Авто не по карману?

06 октября 2008    Редакция RB7    781
Ставки автокредитов растут, объемы выдачи сокращаются

Крупнейшие игроки рынка автокредитования повышают ставки на 1-3%, одновременно сокращая объемы выдачи автокредитов. Банкиры мотивируют это ростом стоимости финансовых ресурсов и нестабильной ситуацией на рынке. Удорожание и сокращение выдачи автокредитов, с помощью которых покупается 50% автомобилей, серьезно сократят объемы продаж и переместят спрос в сторону более дешевых моделей.

На прошлой неделе еще один из крупнейших участников рынка автокредитования — «Абсолют банк» сообщил о повышении ставок по автокредитам. Ставки по всем программам (рублевым и долларовым) выросли на 2—3 процентных пункта. Сейчас по рублевым кредитам ставки установлены на уровне 14—15%, по долларовым — 12—14%. Ставки повышаются в связи с изменением рыночной конъюнктуры и удорожанием ресурсов для банка – говорят в головном офисе организации.

Повышение ставок по автокредитам — общая ситуация на рынке. «Мы подняли ставки на 2 процентных пункта, до уровня 14% в рублях и 7,5% в долларах, по беспроцентному кредиту единовременно взимается комиссия 0,75%, умноженная на количество лет предоставления кредита,— сообщил зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов.— Кроме того, на время кризиса мы увеличили сроки выдачи уже одобренных кредитов».

Со следующей недели ставки собирается повысить Альфа-банк. «Мы не исключаем повышения ставок в ближайшее время»,— заявил замдиректора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Сергей Лыкосов. В Юникредитбанке заявили, что в ближайшее время кредиты подорожают. С 1 октября ставки по автокредитам на 1,5—3 процентных пункта повышает Райффайзенбанк. По словам одного из банкиров, «фактически ставки по автокредитам повысили уже все банки: те, кто этого не сделал, их просто не выдает».

Автодилеры также говорят о сокращении банками объемов профильного кредитования. По словам представителей автодилерских компаний «Рольф», Genser, Major, «Фаворит-Моторс», их основные банки-партнеры (Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк) уже увеличили ставку на 1,47—2% годовых. По словам топ-менеджера одного из федеральных автохолдингов, количество отказов на кредитование увеличилось в сентябре на 70%. «Первыми кризис почувствовали региональные представительства, где объем продаж снизился по итогам августа-сентября почти на 50%»,— пояснил собеседник «Ъ».

Автокредиты — второй по срочности банковский продукт после ипотеки

Объемы автокредитования банкиры сокращают вслед за снижением объемов выдачи ипотечных кредитов. «Автокредиты — второй по срочности банковский продукт после ипотеки, они выдаются на три-пять лет, у некоторых банков есть программы на семь лет,— поясняет руководитель блока «Розничный бизнес» Альфа-банка Алексей Марей.— Для выдачи кредитов на длительный срок сейчас достаточно сложно и дорого привлекать финансирование: соответственно, растут ставки». Рынок автокредитования долгое время был высококонкурентным и низкодоходным, августовский уровень ставок 10—14% сейчас удерживать невозможно, считает Валерий Торхов.

По оценкам экспертов, из-за увеличения стоимости кредитов объем автокредитования сократится примерно вдвое. «В среднем по России в кредит продается порядка 50% машин»,— подсчитал Эмиль Юсупов. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2007 году было продано 2,4 млн новых автомобилей (российского и иностранного производства), из которых 1,15 млн приходится на продажи с использованием кредитных средств. Суммарный объем рынка автокредитования — $16 млрд, средний размер кредита — $13,9 тыс. Соответственно, после повышения ставок эта доля может снизиться до 20—30% в целом по России.

Сокращение спроса на автокредиты вследствие их удорожания снизит объемы продаж, которые в последние месяцы демонстрируют снижение темпов прироста. «Если по итогам первого полугодия прирост по иномаркам составил 47%, то по итогам года — в пределах 30—35%»,— считает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. По мнению Алексея Марея, одновременно спрос сместится в сторону более дешевых автомобилей.

Чтобы не допустить падения продаж (у различных компаний доля реализации машин в кредит составляет от 30% до 50%), автодилеры и автопроизводители готовы самостоятельно кредитовать своих клиентов.

На собственные кредитные программы рассчитывают Ford и Renault. Аналогичную программу готовится запустить компания SOLLERS (собирает легковые модели Fiat и SsangYong). «Сейчас место крупных банков могут занять небольшие инвесткомпании, не представленные ранее на российском рынке»,— поясняет совладелец ГК «Фаворит-Моторс» Владимир Попов. По словам господина Попова, его компания уже ведет переговоры с несколькими инвесткомпаниями о возможности предоставления автокредитов. Первыми банковский рынок начал осваивать крупнейший дилерский холдинг ГК «Рольф», объявив о намерении приобрести банк «Капитал Москва».

Авторы: Елена Пашутинская, Ирина Парфентьева, Дмитрий Беликов - "РБК-Кредит"


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!