Он обычный уфимский парень, выросший в хорошей семье. Любит свой город и обожает все, что связано с футболом.
Миллионы поклонников этой популярнейшей «игровой линейки» знают его под никнеймом «Ufenok77». Он действующий чемпион мира, а в августе 2016 года Роберт Фахретдинов подписал контракт с футбольным клубом «Уфа».
— Роберт, поздравляю тебя с подписанием профессионального контракта. В своих интервью ты подчеркиваешь, что всегда мечтал играть в реальный футбол на высоком уровне. Это правда или просто способ прослыть «своим» для болельщиков ФК «Уфа»?
Конечно же, мечтал! Любой уфимский мальчик мечтает стать футболистом, хоккеистом! Вот у меня была мечта играть в Лиге Чемпионов. К сожалению, так получилось, что в свое время бросил футбол из-за травмы колена. Сейчас такая возможность представилась, хотя бы на виртуальном поле.
— А почему из-за травмы колена? В одном из СМИ было написано, что ты ушел из реального футбола, потому что начал играть в футбол компьютерный. Это шутка?
— Думаю, просто не правильно подали информацию. Я очень хотел играть. Даже после травмы колена, играл сквозь боль.
— Ты играл за один из уфимских клубов. Как он назывался?
— Еще не было тогда клубов. Было несколько команд: «Строитель», «Восход» и команды школ олимпийского резерва, я играл за СДЮШОР № 10. Тренеры у меня были замечательные, например Гурьянов Вячеслав Александрович, Горшунов Андрей Алексеевич. Когда же мы выезжали на Чемпионат России, то собирали сильнейших из разных команд, тренерами тогда были Кашуба Олег Игоревич и Халимов Фаниль Гаянович. Кстати, в футбол я пришел в шесть лет, поначалу занимался в школьной секции. Учился я сипайловской школе № 84. И именно оттуда меня пригласили в спортшколу. Лет до 12 был нападающим…
— И ты на самом деле подавал надежды или это просто сказка красивая?
— (Смеется) Ну, на самом деле. Были варианты уехать и играть за московские клубы. Но так вышло, что была возможность уехать в ту же Казань, я решил за Уфу поиграть. Потому что ездил играть за «старшаков» на всякие турниры, играл очень хорошо и мне сломали ногу. После перелома я месяцев 6 восстанавливался, потом пару лет не мог выйти на свой уровень. И когда уже набрал форму, была возможность уехать в Казань. Вот тогда я подумал, зачем на жаре пахать на тренировке в чужой Казани? Ведь можно сидя за монитором в Уфе пить колу и, побеждая в сетевых «турнирчиках», зарабатывать карманные деньги.
— Для футболиста что самое важное?
— Голова. Но даже при наличии головы, физически ты должен быть готов к происходящему на поле на 100 процентов.
— Какими качествами ты мог похвастаться в юношеском футболе?
— Опять разговор о голове. Я не выделялся физически, мне было тяжело выигрывать единоборства, корпусом где-то закрыть. Каждый раз нужно было изловчиться, правильную позицию занять. Поэтому голова — это главное, за что меня приняли.
— Самое большое достижение твоей команды?
— Мы играли на Кубке по региону «Урал-Поволжье». В числе соперников были юношеские команды «Урала» и «Амкара», а мы представляли команду республики. Нам было сложнее, мы не были частью клуба Премьер-лиги. Но в то же время, были сильной командой. Среди нас были те, кто заиграл на самых разных уровнях, включая РФПЛ, у нас было довольно сильное поколение. И за это «спасибо» нашим тренерам.
— Как ты оцениваешь башкирскую школу футбола?
— В те времена мы были лучшими из середняков. Наверное, и сейчас ими являемся. Есть топ-клубы: «Спартак», «Локомотив», «Зенит» — вот в таких школы сильнее. И на детском уровне эти команды обыгрывают наших. Но среди клубов второго эшелона, Уфа безусловно наверху. И это хорошо, так как наш футбольный клуб только начинает свою историю. А прямо сейчас идет очередной набор мальчиков 2005 — 2008 годов рождения. Будь я помоложе, записался бы! (Смеется).
— Безденежных — в молодежной сборной России. За счет чего Игорь, с которым ты играл и тренировался в одной команде, добивается таких серьезных результатов?
