Увлеклись покорением подземного царства и путешествием по таинственным залам и лабиринтам? Тогда снова отправляемся в путь!
В этот раз, как и было обещано, мы исследуем легендарную Игнатьевскую пещеру, которая находится в Усть-Катавском районе Челябинской области, недалеко от деревни Серпиевка, на берегу реки Сим.
Игнатьевская пещера пользуется огромной популярностью среди местных жителей, а также туристов из других регионов России. Ее неоднократно посещали ученые-специалисты, археологи других стран мира.
По значимости Игнатьевскую пещеру можно сравнить с такими пещерами-знаменитостями, как Альтамира в Испании, Ласко во Франции, Каповая в Башкирии.
Вход в Игнатьевскую пещеру расположен в отвесной береговой скале, на высоте около 11 метров над землей. Подъем начинается прямо у воды. Подниматься приходится по очень крутому склону, однако пару лет назад кто-то позаботился о туристах и установил лестницу.
Пещера двухэтажная с общей длиной ходов около 550 метров. Интерьер пещеры определяют четыре основных отдела — Входной грот, Основной коридор, Большой и Дальний залы. Самый грандиозный — Большой зал, высота потолка которого в некоторых местах достигает 8 метров. Почти всюду в пещере из Входного грота в Основной коридор приходится опускаться на корточки, а чтобы попасть в Дальний зал, необходимо ползти по Низкому переходу либо воспользоваться лестницей и преодолеть узкий лаз, который также ведет в Дальний зал.
Название пещере дано по имени святого старца Игнатия, который жил в ней в 19 веке и, по преданию, похоронен в конце одной из подземных галерей. Святой старец, по свидетельствам современников, умел «чудесным способом лечить от всех болезней».
Еще в 50-е годы 20 века в одном из дальних залов были разбросаны остатки деревянного сруба, в каком он якобы жил. До наших дней сохранился чудо-камень, на котором исцелял старец Игнатий. Он расколот пополам — причем одна из его частей холодная, а другая теплая. Говорят, прикосновение к теплой части и молитва может исцелить любые недуги.
Кем был старец Игнатий на самом деле неизвестно, кто-то считает, что это мог быть принявший схиму великий князь Константин Павлович (брат царей Александра I и Николая I), а другие верят, что под этим именем скрывался от мирской суеты сам отошедший от дел государь Александр I, так как эти места ему очень полюбились, когда еще будучи молодым государем, он путешествовал по России.
Со святым старцем связывают еще одну достопримечательность пещеры — нерукотворную Игнатьевскую Богоматерь.
Самый удаленный от входа грот носит название Кельи Старца Игнатия. Туда ведет узкий лаз или, как говорят спелеологи, — «шкуродер». В этом дальнем гроте на одной из стен можно увидеть кальцитовый натек, который по форме напоминает икону Богоматери. Как возник этот натек точно сказать сложно, по одной из версий, фигуру вырезал Игнатий, по другой — это природное образование. Тем не менее в натеке хорошо узнается женская фигура, с отчетливо просматривающимися лицом, руками, двумя сталактитами по бокам, напоминающими подсвечники. Многие туристы специально посещают пещеру, чтобы поклониться Образу Богоматери.
Однако не предания и легенды сделали пещеру знаменитой на весь мир и поставили ее в один ряд с известнейшими археологическими памятниками нашей планеты. Второе название пещеры Ямазы-Таш, что с башкирского языка означает «Писаный камень».
Игнатьевская пещера является одной из 9 в мире, где найдены наскальные рисунки древнего человека. Рисунки в «картинной галерее» художники каменного века наносили на стены, своды и потолки красной и черной охрой.
Сохранность рисунков плохая, только в Дальнем зале кальцитовая пленка продолжает придавать яркость краске, особенно красной.
Все рисунки находятся в удаленной части пещеры: в Большом и Дальнем залах. Здесь изображения мамонта во вздыбленной позе, медведя или носорога — плохая сохранность фигуры не позволяет точно определить вид животного. На стене напротив выполнена композиция из рисунка лошади, вертикальных и наклонных полос и меандра — вероятно, змеи.
В Дальнем зале большая часть рисунков выполнена на двух громадных плитах потолка. Одна из них получила название «Черного панно» по расположенным на ней изображениям черного цвета — это фигуры мамонтов. Кроме того на плите нарисованы три лошади, бык и животное с туловищем верблюда, к которому приставлена морда-маска. Поблизости от нее нанесены треугольник и параллелограмм.
На соседней плите в основном красные изображения. Лучше других сохранились две крупные фигуры — зверя и женщины. Рисунок женщины схематичен. Между ее ногами заключены три цепочки пятен; центральная цепочка проецируется на такую же линию пятен, отходящую от груди животного, судя по признаку пола самца. Громадный, до 2,3 метра, зверь напоминает быка или единорога.
Предполагается, что в Большом зале рисунки посвящены магии охоты, а в Дальнем зале — магии плодородия. Наверняка, это неслучайно, и это неким образом связано с обрядами, проходившими в пещере.
Подземные залы и галереи с рисунками расположены в труднодоступных местах, вдали от дневного света. Скорее всего, они служили местом проведения неких обрядовых действий. Для человека каменного века, как и для современного, пещера — это промежуточное состояние между бытием и небытием, между жизнью и смертью, место для испытания ужаса и страха божьего. В пещерах всегда капает, всегда сыро и довольно грязно. Люди каменного века там вероятнее всего не жили, а приходили на несколько дней для совершения обрядов: запускали туда молодежь, которая выходила в «верхний мир» повзрослевшей и посерьезневшей.
В пещере также были найдены микролиты, останки животных, а также объекты железного века. В 1983 году Игнатьевская пещера была признана памятником природы и культуры мирового значения.
Хотя некоторые источники датируют рисунки в пещере эпохой палеолита, проведённый недавно радиоуглеродный анализ пигментов в местах их происхождения, позволяют считать, что они сделаны от 6 до 8 тыс. лет назад. Но и это, согласитесь, совсем не мало.
Однако, несмотря на значимость археологических находок, охранять памятник мирового значения от вандалов никто не стал. Единственное, что предприняли для этих целей — поставили железную решетку, закрыв проход внутрь пещеры. Но это мало помогло — каждый год неизвестные лица решётку взламывали, а стены оказывались покрыты все новыми автографами и надписями.
И поскольку на то, чтобы выставить перед пещерой охрану, денег не было, ученые просто покрыли доисторические рисунки консервирующим раствором и бросили на произвол судьбы.
Ну, что, захотелось увидеть своими глазами следы прошлого, прикоснуться к истории и побывать в каменном веке? Лично мне — очень!
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!