Начинаем говорить — подводные камни

30 января 2012    Редакция RB7    2122
Как правило, если малыш до двух с половиной лет не заговорил, либо поздно начал говорить, родители начинают испытывать тревогу и обращаются к специалистам.

А если малыш говорит безумолку, но при этом очень плохо? Часты ситуации, когда ребенок в 3-4 года говорит совершенно невнятно, так, что понять его может лишь мать.

А бывает, что в таком возрасте дети вовсе не произносят некоторые звуки и склонны заменять одни звуки иными или происходят нарушения ритма и темпа речи - говор взахлеб, очень быстрый или наоборот потягивание слов. Подобные нарушения, обычно, волнуют родителей и они склонны думать в подобных случаях, что "малышей вообще сложно понять".

Разумеется, на ранних стадиях развития речи, когда ребенок рано начал говорить, так называемая артикуляция звуков у детей несовершенна. Они склонны искажать, пропускать а также заменять многие из звуков. Тем не менее это вполне считается "нормой" для малышей не старше 3 лет. Он начал говорить. Если дефекты артикуляции наблюдаются у деток более взрослых и держатся достаточно стойко, необходимо принимать меры, с целью их устранения. Когда у маленьких детей подобные дефекты выражены достаточно сильно, на них стоит обращать внимание - нет ли связи с определенными расстройствами.

В наше время расстройства речи достаточно хорошо изучены и многие из расстройств успешно излечиваются. Для большинства родителей тщательное ознакомление с этой областью необязательно, однако следует иметь общее представление о ней. К примеру, родители должны понимать, что есть отклонение от правильного развития речи, а что являетя расстройством. Это может помочь вовремя обратиться к специалистам и недостатки будут исправлены скорее. Запомните: чем более стойкий характер приобретает нарушение речи, тем сложнее становится его лечение.

Следует выделить некоторые группы речевых расстройств:

  • К первой группе мы можем отнести нарушения звукопроизношения;
  • Вторая группа - так называемые нарушения ритма и темпа речи;
  • Третья группа - расстройства речи, которые связаны с нарушениями слуха;
  • К четвертой группе относятся недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.
  •  

Первая группа - нарушения звукопроизношения

К данным нарушениям можно отнести косноязычие (дислалия) и дизартрию - нечленораздельную речь. Когда ребенок начинает говорить, можно заметить отсутствие некоторых звуков (ребёнок пропускает их в словах), а также в искажении звуков (когда ребенок неправильно произносит их), либо в замене одного звука иным. Косноязычие подразделяется на функциональное и механическое.

При первом слух и строение артикулярного аппарата нормальны, а причины нарушений речи заключаются в слабости нервных процессов, которые протекают в головном мозге. Механическая же форма косноязычия являет собой врожденные неправильности строения ротовой и носовой полости (губы, зубы, нёбо, носовые ходы и т.д.)При этих поражениях страдает не только произношение звука, но нередко встречаются и нарушения самого тембра голоса, ритма речи.

Косноязычие функциональное (пропуски, искажения и замена звуков) на втором-третьем году развития ребенка может считаться закономерным явлением. Есть определение: "физиологическая дислалия". Однако, если дефект произношения продолжает держаться в более старшем возрасте, необходимо обратиться к логопеду.

Когда ребенок начинает говорить больше всего дефектов может наблюдаться в произношении самих звуков, у которых нелегкий способ артикуляции. И чем сложнее артикуляция звука, тем больше может быть выявлено дефектов. Нередки дефекты в произношении звуков "р" и "л" (язычные звуки), затем в произношении звуков "с", "з", "ц" (свистящие звуки), "ш", "ж", "ч", "щ" (шипящие звуки).

Если звук отсутствует или неверно артикулируется, специально разработанные упражения налаживают работу артикуляторных органов для произношения определенных звуков. А если имеется упорная замена одного звука иным, это говорит о том, что у ребенка не только выражена недостаточность артикуляторной функции, но и плохое различение самих звуков речи. Необходимо воспитание фонематического слуха. В каждом отдельном случае логопед учитывает степень нарушений и в соответствии с этим действует и дает указания. Без помощи специалиста не обойтись, будьте внимательны, пожалуйста!

Механические дислалии являются более тяжелыми расстройствами: правильное строение челюстей, зубов, языка, носоглотки важны не только для правильной речи, но и для полноценного питания, дыхания. И если нарушаются эти функции, ребенок часто заболевает. При механической дислалии страдает не только артикуляция, но и понимание речи других людей.

Это и неправильное строение губы, неправильное строение зубов, неверный прикус. Мамы и папы не должны оттягивать момент решения проблемы на позднее время. Ребенок уже начал говорить и он непременно подрастет. Здесь необходимо вовремя реагировать и помочь ребенку консультациями и логопеда, при необходимости хирурга.

Дизартрия - в случае, если ребенок говорит нечленораздельно, специалисты могут поставить данный диагноз, возникающий при травме головного мозга, воспалительных процессах а также нарушениях мозгового кровообращения. Все движения ребенка, в том числе артикуляторные замедленные и неловкие. Жевание и глотание затруднено а объем самого языка ограничен - невозможно вытянуть губы трубочкой и оскалить зубы.

