Вооруженный конфликт в Грузии – сколько нефти на кону? – ИК "Тройка диалог"

11 августа 2008    Редакция RB7    962
Ситуация в Грузии резко повысила риски, связанные с транзитом энергоносителей через территорию этого закавказского государства.

"Ситуация в Грузии резко повысила риски, связанные с транзитом энергоносителей через территорию этого закавказского государства. За последние 5–10 лет Грузия приобрела большое значение для транзита нефти и нефтепродуктов, главным образом – в Европу. Кроме того, эта страна рассматривается как один из возможных транзитных маршрутов в рамках нескольких международных проектов транспортировки нефти и газа из Средней Азии на мировые рынки, в том числе – в страны черноморского бассейна.

Ниже перечислены объекты инфраструктуры, которые могут пострадать если конфликт примет более ожесточенный характер:

1. Нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан /БТД/, общей протяженностью 1 767 км, является основным маршрутом транспортировки нефти по территории Грузии, где его протяженность составляет 267 км. Пропускная мощность трубопровода сейчас равна 1,0 млн. барр. / сут, в следующем году ее планируется увеличить до 1,2 млн. барр. / сут, что позволит транспортировать дополнительные объемы азербайджанской нефти /с месторождения Азери-Чираг-Гунешли/ и газового конденсата /Шах-Дениз/.

2. Каспийская нефть, главным образом – с месторождения Азери-Чираг-Гунешли, также транспортируется по трубопроводу Баку – Супса /общая протяженность – 530 км, пропускная мощность – 145 тыс. барр. / сут/, эксплуатация которой возобновилась недавно, после ремонта и модернизации.

3.В Грузии находится несколько морских нефтяных портов, используемых, в основном, для отгрузки каспийской нефти. Крупнейший на сегодняшний день терминал – в Батуми, пропускная способность которого составляет до 300 тыс. барр. / сут нефти и нефтепродуктов. В 2007 году через Батуми отгружалось 190 тыс. барр. / сут, в том числе 132 тыс. барр. нефти. Объемы поставок сократились на 18,7% к уровню 2006 года в связи с пуском нефтепровода БТД. Нефть и нефтепродукты поступают в Батуми по железной дороге, главным образом – из Азербайджана, некоторое количество – из Казахстана.

4. В 2007 году Государственная нефтяная компания Азербайджана /ГНКАР/ ввела в эксплуатацию новый терминал для перевалки нефти и нефтепродуктов в Кулеви /пропускная способность – 200 тыс. барр. / сут, стоимость – $300 млн./. Новый порт также находится на черноморском побережье Грузии, он может принимать супертанкеры дедвейтом в 150 тыс. т. Сейчас пропускная способность Кулеви составляет 200 тыс. барр. / сут, однако ее планируется увеличить до 400–700 тыс. барр. / сут. Через терминал отгружаются нефть, дизельное топливо и мазут, поставляемые по железной дороге из Азербайджана, Туркмении и Казахстана.

5. Наконец, через территорию Грузии проходит маршрут Южно-Кавказского газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум, по которому газ поставляется из Азербайджана в Турцию, откуда его можно экспортировать на рынки Южной Европы. На сегодняшний день пропускная способность этой магистрали – около 6,6 млрд. куб. м в год, ее планируется увеличить приблизительно до 16 млрд. куб. в год после ввода в эксплуатацию второй очереди месторождения Шах-Дениз.

Все это позволяет сделать три вывода. Во-первых, продолжающийся вооруженный конфликт резко повышает риски транзита нефти и газа через территорию Грузии.

Теоретически, возможен срыв поставок совокупным объемом приблизительно в 1,6 млн. б.н.э. / сут. Очевидно, что устаревший трубопровод Баку – Новороссийск пропускной способностью. 100 тыс. барр. сут, не позволит компенсировать срыв поставок. Следовательно, если конфликт затянется на кону окажутся значительные объемы нефти.

Во-вторых, конфликт может заставить задуматься над рисками использования для транзита грузинской территории при реализации ряда международных проектов в нефтегазовом секторе, в рамках которых предполагалось использовать маршруты в обход России, такие как трубопровод Одесса – Броды.

Вероятно, Казахстан также задумается над надежностью экспорта нефти через Азербайджан и Грузию. Тем более, что недавний взрыв, организованный курдскими повстанцами на турецкой части трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан и приведший к временной приостановке транзита по нему, вызывает все больше опасений относительно безопасности экспорта нефти и газа по закавказским трубопроводам. Как сообщил Bloomberg со ссылкой на министра экономики Грузии, российские бомбы упали приблизительно в пяти метрах от трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан.

Наконец – и, возможно, это самое важное – любое потенциальное вмешательство Украины /на Черном море/ в конфликт, даже символическое, может привести к еще большей напряженности в и без того сложных отношениях Украины и России по энергетическому вопросу. Очевидно, что Украина – ключевая страна транзита российской нефти и газа в Европу. Пока, однако, мы не рассматриваем возможность перебоев с поставками российских энергоресурсов через территорию Украины".

Источник: www.prime-tass.ru Дата: 11.08.2008 12:56


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!