Курс рубля обрушил российский авторынок

19 мая 2014    Редакция RB7    951
Ассоциация европейского бизнеса опубликовала свой очередной отчет о скорбных делах российского авторынка
Интегрально за январь-апрель 2014 года российский автомобильный рынок снизился на 4%, или на 32 567 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В абсолютных же числах в 2014 году на территории России было продано всего 829 046 автомобилей.
 
«После короткого периода восстановления рынок возвращается к отрицательным индексам роста. Очевидно, что недавняя волна повышения цен, вызванная ослаблением рубля, оказывает влияние на потребительский спрос, который изначально был достаточно неустойчив. В ближайшее время ситуация на рынке вряд ли изменится в условиях замедляющейся экономики», – отметил председатель АЕБ Йорг Шрайбер.
 
Таким образом, теперь мы «в цифрах» знаем то, что чувствовали и раньше: цены на машины скакнули вверх примерно на 8% и продажи авто упали на такую же величину. Количество дензнаков у населения не прибавилось, а падение курса рубля обесценило их на все те же 8%...

От «магии восьмерок» пострадали, за редким исключением, почти все автопроизводители, представленные на нашем рынке. Лидеры продаж – «АвтоВАЗ», Renault и KIA – отчитались о снижении своих продаж на 16, 9 и 3% соответственно. Хуже всех приходится сейчас Ford и Peugeot: падение – соответственно 38 и 39%.

Любопытно, что на общем пессимистическом фоне этакими живчиками выглядят Nissan, Mazda, Mercedes-Benz и Volvo. За первые четыре месяца этого года они демонстрируют рост продаж своих моделей по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 30, 23, 22 и 18% соответственно.

Успехи первых трех вышеназванных фирм можно объяснить появлением в шоу-рум дилеров новых моделей – Nissan Almera, Teana, Qashqai, Mazda 3, Mercedes C-Klasse и GLA. Причины хороших продаж Volvo фактором новизны моделей не объяснишь. У шведской марки новинок не было.

Скорее всего, сыграл свою роль тот факт, что на фоне стремительно дорожающих машин конкурентов 2014 года выпуска покупателям пришлись по душе скидки на залежалый товар этого производителя – машины 2013 года выпуска.

Кстати, раз уж мы упомянули о «прошлогодних» машинах, невозможно не коснуться того обстоятельства, что по итогам марта этого года представители АЕБ высказывали осторожную уверенность в том, что прошлогоднее падение спроса на новые машины остановлено.

На самом деле ничего подобного и не намечалось. Просто люди видели, что происходит с российской валютой на фоне всем известных американо-европейско-российских коллизий по поводу Украины, и шли в дилерские центры тратить пока еще не совсем обесценившиеся рубли. Недаром многие дилеры уже в январе отмечали: «Народ сметает все!»

Запасов «прошлогодних» машин и свежих моделей по старым ценам хватило до марта. В апреле дилеры стали активно переписывать ценники в сторону повышения. В результате рыночная картина приобрела нынешние черты: практически у всех автопроизводителей – серьезное падение продаж.

Причем, как обычно, тяжелее всего приходится моделям среднего ценового сегмента. Бюджетные модели и премиум-сегмент демонстрируют привычную стабильность: небогатым покупателям деваться некуда – ездить-то на чем-то надо, а богатым, по большому счету, плевать, если машина стоимостью в 5 миллионов вдруг подорожает на какие-то 200-300 тысяч рублей.

Как бы то ни было, а если и дальше так пойдет, то аналитики не исключают среднегодового падения объемов российского авторынка на 10% – с 2,78 миллиона новых автомобилей, проданных в 2013 году, до 2,4-2,5 миллиона штук.

В таких условиях неудивительно, что правительственные чиновники, буквально месяц назад опровергавшие даже робкие предположения о возможном возобновлении госпрограммы льготного автокредитования, сейчас явно меняют свою точку зрения. Косвенным подтверждением тому может служить заявление заместителя министра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова: «По итогам анализа состояния рынка легковых автомобилей во втором квартале 2014 года Минпромторг России представит в правительство предложения в части необходимости продления программы государственной поддержки льготного автокредитования, а также других стимулирующих мер».

Напомним, что в ходе программы господдержки автопрома путем выдачи льготных кредитов на покупку машин стоимостью до 750 000 рублей банки заключили около 200 000 таких договоров. Бюджет выделял на нее 8,6 миллиарда рублей. Правительство, сочтя программу недостаточно эффективной, закрыло ее в декабре 2013 года – досрочно.

А теперь оно, возможно, прислушается к хоровым просьбам дилеров возобновить ее, распространив на машины стоимостью до миллиона рублей. Возможно, конечно, что власти пойдут навстречу этим «стонам с мест». Хотя – вряд ли. Если ради развития Крыма жертвуют такими долгожданными проектами, как мост через Лену, на возобновление льготных кредитов надежды мало. Тем более что рубль демонстрирует тенденцию к росту по отношению к доллару и евро.

В этой связи, кстати, можно быть уверенным в одном: даже если курс рубля вернется на «доукраинский» уровень, ценники на машины в автосалонах уж точно за ним не последуют!

Источник: www.km.ru


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!