Интересен был и сам автомобиль – действительно ли он так хорош, как на фотографиях? С другой стороны, «ИжАвто» ничем кардинально не отличается от других подобных производств, а машина, за исключением задка и ещё пары нюансов, – уже хорошо известный автомобиль. И всё-таки эта поездка получилась удивительной.
Часть сборочного цеха ещё отгорожена полиэтиленовой плёнкой, и туда только собираются устанавливать оборудование под сборку Renault, но в той части, где делают «Гранты», всё выглядит выверенным до мелочей – чистота, порядок, и все заняты делом (явно не на показ), несмотря на шныряющих тут и там журналистов. На церемонии открытия Бу Андерссон назвал Ижевский автозавод «лучшей производственной площадкой АВТОВАЗа», закинув огромный булыжник в огород тольяттинских специалистов. В Тольятти, впрочем, к этим словам отнеслись с понимающей улыбкой – дескать, на самом деле Тольятти и Ижевск по качеству примерно равны, но проблемы действительно есть, и подобные слова – это хорошая провокация со стороны руководства, умеющего мотивировать персонал.
Он действительно смотрится круто. Лифтбеков АВТОВАЗ ещё никогда не делал, но первый опыт удался на 100%. От седана лифтбек отличается целым рядом деталей: начиная от иного переднего бампера (к концу года такой может появиться и на седане) и более «аэродинамичных», и потому не шумящих на скорости, зеркал со встроенными указателями поворота (в «люксе»), продолжая молдингами в цвет кузова, которые теперь механически крепятся к дверным панелям, и заканчивая поднимающейся оконной линией и прекрасной покатой линией крыши, ниспадающей к двери багажника. Такая форма позволила сделать заднее стекло самоочищающимся, грязь его больше не забрызгивает, в результате чего в самой доступной версии «Стандарт» даже отказались от заднего «дворника» – по сути, теперь он нужен только для «спецопераций» вроде смахивания нападавшего за ночь снега, в случае, если вам лениво поработать щёткой. При этом сидящим сзади покатая линия крыши не мешает – пассажир с ростом в 190 см имеет 5-сантиметровый запас над головой.
В комплектациях «Стандарт» и «Норма» предлагается 87-сильный 8-клапанный мотор (с облегчённой ШПГ) в сочетании с МКПП, и, судя по отзывам, этот агрегат уже неплохо себя зарекомендовал. У нас же на тесте было два других варианта, оба с 1.6-литровыми 16-клапанниками: 98-сильный мотор, сагрегатированный с японской АКПП Jatco, и 106-сильный двигатель с МКПП. Кстати, во всех комплектациях с МКПП трансмиссия имеет тросовый привод – менее информативного тягового привода на лифтбеках уже нет, вскоре его уберут и на седане. Динамика и эластичность обоих «старших» силовых агрегатов – на очень достойном уровне: на «механике» можно ехать в небольшой подъём на 5 передаче и смело выходить на обгон грузовика-тихохода, а машина с «автоматом» субъективно разгоняется не хуже версий с МКПП, хотя реальная разница в разгоне до «сотни» составляет около секунды.
Вазовцы не позиционируют лифтбек как самостоятельную модель, справедливо считая его расширением семейства, но применили в нём всё лучшее, что есть сейчас на ВАЗе в плане конструктива. Так, на люксовые лифтбеки устанавливается модернизированная совместно с инженерами Renault-Nissan подвеска с газонаполненными амортизаторами, более жёсткими пружинами и утолщёнными стабилизаторами (24 мм вместо 22 мм спереди и 17 мм вместо 14 мм сзади). Подобную модернизацию АВТОВАЗ уже внедрял на «Калине», но в полном объёме все изменения появились именно на люксовом лифтбеке Granta, и теперь они перекочуют на другие автомобили на той же платформе – Lada Kаlina и Datsun. Интересно, что для седана Granta во всех комплектациях решено оставить прежнюю конфигурацию подвески с гидравлическими амортизаторами и мягкими пружинами – лифтбек в комплектации «Люкс» позиционируется как более молодёжный и «драйверский» автомобиль. Стали лучше и тормоза – «виной» тому улучшенный вакуумный усилитель, который также доводили до ума совместно с Renault-Nissan. Теперь ход педали меньше, а усилие нарастает более плавно – в результате информативность тормозов стала практически «иномарочная», что понравится и новичкам, и опытным водителям, любящим активную езду.