— Это работа кропотливая. Его сильная сторона в трудоспособности. Он играл в центре, и сейчас играет в центре, где нужно очень большой объем работы выполнять. Безденежных всегда этим славился, у него была хорошая «физика», он бегал очень много. Был капитаном, лидером команды, который брал на себя игру, первый шел в атаку. И игровое мышление у него на высоком уровне! Удар у него мощный уже тогда вырисовывался, явно выделялся среди детей нашего возраста. Я думаю у него хорошие перспективы в молодежной сборной. Он забивает яркие голы. Один из них — известный гол сильнейшей команде Германии на чемпионате U19, где Игорь в составе сборной завоевал «серебро».
— В 14 у тебя наверняка были кумиры, на которых ты хотел быть похожим…
— Не так, наверное. Были любимые футболисты, но так чтобы кумиры, я бы не сказал. Они все, в основном, не имели отношения к российскому футболу. Россияне, достойные подражания, для меня появились позже. Вот сейчас уже можно сказать, глядя на Аршавина, что на него можно равняться. Из иностранцев Дэвид Бэкхем, конечно. Он делал такие передачи, которые никто не сможет повторить. А помимо футбола еще и умел публику удивлять эпатажем своим.
— Давай поговорим на более общие темы. Бытует мнение, что футболисты очень капризные. Не согласны с решением судей, выпрашивают, «горчичники», штрафные удары и пенальти. Иногда очень не по-мужски это выглядит.
— На самом деле, в футболе сейчас «актеров» действительно много. Порой смотришь и думаешь, да ему действительно попало, а на повторе видишь, что игрок симулирует. Бывает, зацепили рукой, футболист падает, держится за лицо... Другое дело, когда штрафной и ты падаешь, и это закон чести футболиста (смеется). Есть футболисты, которые не при каких условиях не будут падать. Из ныне играющих — это британские футболисты, в основном.
— Как относиться футбольным болельщикам к тому, что футболисты не забивают, казалось бы, «стопроцентные» голы и проигрывают в простых ситуациях?
— Бывают неординарные случаи, но если ситуация повторяется, то тут уже можно говорить о квалификации футболиста.
— Есть мнение, что человек, которого с детства, буквально с 5-ти лет, учат единственному делу — бить по мячу, в нужный момент не имеет права промахнуться.
— Тут скорее психология играет не менее важную роль, чем умение. Понятное дело, ты на тренировке можешь забить миллион голов, но когда выходишь на чемпионат мира, на тебя смотрят тысячи болельщиков... Тут коленки у любого задрожат, даже если у тебя много опыта. И только великие попадают в нужный момент.
— Еще вопрос, кто больше волнуется при пробитии пенальти: вратарь или пробивающий?
— Пробивающий. У вратаря «отмазка» всегда есть — ворота большие, а мяч маленький. Ему безусловно легче. К тому же, вратарю ничего не нужно исполнять мячом, ему просто нужно угадать угол.
— Кстати, а как ты относишься к назначению Станислава Черчесова на пост главного тренера сборной России?
— Ну, наверное, это лучший вариант после Курбана Бердыева, которого не назначили. Я думаю, дисциплина и целеустремленность, это то, чего не хватает нашей сборной, а Черчесов сможет навести порядок с этим. Да, это лучший вариант, если не брать во внимание Бердыева. Но решаю не я.
— Почему этим летом мы так бесславно выступили на Чемпионате Европы?
— Не могу сказать определенно, я всего лишь киберфутболист и болельщик. (смеется). Но может быть, действительно, не хватает у наших игроков умения играть под большим давлением? Если взять «Евро-2008», то у нас было поколение, выигравшее «Кубок УЕФА», ребята были действительно сильные. Сегодняшние российские футболисты варятся в своем котле. Уровень нашего чемпионата слабее европейских. Я думаю, что «топовые» клубы РФПЛ сейчас играют на уровне «середняков» АПЛ. Это не повод перестать играть в футбол в России, наоборот, надо развиваться и «догонять» Европу по качеству игры. В европейских лигах игроки думают и действуют быстрее. Игрок на долю секунды быстрее принимает решение, иначе ничего не получится. В России на премьер-лиге мы тоже можем говорить. Но все равно в скорости они уступают.
— Вот теперь давай все, что ты сейчас сказал, перенесем на компьютерный футбол. Что нужно знать и уметь, чтобы быть по-настоящему сильным «фифером»?
