Керри и Лавров пытаются выйти из тупика. «Успехов российской авиации оказалось достаточно, чтобы полностью исключить вероятность отстранения Асада от власти и поставить под вопрос возможность осмысленных переговоров о прекращении конфликта», — пишут СМИ.
Госсекретарь США Керри и глава МИД РФ Лавров попытаются выйти из тупика и договориться, кого из участников гражданской войны в Сирии следует считать «террористами», дабы установить, кто будет допущен к участию в мирных переговорах при посредничестве ООН, сообщает Bloomberg.
Если договоренности не будет, переговоры, запланированные на следующую неделю, вряд ли начнутся. 13 января в телефонном разговоре президенты Обама и Путин не смогли договориться о списке.
По сообщению российского информагентства «Спутник», Россия может согласиться на участие в переговорах радикальных исламистов из «Ахрар аш-Шам» и «Армии ислама», если США включат в список больше группировок, дружественных Москве.
Представитель Госдепа США сказал во вторник, что США хотят, чтобы переговоры начались 25 января, однако «нужно провести еще довольно большую работу».
Путин заявил, что умиротворению в Сирии препятствуют трения между Саудовской Аравией и Ираном.
«Но, по словам неназванного западного дипломата в Москве, более серьезная проблема в том, что Россия, упоенная новыми военными победами, переоценивает свои силы. На взгляд дипломата, Путину придется пойти на некоторые уступки региональным державам, а иначе Асад не сможет остановить войну и восстановить страну», — говорится в статье.
Российское военное вторжение в Сирию позволило правительственным войскам добиться территориального преимущества, и у попыток администрации Обамы найти выход путем переговоров остается все меньше шансов, пишет журналистка The Washington Post Лиз Слай.
Успехов российской авиации оказалось достаточно, чтобы полностью исключить вероятность отстранения Асада от власти, а также поставить под вопрос возможность осмысленных переговоров о прекращении конфликта, так как Асад и его союзники пришли к убеждению, что могут победить, отмечает Слай. «Сегодняшняя ситуация в Сирии определенно не благоприятствует переговорам», — констатирует Лина Хатиб из аналитического центра Arab Reform Initiative.
Мирные переговоры, намеченные на следующую неделю в Женеве, уже под вопросом из-за спора между Россией и США о том, кого на них приглашать.
«33 группировки повстанцев выступили на прошлой неделе с заявлением, что они не присоединятся к переговорам, пока российские и сирийские самолеты не перестанут бомбить гражданские объекты, не освободят политзаключенных и не отправят гуманитарную помощь в осажденные города, где люди умирают от голода, — пишет газета. — Оппозиция также хочет ясности в вопросе повестки переговоров, которые теоретически должны проходить по схеме, выработанной Россией и США в Женеве в 2012 году, когда вероятной казалась победа повстанцев».
Но «четыре года спустя правительственные войска и их союзники продвигаются вперед на многих фронтах на севере, юге и в центре страны при поддержке российской авиации, и больше нет оснований требовать, чтобы Асад ушел в отставку, — пишет автор, — поэтому США перестали настаивать».
Складывается впечатление, что российские и сирийские власти стремятся выиграть время, чтобы и дальше изматывать оппозицию, отметила Хатиб. «Российская стратегия заключается в том, чтобы ослабить сирийскую оппозицию вплоть до уничтожения, так, чтобы в будущем Россия смогла заявить, что переговоры вести не с кем», — подчеркнула она.
«Даже если переговоры все-таки состоятся, трудно представить, как они могут привести к осмысленному решению, если баланс сил на фронте и дипломатической арене изменился решающим образом в пользу Асада и его союзников», — отметил Джефф Уайт, военный аналитик Вашингтонского института ближневосточной политики. «Переговоры либо провалятся, потому что присутствующие силы оппозиции откажутся участвовать в решении, предполагающем, что они сдаются, либо люди в Сирии просто скажут: раз так, мы продолжим сражаться», — прогнозирует он.
В конце 2015 года британский премьер-министр Кэмерон объявил, что в Сирии есть не менее 70 тыс. «умеренных“ повстанцев, которые готовы присоединиться к новой коалиции против ИГИЛ», пишет в статье для Foreign Policy Ивэн Барретт, замдиректора НКО Syrian Emergency Task Force и политический советник Coalition for a Democratic Syria.
Но российский президент Путин, «выбирая, какие повстанческие силы бомбить, исходит из их готовности бороться с сирийским режимом, а не из приверженности ИГИЛ», утверждает автор. «Российская сторона переняла тактику режима Асада: жестокое обращение с суннитскими общинами, бомбежки без разбора в густонаселенных городах, чьи жители поддерживают повстанческие силы арабов-суннитов. Хотя официальные лица США предполагают, что цели Москвы и Вашингтона в чем-то пересекаются, российская кампания заставляет сирийских суннитов отвернуться от Запада и всего мира», — говорится в статье.
«9 января российские силы разбомбили гуманитарный полевой офис моей организации Syrian Emergency Task Force в Идлибе», — пишет Барретт. Возможно, удар был случайным, но «не исключено, что он был намеренным, так как у нас позитивные отношения с вооруженной оппозицией», комментирует он.
Россия ничуть не заинтересована в прекращении насилия в Сирии, а США, похоже, не в силах защитить коалицию сирийской оппозиции из числа арабов-суннитов, которую автор называет «нашей главной надеждой на разгром ИГИЛ».
Вашингтон прекрасно понимает, что в Сирии Россия стремится защитить режим Асада, «застолбить активы» и проецировать свою власть на Ближнем Востоке. «За закрытыми дверями сотрудники администрации Обамы говорили мне, что со всей остротой осознают эти цели и понимают, что это никак не связано с разгромом ИГИЛ», — пишет автор.
Однако Белый дом, позволяя Путину устанавливать правила в Сирии, разрешает ему содействовать кампании террора, которую Асад ведет против общин арабов-суннитов, считает автор.
У Запада мало рычагов влияния на Россию, поскольку «теперь россияне и американцы, похоже, поддерживают одну и ту же коалицию против ИГИЛ, возглавляемую курдами. Если же „курдские силы заменят арабов-суннитов, которые сотрудничали с Западом против Асада, а ныне против ИГИЛ, то с поля будет удалена самая серьезная угроза режиму Асада», говорится в статье.
«Если США действительно стремятся победить ИГИЛ, администрации Обамы придется изыскать более жесткие и эффективные инструменты для влияния на действия России, пока не стало слишком поздно», — заключает автор.
Немецкий Der Spiegel передает со ссылкой на «Сирийскую обсерваторию по правам человека», что «Исламское государство» существенно урезало ежемесячные денежные выплаты своим боевикам в Ираке и Сирии.
Размер денежного довольствия был сокращен вдвое, практически до 200 долларов. Правозащитная организация опубликовала внутренний документ ИГИЛ, в котором руководство ссылается на «чрезвычайные обстоятельства» и отмечает, что исключений не будет сделано ни для кого.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!