Как воспитать в малыше сочувствие?

В нашем динамичном жестком мире существовать непросто. Современные родители стараются воспитать в детях качества лидеров, нацеленность на успех, дать престижное образование. И зачастую забывают о собственно человеческих качествах, воспитание которых отходит на задний план.

В заботах о будущем своих детей, уважаемые родители, не забывайте на собственном примере показать ребенку каким должен быть настоящий ЧЕЛОВЕК. Поверьте, если вы проявляете любовь, сострадание к окружающим людям сегодня, оно к вам вернется завтра — через ваших детей.

Все родители желают своим детям только самого лучшего. В нашем динамичном жестком мире существовать очень непросто. И современные родители стараются воспитать в детях качества лидеров, нацеленность на успех, дать престижное образование. Уже с пеленок малышей готовят стать моделями, интеллектуалами, полиглотами, художниками... В погоне за разными умениями, воспитание в ребенке собственно человеческих качеств или отходит на задний план, или кажется тем, что воспитается как-то само собой.

В дошкольном возрасте дети открыты миру, восприятиям, они учатся подражая, прежде всего, нам — взрослым. Они воспринимают не столько то, что мы говорим, а как мы говорим, как действуем, как относимся к окружающим, что мы, как люди, представляем собой. Психологи говорят, что ребенок усваивает социальную модель поведения, которая строится на морально-этических принципах. Немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил, что сострадание — основа всякой морали.

При воспитании ребенка с самого раннего возраста особое внимание нужно уделять воспитанию в детях сочувствия, сопереживания, сострадания. Если эти моменты в воспитании ребенка упущены, впоследствии отсутствие этих качеств может обернуться трагедией и для родителей, и для самих детей.

А ведь воспитание сострадания, сопереживания, сочувствия к близким и родным, к окружающим людям, животным – не такая уж непосильная задача, если сами родители обладают этими качествами.

При знакомстве малыша с теми или иными явлениями окружающего мира, чтении книжек старайтесь обращать его внимание на нравственную сторону происходящего, и сами давайте оценку действиям других людей: «Ой, как мальчик плохо сделал - он толкнул сестру» или: «Какой дядя молодец, он помогает старенькой бабушке перейти через дорогу».

Воспитание в семье должно учить бережному отношению к близким и родным: «Мама палец обожгла, давай ее пожалеем», «Не разговаривай громко, папа спит». Но одних слов мало, ребенок должен видеть проявления заботы, сочувствие членов семьи друг к другу. Малыши, подражая взрослым, сначала копируют их поведение, потом начинают делать это самостоятельно.

Старайтесь при каждом удобном случае напоминать о необходимости заботы о других людях: - «Нельзя шуметь в подъезде, кто-то может болеть или отдыхать».

Учитывайте особенности детской психологии, легкую внушаемость детей, следите за оттенками своего поведения. Помните, что имеет значение не только суть ваших указаний и замечаний, но и тон, которым вы разговариваете.

Какие эмоции будет испытывать при этом ваш ребенок, целиком зависит от того, какие чувства вызывают взрослые своим поведением. Бывает, что с интересами малыша родители не очень-то считаются, разговаривают с ним раздраженно, находят повод упрекнуть его, позволяют старшим братьям и сестрам обижать малыша. В этом случае не удивляйтесь, что малыш не будет проявлять заботы и участия к другим, когда им плохо.

И, как всегда, не забывайте о личном примере. Маленькие дети легко перенимают особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок всегда вел себя «хорошо», так же ведите себя и сами. Если взрослые вежливы друг с другом, внимательны к другим, заботливы, то и малыш привыкает вести себя подобным образом.

Не выясняйте семейных отношений в присутствии детей. Мало того, что детям передается возбужденное состояние родителей и плохо отражается на его нервной системе, неправильные поступки взрослых становятся нормой для него и его поведения. Он сначала воспроизводит их в игре, грубо обращаясь с игрушками, затем переносит это на отношения с близкими. А если в семье царят мир и лад, то в такой семье дети приветливы, общительны, помогают другим, умеют сочувствовать.

Большое значение имеет и общение со сверстниками. Даже в самом раннем возрасте дети проявляют интерес к другим детям. Родители должны поддерживать и воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, высказывать слова одобрения своему малышу: «Как вы хорошо играли с ребятами. Ты правильно сделал, что поделился своими игрушками».

В совместной игре дети набираются опыта общения, они учатся считаться с интересами другого, делиться с товарищами, помогать им, выражать сочувствие. Эти навыки пригодятся вашему малышу уже тогда, когда он пойдет в детский сад.

Как поступать, если дети ссорятся? Не оставляйте детские ссоры без внимания. Разберитесь в происходящем, в причинах ссоры, помогите детям разрешить возникшее недоразумение. Кстати, не факт, что всегда прав ваш ребенок. Он так же, как и другие дети, может поступать неправильно.

Если вы не дадите оценку его поведению, то он может воспринять это как одобрение вами его действий. Не надо такое поощрять! Если ваш ребенок отбирает игрушки у других ребят, не восхищайтесь тем, какой он сильный, а выкажите свое неудовольствие от такого поведения. И подскажите малышу, как правильно поступить. Если ваши слова не возымели воздействия, уведите малыша со словами: «Вот, не умеешь играть с ребятами хорошо, дружно, будешь один!»

В то же время не забывайте одобрительно отзываться о каждом хорошем поступке, совершенном вашим малышом. Не стесняйтесь выражать радость по поводу того, что он поступил хорошо.

Делиться игрушками, конфетами и т.п. ребенок должен охотно, добровольно. Делая приятное другому, он должен при этом испытывать радость и удовольствие. Не следует требовать от малыша делиться последним или любимым – это для него невыполнимая задача и непосильное испытание. Но придет время и это тоже ему станет по силам.

Интересный опыт воспитания милосердия, сострадания был накоплен в Учебно-воспитательном комплексе «Феникс» для детей с особыми потребностями. В одну группу детского сада вместе ходили дети с нарушениями развития и их обычные сверстники. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи, для малышей стало привычным делом: застегнуть пуговицы, завязать шнурки, подняться по ступенькам. То, что кто-то не умеет говорить, бегать, рисовать, часто плачет — не повод для издевательства и насмешки. Приходит новое понимание: все дети очень разные. Нужно быть терпимым, внимательным, милосердным! «Таня опять разбросала игрушки. Наверное, у нее голова болит. Я их сама соберу». А как дети научились радоваться чужим, пусть самым маленьким, успехам: «Мама, а сегодня Саша сам съел полтарелки супа и правильно держал ложку».

Сейчас самые старшие из этой группы ребят учатся в 8 классе обычных харьковских школ, учатся хорошо. Но есть в них нечто особенное, что отмечают и учителя, и сверстники: отзывчивость, готовность прийти на помощь, интерес к другим людям, отсутствие страха перед трудностями. Это те истинно человеческие качества, которые помогают справляться с жизненными невзгодами и наполняют нашу жизнь теплом и любовью.

Ребенок приходит в этот мир, чтобы сделать его добрее. Давайте поможем ему в этом.

 


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!