— Ну, опять же, голова — это самое главное. И тренировки, конечно. Практически, здесь то же самое, что и с реальным футболом. Даже в играх с условным французским или итальянским «середняком» я ощущаю серьезное игровое давление, плотность игры. В матчах с нашими, российскими игроками, «уровень давления» со стороны соперника на порядок ниже. А в большинстве встреч с российскими игроками, игра идет как-будто в режиме «замедленного времени». То есть, у меня гораздо больше времени, чтобы отдать пас или принять другое решение.
— И это не проблемы медленного российского интернета?
— Нет, с интернетом почти все нормально. Это проблемы «головы» российских игроков (смеется). Мы, россияне, думаем не торопясь (улыбается).
— Можешь сказать, что сейчас ты — лучший киберфутболист России?
— Не люблю делать такие заявления. Скажем, могу назвать себя единственным российским игроком, добравшимся до мирового чемпионства. Но лучшим… Я не люблю о себе так говорить. Вы можете удостовериться в моих достижениях и потом сами сделать выводы для себя.
— Вернемся к реальному футболу. Когда был создан ФК «Уфа», ты сразу встал в ряды активных болельщиков нашей команды?
— Я наблюдал за командой с самого начала ее становления. На стадион начал ходить с приходом Колыванова. На «фанатку» начал ходить с сезона, когда «Уфа» добралась до Премьер-Лиги. Был на выездах в Перми и Питере. На домашние игры ходил чаще. И да, «Уфа» вышла в Премьер-лигу за очень короткий срок!
— Это спортивный подвиг или больше заслуга менеджмента клуба?
— Подвиг менеджмента есть, без этого мы не смогли бы. Мы понимали куда движемся и финансирование было, а это очень важно. Посмотрите на «Кубань». Ими сейчас руководит сильный тренер, там собраны качественные футболисты, но они на дне ФНЛ, потому что ребятам «тупо» не платят. А у «Уфы» деньги небольшие, но все было стабильно и все по-умному. Но футбол — это не только деньги…
— Да, многие считают, что на поле игрок должен забыть, есть у него деньги или нет.
— На самом деле, мы видим только 90 минут игры, а есть еще тренировки и сборы, большие нагрузки. Результативная игра — это итог тренировок. Довольно тяжело все это выдерживать.
— Чемпионат какой страны тебе больше всего нравится по качеству игры?
— Для меня лучший чемпионат — немецкий. Он не «жестче» английского, но мне нравится сплавом техничности и атлетизма. Да, Германия симпатична этим «миксом», плюс всегда полные трибуны активных болельщиков.
— Почему в еще 2013 году ты не добрался до звания Чемпиона мира, чего тебе не хватило?
— Это был мой первый международный турнир. И сразу успех, дошел до финала. Теперь понимаю, когда я вышел в финал, посчитал, что дело сделано. Не было железной задачи выиграть. Знал, что даже если проиграю, буду доволен, потому что никто в России не добирался до такого. И да, я уже «был на коне», хотя мне украинский «фифер» Женя «Ежик», который тоже участвовал в том чемпионате, говорил: забудь, ты не должен сейчас кайфовать! А я так не думал, я вышел... и вот эта не собранность..., сразу получил гол на первых минутах. И дальше не заладилось.
— Объясни, каково играть, если против тебя не только соперник, но еще и пять тысяч его болельщиков.
— На самом деле, прикольные ощущения. Но когда я в игре, я вообще ничего не замечаю, я даже не помню всех этих криков. Я играл без наушников, за нами стояли комментаторы, я вообще ничего не слышал. Там были только я и «Ежик». Он был на первых рядах, прямо передо мной, в роли моего тренера. И кроме него очень много игроков за меня болели — румыны, аргентинцы. Я иногда пересматриваю запись этого матча, и скажу, что киберспортивные болельщики ничуть не уступают в эмоциях болельщикам реального футбола. Постоянный гул, волны адреналина, выдохи разочарования, крики «гол»! Пять тысяч болели как единый организм, непередаваемо.
— Чемпионат мира 2015 года прошел на Мальдивских островах, где ты и стал победителем. Что это за прихоть организаторов такая, зачем лучших «фиферов» планеты собрали именно там, в раю на земле?
— Не знаю. Я их не могу за это ругать (смеется). Они очень классно все сделали, мы приехали, у нас было еще три дня отдыха. А сам турнир был коротким, играли всего два дня, по пять часов в день. Думаю, что это очень хорошая тема, людям гораздо легче принять поражение, когда они знают, что сразу после него могут пойти искупаться в океане.
