Что сулит газификация автопарка (Часть 1)

07 августа 2013    Редакция RB7    950
Россия изо всех сил торопится увеличивать долю транспорта использующего в качестве топлива газ – природный или нефтяной. Но стартовать за всем «прогрессивным человечеством» нам опять предстоит по доброй национальной традиции практически с нулевой отметки.

Несмотря на то, что в нашей стране использование газового топлива на автотранспорте не является чем-то исключительным и экстраординарным, тем не менее, на общемировом фоне мы выглядим весьма бледно.

И если в сегменте сжиженного углеводородного или нефтяного газа, то есть пропан-бутана мы еще более-менее чего-то достигаем – по различным оценкам на конец 2012 г. в стране было зарегистрировано от 1,2 до 1,4 млн. автомобилей оснащенных газобаллонным оборудованием под данный тип топлива и почти 3,5 тыс. заправочных станций, то в области метана (компримированного или сжатого природного газа) мы, похоже, вообще отстаем на столетия.

По данным Национальной газомоторной ассоциации в России в прошлом году парк автотехники, работающей на метане, едва достиг 90 тыс. машин.

В куда более бедной Бразилии он почти в 20 (!) раз больше и составляет 1,7 млн. единиц. В Аргентине еще внушительнее – 2,2 млн. шт., а Пакистан и Иран перевалили аж за три миллиона с показателями 3,1 млн. и 3,3 млн. соответственно.

В целом же количество автомобилей оснащенных газобаллонным оборудованием в мире превышает 20 млн. шт. По прогнозу Международного газового союза уже к 2020 г. оно достигнет 50 млн. единиц, а к 2030 г. – удвоится, шагнув за 100 млн. шт., при том, что сегодня среднегодовой прирост парка находится в районе 25%.

Параллельно развивается и инфраструктура, без которой подобные процессы потеряли бы всякий смысл. В Германии на сегодняшний день работают около 2000 автогазозаправочных станций.

Сравнимые цифры демонстрируют Франция и Великобритания. А вот Италия наверно сильнее всех в Европе благоволит альтернативному топливу – в последние годы здесь даже запрещено строить АЗС без модуля по заправке природным газом.

Поэтому число мест, где можно заправится газомоторным топливом, стремительно увеличилось. Такое пристальное внимание к тематике газомоторного топлива не удивительно. Главное в нем даже не гораздо более высокая по сравнению с бензином и дизтопливом экологичность, а колоссальные экономические выгоды.

Судите сами. Всего лишь 230 тысячный боливийский парк автотехники работающей на данном топливе дает суммарную экономию около 70 млн. долларов.

Перевод на метан 30 школьных автобусов в американском штате Миссури позволил бюджету экономить по 100 тыс. долл. в год. Подобные факты можно приводить и дальше – сокращение затрат гигантское и формируется оно в основном за счет разницы в стоимости между различными видами горючего.

Собственно именно поэтому неудивительно намерение премьер-министра России Дмитрия Медведева активизироваться с переводом автопарка страны на использование газомоторного топлива.

Хотя ему наверняка должно быть известно, что подобные идеи в правительстве бродят уже не первый год, вот только ничего конкретного так и не произошло – наши показатели по-прежнему по всем фронтам скромнее. Да и вообще ситуация мало походит на цивилизованную.

Невозможно даже посчитать общее число АГЗС – эксперты говорят о многочисленных нарушениях, злоупотреблениях и серьезном расхождении официальной статистики с реальным положением дел, поскольку станции открываются и закрываются в хаотичном порядке.

Единственное, что известно достаточно точно – так это количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) для метана. Их в стране 243 и действуют они только в 59 регионах. При этом 208 АГНКС принадлежат «Газпрому».

Как раз в чудовищной монополизации рынка природного газа эксперты и видят основной камень преткновения, ставящий крест на любых благих начинаниях.

Подумайте сами – зачем предпринимать какие-то действия для развития инфраструктуры заправочных станций, инвестировать в это дело значительные суммы, интеллектуальные и физические ресурсы и т. д. когда можно продолжать спокойно гнать газ на запад и получать громадные прибыли?

Ну, правда, иногда возникают некоторые споры из-за тарифов, впрочем, решать такие проблемы гораздо проще, чем создавать что-то практически с нуля.
Поэтому правительству придется серьёзно попотеть, чтобы сдвинуть инертного монополиста с мёртвой точки. Что из этого выйдет – покажет время, но так хочется, чтобы наказ премьера не утонул в нашем традиционном словоблудии и популизме.

Чтобы заявленная кампания обрела плоть и кровь, а широкое распространение газомоторного топлива переросло из области демагогических рассуждений в объективную реальность.

Источник: www.km.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!