееся в начале XX века и пользующееся особой популярностью в наши дни – фотоохота. Когда-то заядлые охотники-оружейники брали с собой на охоту фотоаппараты, для того, чтобы фотографировать трофеи. Снимали не только убитых животных - на охоте бывает много интересных моментов. Постепенно фотоаппарат вытеснил оружие. Истинные фотоохотники ради подлинного «трофея» готовы были преодолевать любые трудности. Первые снимки фотоохотников делались на любительские камеры. Сейчас фотоохотой занимаются профессиональные фотографы-натуралисты. Объект съемки не только животные и птицы, но и насекомые. Современная фотоохота включает в себя, как эстетические, так и спортивные аспекты и считается самым демократичным направлением в фотографии. Но не все так просто. Для того чтобы сфотографировать животное в дикой природе недостаточно иметь хорошую камеру. Нужно запастись огромным терпением, научной литературой, изучить повадки животных, быть не только фотографом, но еще и биологом, орнитологом, охотником. Основная цель фотоохотника показать неповторимость и совершенство каждого живого существа, несмотря на его размер, вид и место обитания.
Выставки фотографий фотоохотников Сергея Кузнецова, Валерия Шишенкова, Евгения Горинова, Елены Кенунен, Анны Кравчук, Ури Гольмана, Дмитрия Марченко, Джаспера Доста, Натана Ливартовски всегда привлекают огромную аудиторию.
В XXI веке цифровые технологии проникли во все сферы жизни. Не стала исключением и фотография. Простейший фотоаппарат с неплохим разрешением теперь может разместиться в мобильном телефоне. Поэтому, вопрос "как научиться фотографировать?" уже не настолько злободневный.
Но для того, чтобы стать профессиональным фотографом в наше время решения "хочу стать фотографом!" мало.
Уходят в прошлое фотопленки вместе со всеми сопутствующими атрибутами - на их место пришли устройства хранения данных, принтеры, компьютеры.
Вместо ретуши, для обработки фотографий, используют специальные компьютерные программы. Так что же всё-таки нужно для того, чтобы стать профессиональным фотографом в наше время стать?
Современная профессиональная фотография это не только понимание взаиморасположения света и теней, переднего и заднего плана, это ещё и знание компьютерных технологий, умение с помощью компьютерной программы придать фотоснимкам уникальные эффекты.
Еще больше возросла роль фотокамеры. Прежде всего, как в пленочных, так и в цифровых камерах это высококачественная оптика, причём для решения различных текущих задач современный фотограф должен иметь возможность устанавливать разные сменные объективы – последнее существенно отличает профессиональную камеру от полупрофессиональной и любительской. Развитие полиграфии требует от фотоснимка высокой резкости и тщательной проработки каждой, даже самой мельчайшей детали - эта задача, требует от профессиональной цифровой фотокамеры наличия матрицы высокого разрешения и отлаженной системы подавления шумов - мелких цветных вкраплений приводящих к понижению контраста. Очень важные требование к фототехнике быстрая и точная автофокуссировка – обязательный параметр при динамичной съемке, а также скорость серийной съемки, которая требуется при фотографировании спортивных соревнований. И наконец, для быстрой передачи большого объёма данных с фотокамеры на компьютер нужен высокоскоростной порт.
Исходя из вышеперечисленного, формируется цена профессионального фотоаппарата, которая может достичь 10000 (десять тысяч) долларов.
Ясно, что такая аппаратура недоступна широкому кругу пользователей.
Современные фотожурналисты, фотодокументалисты и фотохудожники такие, как Мартин Мункачи - занимающийся репортажной и спортивной съёмкой, Ефрем Лукацкий – делавший фоторепортажи практически во всех «горячих точках» современности, Эми Вайтейл (Ami Vitale) - американская фотожурналистка, лауреат разнообразных конкурсов (World Press и др), Александр Гляделов - лауреат гран-при «Укрпрессфото-97», приза Hasselblad конкурса европейской фотографии в г. Вивей (Швейцария,1998), приза Международного фонда документальной фотографии (США, 2001), приза «Moving Walls 2002» Института Открытого Общества (США), Эрнестина Рубен - известная во всем мире как фотограф, педагог, автор книг по фотографии и многие другие – используя современную технику, создают шедевры, знаменитые не меньше чем полотна великих художников прошлого.
Творения мастеров профессиональной фотографии можно увидеть не только на страницах глянцевых журналов и на стендах художественных галерей, но и в семейных фотоальбомах. Всё чаще на важные семейные мероприятия приглашают профессионалов. Эту непростую работу делают свадебные фотографы. Совсем недавно их считали низшей кастой. Но все изменилось благодаря Дэнису Рэгги, точнее созданному им новому стилю фотографии, названному в последствии «свадебный фотожурнализм». В портфолио этого фотохудожника удалось собрать фотографии свадеб самых известных людей нашего времени… Отвечая на вопрос, как он стал свадебным фотографом Денис Рэгги называет себя безмолвным наблюдателем свадьбы, ищущим мгновения, на которых строится история этого дня». Свадебный фотограф это профессионал высокого класса. Как стать свадебным фотографом? Что должен уметь профессиональный свадебный фотограф? - Он просто обязан осуществлять архитектуру с красивыми пейзажами, в момент, когда новоиспеченные молодожены осуществляют прогулку. Кроме этого, профи фотографии должен быть портретистом, предметником, и самое главное, фоторепортером. Он не имеет права упустить ни одного важного события этого торжественного дня. Эти профессионалы снимают не только свадьбы, но и любые другие семейные и общественные мероприятия.
Чтобы понять как стать профессиональным фотографом, а особенно стать профессиональным свадебным фотографом купить дорогую фотокамеру мало. Нужно много учиться и совершенствоваться... Есть художественные школы – там обучат азам профессиональной фотографии. Есть факультеты журналистики в ВУЗах – там дают теоретические знания. На вопрос, КАК СТАТЬ СВАДЕБНЫМ ФОТОГРАФОМ? ответ именитых мастеров свадебной фотографии Джефа Эскофа, Джоша Рута, Мэри Болл, Боба Бернардо, Конрада Эба, Надин Охары, Дэвида Уэгварта, Марка Уильямса однозначен - это практический опыт, который могут дать только годы усиленной работы, умение управлять людьми и, самое главное, умение оставаться самим собой в любой ситуации – это даст возможность развить свой стиль.
Поэтому не останавливайтесь на только лишь одной цели, стать хорошим фотографом, осваивайте все аспекты этой профессии, дабы ни при каких условиях не упасть в грязь лицом.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!