Голос тихий и глуховатый. Здесь ребенок начинает говорить отдельными словами в 2-3 года, а к 5-6 годам ребенок начинает произносить и фразы. Позже запас слов увеличивается и речь развивается, но она остается смазанной и монотонной. Родители должны помнить, что здесь важна консультация и наблюдение невропатолога и логопеда.

Вторая группа - нарушения ритма и темпа речи

Когда ребенок начинает говорить, возможны расстройства ритма и темпа речи, которые бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера. Иногда речь детей становится плохо воспринимаемой, неразборчивой из-за нарушения темпа: она или замедляется или ускоряется (так называемые нарушения несудорожного характера). При замедлении речи доктора часто рекомендуют тонизирующие средства, лечебные гимнастики и логопедическую ритмику.

А при ускорении темпа речи, лечение направлено на снижение общей возбудимости. Если ребенок начал говорить, следует быть внимательным и к речевым недостаткам в семье у взрослых домочадцев. Поэтому необходимо помнить о важной способности ребенка - подражании и работать со взрослым членом семьи, иначе могут возникать случаи рецидивов у лечащегося ребенка.

К судорожным расстройствам ритма и темпа речи относится заикание. Заикание проявляется в двух формах - заикание развития и реактивное заикание. Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребенок начал говорить, но говорит плохо и имеет дефекты артикуляции. Если малыша начать учить трудным словам и фразам, то он может начать заикаться. Заикание развивается постепенно.

Причиной становится перевозбуждение речевой зоны мозга ребенка, а лечением прекращение разговоров (как правило всяких). Следует успокоить малыша. Иногда "речевой покой" в течение недели способен выправить положение. Но порой расстройство оказывается более стойким. Поэтому, при появлении заикания у ребенка, который говорит, необходимо обратиться к логопеду.

Заикание реактивное чаще возникает в результате испуга, психической травмы и длительных болезней. У ребят спокойных, уравновешенных заикание наблюдается редко, а вот у нервных детей существует большая вероятность приобрести данную проблему. Здесь важен и твердый режим: достаточный сон, хорошее питание, спокойная обстановка в семье и саду. Ребенок начал говорить и задача родителей "не перебивать" его своими конфликтами с личной несдержанностью.

Третья группа - нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи

Небольшое ухудшение слуха способно привести к задержке развития речи и если в период, когда ребенок начал говорить имеется потеря слуха, речь ребенка может и вовсе прекратить развитие. Если взрослые хотят выяснить, в достаточной ли степени хорошо слышит их ребенок, прежде всего проверяют, как малыш реагирует на звуки средней громкости и громкие: крик, звонок, разговор.

Если малыш при этом не оборачивается, то с большей долей вероятности можно заподозрить глухоту. При малейших подозрениях на расстройство или нарушения слуха необходимо обратиться к специалисту. В зависимости от того, каковы результаты диагностики слуха у ребенка, с ним ведется дальнейшая работа.

Важное значение имеет возраст, в котором ребенок полностью или частично утратил слух. Если ребенок начал говорить, но к 5-6 годам потерял слух, то все равно сохранит возможность разговаривать, в 2-3 года потеря слуха чревата дальнейшей немотой, поскольку ребенок еще не смог развить свои речевые навыки. Помните, при своевременном обращении к логопеду и постоянных занятиях тугоухий и глухой ребенок вырастет полноценным человеком, поэтому родители не должны отчаиваться. Специалист поможет начать говорить, но без вашей помощи это будет крайне сложно.

Четвертая группа - недоразвитие речи и утрата имевшейся речи

Недоразвитием речевой деятельности (алалия) - называют последствия запаздывающего созревания нервных клеток речевой зоны левого полушария или результат раннего поражения этих клеток при различных инфекциях, интоксикациях, травмах. Утрата речи - афазия случается при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей и даже взрослых людей, речь которых уже была сформирована.

Когда ребенок начинает говорить, при диагнозе алалия, следует учесть, что существуют более полноценные зоны мозга - слуховые, зрительные или осязательные и в занятиях с ребенком следует опираться главных образом на них. Обычно у этих малышей имеются определенные невротические наслоения. И это также требует коррекции. В более сложных случаях показано лечение в стационарных условиях, под наблюдением специалистов.

При афазии, как и при алалии, нарушения носят смешанный характер, но преобладает потеря способности понимать чужую речь или способности артикулировать слова. Одной из причин данного недуга может быть доброкачественное новообразование в головном мозге, после удаления которого все приходит в норму. Поэтому необходимы консультации опытных специалистов, наблюдение за ребенком. Своевременная диагностика и помощь, способная предотвратить непоправимое.

В заключение

Восстановление речи ребенка происходит полнее и быстрее, чем у взрослого человека. Но не следует полагаться только на высокие восстановительные способности детского мозга. Следует лечить ребенка и следует с ним заниматься. В остром периоде заболеваний, следует поместить малыша в стационар, где он сможет получить постоянное медицинское наблюдение, в дальнейшем же можно лечить амбулаторно, одновременно проводя с ним логопедические занятия.

Источник: subscribe.ru

 


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!