Увидев вас, он может замолчать и сделать вид, что ничего не происходит. Если задать ребенку вопрос, с кем он только что говорил, скорее всего, он ответит: «Ни с кем». Или соскочит с места и начнет заниматься другим делом. В редких случаях признается: с медвежонком Барни. Или с Добрым Драконом. С Лунтиком. С девочкой Аней. Растерявшись, вы, может быть, не сразу догадаетесь, в чем дело, и спросите, где же эта девочка, где Лунтик и Добрый Дракон. И ребенок искренне покажет: вот же, здесь сидит, мы вместе играем.
Скорее всего, вашему ребенку от трех до семи лет, и он вступил в пору фантазий и ролевых игр. Почему-то считается, что воображаемые друзья – явление западной культуры, и будто мы узнали о существовании таковых из американских фильмов. Но так ли это на самом деле? Или может, в наших реалиях об этом явлении просто не принято говорить?
Из двадцати опрошенных мной знакомых девять человек признались: у них в детстве были воображаемые друзья. Эта цифра близка к статистике, озвученной западными исследованиями: 65% американских и 46% британских детей в возрасте до семи лет ответили, что у них есть или был воображаемый друг. Среди 12-летних школьников лишь 9% признались в том, что такой друг существует до сих пор.
Кто угодно, на самом деле. Воображаемые друзья могут появиться по следам прочитанного, просмотренного и очень полюбившегося. Мой сын сейчас увлечен персонажем из мультфильма «Тачки-2» по имени Финн Макмиссл. Сыну нравится образ Макмиссла-героя, обладателя множества хитрых приспособлений, позволяющих ему плавать под водой или ездить по крышам. Финн привлекает моего сына как некто, умеющий выбраться из любых сложных ситуаций.
Знаю ребенка, который мечтал о собаке, но родители были против животных в доме. И на несколько лет воображаемым другом мальчика стал пес породы немецкая овчарка, которого он воспринимал как самое близкое существо, делился переживаниями, проживал в игре параллельную жизнь с питомцем, которого в настоящей жизни не было. А вспомните фильм «Шоколад», в котором дочь главной героини, Анук, общалась с невидимым кенгуру Пантуфлем.
Воображаемый друг может существовать лишь в фантазии, но при этом ребенок будет вести с ним диалог и утверждать, что его друг сидит сейчас вместе с семьей за обеденным столом. Но он может быть и вполне осязаемым: любимой игрушкой или героем рисунка, которого ребенок одушевляет.
Многие из моих взрослых друзей сказали, что одного воображаемого друга у них не было, зато почти все играли в воображаемую реальность, к которой сочиняли декорации и сценарий. Мы населяли придуманные миры персонажами и играли с ними днями, месяцами, даже годами – эта сказка не надоедала. И все это происходило еще до того, как была прочитана прекрасная «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.
Иногда воображаемый друг – это своеобразное альтер-эго, которое берет на себя ответственность за сломанную ребенком игрушку или пролитый на пол сок. «Это барашек Рассел нарисовал на обоях черточки» – разводит руками ребенок. Некоторым стеснительным детям «Рассел» позволяет побаловаться и совершить что-то из ряда вон выходящее. Не зря Карлсон, друг застенчивого Малыша, так любил пошалить.
У ребенка могут появиться не только воображаемые друзья, но и воображаемые враги. Таким образом дети борются с волнующими их ситуациями, происходящими дома, в школе или детском саду. Дети противостоят врагу в игре и тем самым оттачивают мастерство реакции на раздражающие жизненные моменты.
Если ребенок сажает за стол игрушку и говорит, что медвежонок тоже просит котлету, родители воспринимают все как шутку и игру. Но когда дело касается невидимых друзей, начинаются волнения: нормально ли так погружаться в несуществующий мир и отождествлять нереальное существо со своим другом? Взрослых настораживает то, как искренен ребенок в своей игре и вере в воображаемого собеседника.
