Реформа ОСАГО в правительственном варианте: шаг вперед и два назад

31 марта 2014    Редакция RB7    907
Прошло каких-то три недели с момента, когда президент поручил правительству внести поправки в законодательство об ОСАГО и – вот он результат: хитровывернутый правительственный вариант готов!

Давным-давно назревшая реформа системы ОСАГО обсасывается во властных структурах уже порядочное количество времени. Достаточно сказать, что через первое чтение в Госдуме комплект поправок в законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности прошел почти год назад, а о втором чтении до сих пор – ни слуху, ни духу.

Согласитесь, прямо таки редкостная картина для нынешнего времени, когда законотворческая работоспособность депутатов Госдумы многими сравнивается с производительностью офисной оргтехники.

Скорее всего, сей феномен объясняется тем, что страховое лобби изо всех сил тормозит принятие поправок в закон об ОСАГО. Напомним, что краеугольный камень этих новелл – увеличение размера максимальной выплаты по ущербу имуществу с нынешних 120 000 до 400 000 рублей, за вред здоровью – со 160 000 до 500 000 рублей.

И при этом рост стоимости базового полиса должен составить, по версии правительства, не более 25% к нынешнему уровню. Страховщики же хотят – не менее 40%, хотя из года в год сейчас собираю в рамках ОСАГО с автовладельцев почти вдвое больше, нежели выплачивают им по страховым случаям. Но эти выкладки уже давно стали общим местом и речь сейчас не о них.

Судя по всему, кто-то намекнул президенту, что больше года между первым и вторым чтением законопроекта в Госдуме – это уже чересчур.

Потому, похоже, гарант конституции чуть меньше месяца назад провел совещание с правительством России, где повелел закончить эпопею с модернизацией системы ОСАГО до начала лета текущего года.

И только тут правительство вздрогнуло, встрепенулось, и крепко пообещало провернуть это дело в течение весенней сессии Госдумы.

А на днях широкой гласности был неофициально предан готовый правительственный вариант поправок к законам об ОСАГО. Надо сказать, что впечатления он оставляет противоречивые.

То, что предлагается штрафовать страховую компанию, если в течение 30 дней она не выплатит клиенту компенсацию – это хорошо.

Тем более, что пеня составит 1/75 часть ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки, а контроль за соблюдением выплат будет возложен на структуры Центробанка.

Неплохо смотрится, также, и предложение предоставить владельцу пострадавшей в ДТП машины выбор: получить от страховой компании либо возмещение деньгами (как сейчас), либо, так сказать, ремонтом – то есть в течение 20 дней после заявления об аварии обзавестись направлением от страховой компании на ремонт на станции техобслуживания из числа сотрудничающих со страховщиком.

В предложении правительства отдельно говорится, что задержка страховщиком оплаты ремонта не может считаться причиной для просрочки сроков ремонта поврежденной в ДТП машины.

А еще то, что величина выплаты по ОСАГО со стороны страховой компании автовладельцу должна соответствовать размеру «расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента аварии».

В том числе, как затраты на материалы и запчасти, так на оплату работ по ремонту.

Но совершенно непонятно как эти прекрасности будут стыковаться с предложением правительства оставить в силе пресловутый «износ деталей» – тот самый прием, с помощью которого страховщики безбожно занижают выплаты по ОСАГО.

На практике сейчас это выливается в то, что за разбитый вдребезги бампер 10-летней машины автовладельцу по ОСАГО выплатят менее 10% реальной стоимости его замены.

Другими словами, принципиально непонятно: как уложить «полную компенсацию расходов, для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента аварии» в прокрустово ложе «износа деталей»? Тут уж либо одно, либо другое!

Или подразумевается, что в случае с уже упомянутым выше разбитым бампером автовладельцу, выбравшему компенсацию ущерба в виде ремонта, компания оплатит те самые 10% затрат на него, а остальное человеку придется выкладывать из собственного кармана?

А чиниться, при этом, страховая компания отправит его в недешевые объятья «официала»?! Отлично придумано! Чинить свою 10-летнюю машину в официальной СТО по карману лишь обладателям Bentley да Maserati.

Владельцы подержанных авто попроще, как правило, умеют считать свои кровные и чинятся не в пример более «бюджетных» неофициальных автосервисах, чей персонал, зачастую, на голову более квалифицирован, нежели у «официалов».

А значит люди, уже «добровольно», будут стараться брать компенсацию ущерба деньгами, а не ремонтом: если уж доплачивать из своего кармана, так хоть поменьше!

Таким образом, мы видим, что полезные, на первый взгляд, предложения правительства, фактически, маскируют и оставляют без изменения существующую вопиющую несправедливость при возмещении ущерба по ОСАГО.

Что поручил президент Путин правительству: «Повысить эффективность защиты прав потерпевших автомобилистов и обеспечить их права на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу»?

Что ж, правительство с поставленной задачей справилось «блестяще» – повысило и обеспечило права… Но вот только не для автовладельцев, а для страховщиков!

Источник: www.km.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!