Вернее, правильнее будет употребить термин «сверхдержава». Ведь в Китае каждые три-четыре дня на конвейер ставится либо совершенно новая модель, либо модификация уже выпускающейся и именно это дает право называть КНР мировой автомобильной сверхдержавой.
А бездонный местный рынок, поглощающий миллионы автомобилей в год, ставит Китай как минимум на один уровень с США, хотя по разнообразию автомобильной фауны вообще не имеет аналогов в мире.
Копия Daewoo Matiz - Cherry QQ совсем недавно предлагалась китайцами на экспорт
А ведь всего каких-то десять-пятнадцать лет назад понятие «китайский автомобиль» звучало так же непривычно, как, например, «российский смартфон». Автопром Поднебесной, официально родившийся в 1953 году с образования компании FAW, долгие годы занимался в основном тем, что переосмысливал советское наследие.
И вплоть до середины 90-х годов прошлого века в относительно небольших количествах штамповал давно устаревшие модели Volkswagen, Audi и Citroen.
Однако уже в те годы многие из побывавших в Китае иностранцев отмечали одну любопытную деталь – машин на дорогах было немного, но дорожная инфраструктура строилась с внушительным «запасом прочности».
Восьмиполосные и десятиполосные шоссе, дорожные развязки и эстакады – и это при том, что количество автомобилей на душу населения в Китае было едва ли не самым низким в мире.
Cherry Arrizo - сегодняшний продукт компании
Но китайское правительство прекрасно видело ближайшие перспективы, и когда в Поднебесной наступил автомобильный бум, страна не превратилась в одну гигантскую пробку, как это случилось, например, в Москве.
Хотя емкость рынка КНР всё равно превзошла самые смелые прогнозы и уже сейчас в восьми китайских городах, включая Пекин, введён лимит на покупку новых автомобилей. Теперь чтобы обзавестись личным транспортом, жителям этих городов надо собрать гору всевозможных справок, да и то это не гарантирует им права на приобретение автомобиля.
Но самым удивительным стала даже не китайская дорожная инфраструктура, а какое-то совершенно запредельное количество местных автопроизводителей. Порой создается впечатление, что машины в Китае не начал выпускать только ленивый.
Brilliance BS4 - придраться в дизайне практически не к чему
Конечно, очень часто китайские авто не выдерживали никакой критики, а порой были и откровенно опасными, но китайцы учились очень быстро и оперативно исправляли все недочеты.
И как-то так незаметно получилось, что китайские машины сначала заполонили дороги самой Поднебесной, а затем стали появляться по всему миру, тесня американцев, европейцев, японцев и корейцев.
Теперь китайские фирмы нередко либо сами открывают сборочные производства в других странах, например, Great Wall - в Болгарии, Индонезии и Венесуэле, либо поставляют машинокомплекты другим автопроизводителям (российские Derways и ТагАЗ).
Great Wall Hover H-6 производится в нескольких странах
Стоит так же отметить заметно возросший уровень инженерной проработки новых китайских автомобилей, а так же двигателей, коробок передач, комплектующих и прочих узлов.
Это несколько лет назад демонстрация продукции Chery, Great Wall, Geely, Lifan и иже с ними на автосалонах сопровождалась скептическими улыбками специалистов, но с каждым годом скепсис убавляется.
Китайцы и раньше активно охотились за технологиями по всему миру и никогда не жалели денег на услуги европейских или американских инженеров, дизайнеров, мотористов и эти усилия принесли свои плоды.
Теперь, судя по всему, китайский автопром если и не вышел пока на мировой уровень, то очень близок к этому. О чем красноречиво говорят новейшие модели автомобилей, вставшие на конвейер в последние полтора-два года.
А ведь о подобном развитии событий твердили эксперты. Китайцы давно научились делать вполне качественную электронику и должен был настать тот день, когда они научатся делать и такие же качественные автомобили.
От создания концепта до запуска авто в серию в Китае проходит минимальное время: Chana sense concept
Но самое интересное, что произошел этот скачок от полукустарных ворованных уродцев до современных автомобилей всего за какие-то пятнадцать лет. Вот это и называется правильным развитием экономики.
Особенно если посмотреть на российский автопром, который проделал дорогу в совершенно обратном направлении и скоро вообще останется воспоминанием. И не надо обольщаться обилием «нашемарок» – российского в них, в лучшем случае, только коврики и стекла, а вся многомиллиардная выручка утекает за рубеж.
Похожая ситуация существует и в Китае, вот только западные автоконцерны являются для китайцев «временными попутчиками» – получив доступ к их технологиям, китайцы запросто смогут им указать на дверь, после чего их автопроизводители с удовольствием поделят между собой освободившееся место на домашнем рынке.
Раз уж покупают во всем мире китайские телефоны, смартфоны и ноутбуки, то точно так же будут покупать и китайские автомобили. Хотя бы потому, что никто ещё не отменял такого рыночного понятия, как «цена-качество».
Если бы подобная модель развития была взята за основу в России, то из всех наших независимых автопроизводителей сейчас существовал бы не УАЗ и не подающий признаков жизни ТагАЗ, а десятки автозаводов.
Но так получилось, что не первый год приходится кормить не собственных рабочих и инженеров, а заграничных. В том числе и китайских, ведь их фирмы всё более уверенно обживают российский рынок.
Те самые фирмы и фирмочки, которые ещё вчера выпускали велосипеды или мопеды, в то время как «великий и могучий» Советский Союз не один десяток лет экспортировал свои автомобили в Китай и помогал строить там первые автозаводы.
Но теперь вчерашние ученики станут учителями, а покупатели – продавцами. И если у нас давно уже стала крылатой фраза – за державу обидно, то китайцам есть за что гордиться своей страной. Достаточно хоть раз посетить Пекинский или Шанхайский автосалоны…
Источник: www.km.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!