Появление воображаемых друзей действительно может быть реакцией на стресс. Часто такие друзья появляются у детей, в чьих семьях недавно произошли значимые перемены: рождение младшего ребенка, переезд, поход в школу или детский сад. Некоторые дети могут «заменить» придуманным кем-то ушедшего из семьи родителя.
Но для того, чтобы считать подобное поведение отклонением от нормы, нужно внимательно исследовать другие признаки в поведении ребенка и окружающей его среде. Однозначно стоит обратить внимание, если воображаемый некто становится источником страхов.
Или если ребенок уже достиг школьного возраста, но испытывает трудности в общении и знакомстве с другими детьми, проводит много времени в одиночестве и культивирует образ воображаемого друга. Тогда, возможно, стоит рассказать о своих волнениях детскому психологу.
В большинстве же случаев воображаемые друзья – это часть естественного детского развития и игры. Просто некоторые обходятся без этой игры, а у кого-то она органично вписывается в детство.
Часто воображаемый друг ребенка – его пример для подражания: кто-то более храбрый, смелый, всегда готовый к приключениям. С ним можно отправиться в фантазиях на Северный полюс, не испугаться грозы, спасти забравшегося на дерево котенка. Он и защитник, и поверенный тайн, и союзник.
Воображаемые друзья могут помочь справиться со страхами, проговорить тревожащие ребенка моменты, развить фантазию и коммуникативные навыки. Взрослые точно знают, что, озвучив мысль в разговоре или на письме, можно разобраться в проблеме. Ребенок постигает это на доступном ему игровом опыте.
Играя в придуманный мир, ребенок берет на себя различные роли, учится рассказывать истории, выражать любые свои эмоции, как радостные, так и негативные, не боясь последствий. К тому же в этой игре реализуется роль ведущего, ведь воображаемым другом можно управлять, он сделает все, что только ни придумает ребенок. Воображаемый друг может озвучить желания, о которых ребенок стесняется сказать сам. Так от лица невидимого товарища ребенок может попросить купить ему новую игрушку, мороженое, поехать в гости.
Ну и, в конце концов, это просто веселое, занимательное времяпрепровождение. Дети, которые могут придумать себе сказочную реальность, способны развлечь себя, богатая фантазия не позволяет им скучать
Воображаемый мир – это интимное, сокровенное. Чего не стоит делать родителям, так это вмешиваться, задавать слишком много вопросов, допытываться у ребенка, как выглядят его воображаемые собеседники, делать акцент на том, что все, о чем говорит малыш – ненастоящее. Лучше дождаться момента, когда ребенок сам захочет рассказать о своих фантазиях.
Дети раскрывают большую потребность делиться, если не настаивать и быть внимательным слушателем. Это не значит, что нужно игнорировать все, чем занимается ребенок в уединении, это всего лишь правило стука в дверь: прежде чем войти на чью-то личную территорию, нужно спросить разрешения. Но в целом выдуманный мир – это мир ребенка, и родителям всего-то и нужно, что позволить ему играть с воображаемым кем-то, разговаривать с ним по телефону, приглашать слушать вместе вечернюю сказку, брать с собой в путешествия.
Родители даже могут извлечь определенный бонус из наличия воображаемых друзей и подключить, например, соревновательный момент:
– Кто быстрее оденется, Барни или ты?
– Ого, кажется, твой друг от тебя отстает, а ты первым съел свой обед!
Вырастает ребенок, и чаще всего уходят его воображаемые друзья. Их место занимают друзья настоящие, те, что идут с нами с детства и остаются близкими на всю жизнь.
Но бывает, что те, первые придуманные друзья, помнятся и во взрослом возрасте, как сильное переживание детства. В фильме «Шоколад» кенгуру Пантуфль исчезает, когда взрослеет девочка Анук. Хотя недавно моя подруга призналась, что ее воображаемый друг вырос вместе с ней. «Я до сих пор с ним дружу – знаю, как он повзрослел».
Редкий взрослый найдет в себе смелость в этом признаться. И только детям этой смелости не занимать.
Источник: letidor.ru
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!