"Ситуация в Грузии резко повысила риски, связанные с транзитом энергоносителей через территорию этого закавказского государства. За последние 5–10 лет Грузия приобрела большое значение для транзита нефти и нефтепродуктов, главным образом – в Европу. Кроме того, эта страна рассматривается как один из возможных транзитных маршрутов в рамках нескольких международных проектов транспортировки нефти и газа из Средней Азии на мировые рынки, в том числе – в страны черноморского бассейна.
Ниже перечислены объекты инфраструктуры, которые могут пострадать если конфликт примет более ожесточенный характер:
1. Нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан /БТД/, общей протяженностью 1 767 км, является основным маршрутом транспортировки нефти по территории Грузии, где его протяженность составляет 267 км. Пропускная мощность трубопровода сейчас равна 1,0 млн. барр. / сут, в следующем году ее планируется увеличить до 1,2 млн. барр. / сут, что позволит транспортировать дополнительные объемы азербайджанской нефти /с месторождения Азери-Чираг-Гунешли/ и газового конденсата /Шах-Дениз/.
2. Каспийская нефть, главным образом – с месторождения Азери-Чираг-Гунешли, также транспортируется по трубопроводу Баку – Супса /общая протяженность – 530 км, пропускная мощность – 145 тыс. барр. / сут/, эксплуатация которой возобновилась недавно, после ремонта и модернизации.
3.В Грузии находится несколько морских нефтяных портов, используемых, в основном, для отгрузки каспийской нефти. Крупнейший на сегодняшний день терминал – в Батуми, пропускная способность которого составляет до 300 тыс. барр. / сут нефти и нефтепродуктов. В 2007 году через Батуми отгружалось 190 тыс. барр. / сут, в том числе 132 тыс. барр. нефти. Объемы поставок сократились на 18,7% к уровню 2006 года в связи с пуском нефтепровода БТД. Нефть и нефтепродукты поступают в Батуми по железной дороге, главным образом – из Азербайджана, некоторое количество – из Казахстана.
4. В 2007 году Государственная нефтяная компания Азербайджана /ГНКАР/ ввела в эксплуатацию новый терминал для перевалки нефти и нефтепродуктов в Кулеви /пропускная способность – 200 тыс. барр. / сут, стоимость – $300 млн./. Новый порт также находится на черноморском побережье Грузии, он может принимать супертанкеры дедвейтом в 150 тыс. т. Сейчас пропускная способность Кулеви составляет 200 тыс. барр. / сут, однако ее планируется увеличить до 400–700 тыс. барр. / сут. Через терминал отгружаются нефть, дизельное топливо и мазут, поставляемые по железной дороге из Азербайджана, Туркмении и Казахстана.
5. Наконец, через территорию Грузии проходит маршрут Южно-Кавказского газопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум, по которому газ поставляется из Азербайджана в Турцию, откуда его можно экспортировать на рынки Южной Европы. На сегодняшний день пропускная способность этой магистрали – около 6,6 млрд. куб. м в год, ее планируется увеличить приблизительно до 16 млрд. куб. в год после ввода в эксплуатацию второй очереди месторождения Шах-Дениз.
Теоретически, возможен срыв поставок совокупным объемом приблизительно в 1,6 млн. б.н.э. / сут. Очевидно, что устаревший трубопровод Баку – Новороссийск пропускной способностью. 100 тыс. барр. сут, не позволит компенсировать срыв поставок. Следовательно, если конфликт затянется на кону окажутся значительные объемы нефти.
Вероятно, Казахстан также задумается над надежностью экспорта нефти через Азербайджан и Грузию. Тем более, что недавний взрыв, организованный курдскими повстанцами на турецкой части трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан и приведший к временной приостановке транзита по нему, вызывает все больше опасений относительно безопасности экспорта нефти и газа по закавказским трубопроводам. Как сообщил Bloomberg со ссылкой на министра экономики Грузии, российские бомбы упали приблизительно в пяти метрах от трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан.
Наконец – и, возможно, это самое важное – любое потенциальное вмешательство Украины /на Черном море/ в конфликт, даже символическое, может привести к еще большей напряженности в и без того сложных отношениях Украины и России по энергетическому вопросу. Очевидно, что Украина – ключевая страна транзита российской нефти и газа в Европу. Пока, однако, мы не рассматриваем возможность перебоев с поставками российских энергоресурсов через территорию Украины".
Источник: www.prime-tass.ru Дата: 11.08.2008 12:56
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!