В ту же «драйверскую кассу» идёт и немаленький угол кастора в 3 градуса (в версии «Стандарт» без ЭУР он гораздо меньше, 1 градус 40 минут) и электроусилитель руля, который, похоже, удалось немного донастроить по обратной связи. Автомобиль действительно ощущается более собранным – практически исчезла продольная раскачка, уменьшились крены, машина очень неплохо стоит на скоростной прямой. Кому-то «люксовая» подвеска покажется жестковатой, но за отточенное поведение и минимум раскачки на неровностях и в поворотах можно простить дискомфорт от передающихся вибраций. И этот дискомфорт можно было бы снизить, убрав шумы – сейчас колёсные арки «транслируют» в салон шум даже самых мелких камней. На соплатформенном «Датсуне», к примеру, багажник заизолирован гораздо тщательнее, а в арках стоят не просто локеры, а накладки из мягкого материала. Не исключено, что подобное появится и на Lada, но это вопрос повышения стоимости...
Потому что неплохо проработан с инженерной точки зрения. «Драйв» в нём получен не только за счёт подвески и рулевого управления – он ещё и в жесткости кузова на кручение. Да, до показателей седана добраться не удалось, но получилось вплотную к ним приблизиться, несмотря на отсутствие поперечины в районе задних стоек. В сравнении с «Самарой», которую лифтбек заменил, кузов стал жестче в два раза. И он на 10% жестче, чем у «Калины» первого поколения. Основание кузова в лифтбеке Granta идентично «седановскому» (задний свес короче всего на 14 мм и только за счёт иного профиля бампера), но толщина стального листа в зоне «среднего пола» (от стоп заднего пассажира до спинки дивана) выросла с 1 мм до 1.2 мм; из более толстого металла и средние лонжероны (1.8 мм вместо 1.5 мм), к которым крепятся продольные рычаги задней подвески. Кроме того, появились усилители в задних арках и крыльях.
Кстати, именно усилители (и лишь отчасти – чуть меньшая, чем у седана, высота багажника) «съели» 40 литров объёма багажного отделения (у седана 480 л., у лифтбека 440 л.), но он всё равно получился внушительным, а возможности использования куда шире, ведь, подняв подушки и сложив раздельную спинку дивана, объём можно увеличить до 760 литров. Получается практически ровная грузовая площадка – правда, подголовники по-прежнему приходится снимать, и от этого минуса, вероятно, уйти уже не удастся. Но всё-таки с салоном инженеры тоже поработали, сосредоточившись на нюансах: в «люксе» у лифтбека обивка боковин и задней части кресел сделана из кожзаменителя (у седана – из менее практичной ткани), а прострочка имеет контрастный белый цвет, что смотрится свежо. Ограничители хода дверей покрыты слоем пластмассы, что исключило щелчки при открывании и сделало возможным не захлопывать дверь с усилием, а просто отпустить в момент закрывания. Весь крепёж в салоне и багажнике теперь чёрный, в цвет обивки. В задних дверях применён трехлепестковый уплотнитель стекла – теперь полуопущенное стекло не так вибрирует при захлопывании. А в комбинации приборов наконец-то появился указатель температуры двигателя – её можно вывести на экран борткомпьютера.
Дверь задка имеет очень неудобные ручки закрывания – рука с неё гарантированно соскальзывает. Коврик пола багажника не за что закрепить при манипуляциях с запаской. С трудом регулируется высота подголовников. Обновлённый, более крупный набалдашник МКПП, который задумывался как более хваткий, на ощупь менее приятен и неудобен из-за скользкой пластмассы. Поставленная в передний подбутыльник минералка в полулитровой таре всё так же «конфликтует» с рукой водителя при включении первой передачи. Двери не на всех тестовых автомобилях закрывались «сами», несмотря на покрытые пластмассой чешские ограничители. Кроме того, ни на одной машине мы не обнаружили обогрева лобового стекла – а ведь мы катались на «люксе», и в аналогичных седанах Granta обогрев есть. Конечно, большинство из этих моментов решаемы и даже сиюминутны, но вот кое-что из сложного: не дорога ли люксовая «Гранта» как таковая? Взгляните на цены лифтбека: люкс с «механикой» – 419 500 рублей, а с АКПП – уже 477 500 рублей! Будет ли спрос?
Впрочем, он точно будет на более простые версии. В производстве пока нет самого бюджетного варианта «Стандарт», как нет пока и «Люкса», но оформить заказ можно и на эти комплектации и, конечно, на уже идущую по ижевскому конвейеру «Норму». И главное, что Волжский автозавод действительно начал серьёзную работу по улучшению своей продукции, осуществляя интенсивную обратную связь с потребителями. Одна из главных задач – несмотря на «бюджетность», дать покупателю максимум вариантов на выбор. Служба маркетинга наладила передачу инженерам пожеланий потребителей – в частности, как раз по введению новых комплектаций. Сейчас идёт техническая проработка комплектаций 2015 года – после того, как будет выполнена «разводка» по жгутам проводов, на недорогих версиях могут появиться некоторые люксовые опции. На АВТОВАЗе наконец поняли, что благополучие компании напрямую зависит от его клиентов. И то, что мы увидели в Ижевске – это действительно другая Lada Granta. И ей ничего не мешает меняться к лучшему и дальше.
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!