— Что изменилось в твоей жизни после того, как ты стал чемпионом мира?
— Когда я выигрываю очередной титул, то становлюсь более опытным, но мотивация только растет. Я хочу выигрывать и войти в историю киберспорта.
— Кроме очередного чемпионата мира, в этом году ты можешь пробиться в финалы коммерческих турниров, которые организует производитель игры, «EA Sports». Там деньги чумовые, общий призовой фонд 1 миллион 300 тысяч долларов. Рука не дрогнет? Мандраж не одолеет?
— Не хочу говорить о шансах. Если придется «драться», я готов. Главное не перегорать, планомерно подготовиться.
— Есть еще в России сильные киберфутболисты?
— Андрей Гурьев (Нижний Новгород), Антон Кленов (Москва), Давлят Сагитов (Уфа), Сергей Никифоров (Мытищи). Есть и ряд других игроков, но эта четверка выделяется особо.
— Кто-то из них может тебя переплюнуть, попав в финальную часть мировых турниров?
— Ну это же опять зависит от них. У «Тимона» (Андрей Гурьев) точно есть шансы. У него очень хороший игровой стиль, очень похож на европейский — по количеству финтов, уровню прессинга... У него есть шансы, но опять же это будет сделать очень тяжело. Я когда первый раз вышел на «мировую арену», не осознавал этого. Сейчас понимаю насколько это трудно.
— Знаешь, есть такая подробность. Хоккеисты континентальной хоккейной лиги, в частности ХК «Салават Юлаев», в раздевалке имеют игровую приставку и играют... в «FIFA»!
— Ну, кстати, футболисты многие играют в «NHL»! Наверное, «своя» игра им надоедает. Вот и переходят со льда на траву и наоборот (смеется)!
— Ты заключил контракт с Уфой. Ты понимаешь, зачем ты нужен Уфе и какую пользу ты можешь принести?
— Есть киберспорт и у него просто нереально огромная аудитория. Это аудитория, с которой менеджменту «Уфы» можно работать. Генеральный директор клуба, Шамиль Газизов, это понимает, он вообще очень «продвинутый» и открытый для нового. Титулованные киберспортсмены — большая реклама для клуба. Моя задача — побеждать как можно чаще, прославлять родной уфимский футбольный клуб, делать его еще более узнаваемым в России и в мире. Я постараюсь принести наибольшую пользу.
— Самый часто задаваемый вопрос: ты будешь играть в турнирах именно за ФК «Уфа»?
— Если условия турнира предполагают соревнования в режиме FUT, то да. Я буду играть за «Уфу». Ясное дело там не будет игроков ФК Уфа, потому что пока в реальной «Уфе» нет суперзвезд. Но для меня очень важно, что у меня написано на груди. Если я представляю клуб своего города, это и мотивация, и ответственность. И это поддержка, это придает уверенность и силы.
— Говорят, Александр Зинченко, уехавший в «Манчестер Сити», был лучшим «фифером» среди всех игроков «Уфы». Ты успел с ним сыграть и проверить его мощь?
— К сожалению, нет. Но после игры с «Тереком», на которую Зинченко приезжал попрощаться с уфимскими болельщиками, мы договорились о серии игр по сети, так что следите за новостями, эти матчи мы будем «стримить». Недавно Александр переиграл своего партнера по команде Стерлинга, заставив его изображать собачку, и это увидел весь мир... Веселые ребята, да?
— С каким счетом ты его победишь?
— Постараюсь не обидеть (смеется).
— Как тебе новички «Уфы»?
— Мне нравится Абдулавов. Видно, что у него есть мастерство. Он играет, борется. И все это делает с огромным желанием. Это видно, когда он выкладывается на поле. Фатай хорош, в первом же матче забил! Да и вообще, все наши просто молодцы, пусть и не получается пока немного. Все наладится. Шамиль Камилович сказал, что наша цель — быть в восьмерке лучших РФПЛ. Я верю, что это получится.
— Кстати, почему нет ни одного твоего фото в форме уфимского клуба?
— Вот, как раз сейчас выдвигаюсь на «Нефтяник», получу полную экипировку. Все будет! И фото, и видео, и канал на «ютубе»! Я ведь теперь по-настоящему игрок «Уфы».
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!