Поддержка экономики в условиях кризиса

23 апреля 2009    Редакция RB7    816
В Совете Федерации рассмотрели закон, целью которого является обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджетной системы страны.

Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин, представляя палате Федеральный  закон «О внесении изменений в Федеральный  закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», сообщил следующее.

Проект данного закона разработан  с учетом принятых поправок в Бюджетный кодекс. В связи с этим предусматривается внесение изменений только в показатели федерального бюджета на 2009 год и признание утратившими силу положений закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части планового периода.

Целью закона является

обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости бюджетной системы страны, обеспечение социальной защищенности населения, оказание дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, поддержку финансового рынка, рынка труда и отдельных отраслей экономики в условиях кризиса.

Основываясь на представленной вместе с проектом закона  оценке  ожидаемых итогов социально-экономического развития России в этом году, Е. Бушмин отметил существенное снижение всех основных показателей прогноза, на основании которого разрабатывался закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Правительство, сказал он, уточнило прогноз на 2009 год по большинству макроэкономических показателей. Однако, поскольку трудно с точностью определить сроки завершения финансового кризиса, столь же сложно обеспечить точность прогнозирования социально-экономического развития  страны. Впервые за последние  8 лет бюджет сверстан с дефицитом. 
На изменение основных характеристик федерального бюджета на этот год повлияли такие факторы как рецессия, девальвация, рост безработицы, стагфляция.

В связи с этим одним из вносимых изменений является снижение объема валового внутреннего продукта на 21,5 процента или на 11,055 млрд рублей ниже утвержденного ранее показателя. При этом уровень инфляции прогнозируется в размере 13 процентов, что практически соответствует ее  уровню в 2008 году, хотя ранее закон основывался на прогнозе в 8,5 процента.   Доходы федерального бюджета также существенно сокращаются в своем объеме, что связано, в том числе и с низкими ценами на энергоносители. Уменьшаются объемы прибыли, подлежащей налогообложению.

Зато расходы бюджета вырастают на 1610,8 миллиардов рублей, а их снижение составит 943 млрд. Впервые как источник финансирования заявлен Резервный фонд.  Е. Бушмин рассказал  и об  изменениях в структуре федерального бюджета.

Увеличение расходов  федерального бюджета

напрямую связано, как заявил председатель Комитета СФ, с реализацией программы антикризисных мер, которую приняло Правительство РФ.  Самое существенное увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по разделу «Национальная экономика. В рамках антикризисной программы 730 млрд. рублей выделяется на оказание государственной поддержки финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики и банковской системы.

Приоритетами антикризисных мероприятий объявлены социальная защита и обеспечение занятости населения, увеличиваются также объемы межбюджетных трансфертов.

Е. Бушмин сообщил, что комитеты и комиссии Совета Федерации прислали положительные заключения на рассматриваемый закон и призвал сенаторов одобрить его.

Поддержать закон и антикризисную программу

попросил также  заместитель Председателя Правительства РФ, министр финансов Алексей Кудрин. Он назвал закон одним из главных документов, направленных на борьбу с кризисом и поддержку населения, подчеркнув, что и в измененном виде бюджет предполагает полное исполнение социальных обязательств. Отметив серьезное сокращение доходов бюджетов регионов, А. Кудрин уточнил, что их несбалансированность составит 800-830 млрд. рублей.

Вместе с тем, глава Минфина подчеркнул, что в условиях кризиса, тем не менее, практически не наблюдается снижения расходов по сравнению с 2008 годом. Немногие страны смогли позволить себе сохранить тот же объем расходов, а мы его еще и увеличиваем, отметил он. Так например, возрастают расходы на оборону, обеспечение национальной безопасности, работу правоохранительных органов, на 70 процентов больше средств выделяется на экономику, на 20 процентов – на здравоохранение и спорт, на 23 процента – на культуру, и на 11,4 процента – на образование. «Даже с уменьшением наших первоначальных планов, мы все равно обеспечиваем прирост по сравнению с 2008 годом», - заявил А. Кудрин.  Прогноз же бюджета на 2010 и 2011 годы  примерно остается на уровне 2009 года, сообщил он.

Вопросы сенаторов вице-премьеру, в основном, были вызваны тревогой за ситуацию в регионах, которые они представляют в верхней палате российского парламента. Члены Совета Федерации Г.Горбунов, И. Егоров, Е. Тарло, К. Сурков, Ю.Солонин, Н. Кондратенко и другие говорили  о необходимости поддержки агропромышленного и строительного комплексов, реформы ЖКХ, снижения процентных банковских ставок по кредитам, о необоснованных, на их взгляд, росте тарифов и цен и уровне инфляции при падающих ценах на энергоносители.

В ответ А.Кудрин призвал всех вспомнить 1998 год, когда не выплачивались пенсии и зарплаты. «Теперь же мы подошли к кризису более подготовленными. Мы даже можем позволить себе индексировать социальные обязательства, поддерживать банки, продолжать инвестиции в экономику, сохранять рабочие места. Безработица в западных странах выше, чем в России. Что касается тарифов, то мы к ним будем возвращаться, подходить к их формированию более взвешенно и аккуратно. Должен заметить, что в тарифах есть и инвестиционная составляющая – ведь энергооборудование нуждается в замене и ремонте», - сказал руководитель Минфина.

В целом, высказывая поддержку изменениям в бюджет, сенаторы говорили и о болевых точках,

назревших проблемах социально-экономического развития, предлагали свои варианты их решения. Так Александр Матвеев считает нужным перейти от плоской шкалы налогообложения к прогрессивной и вернуть в государственную собственность недра. Владимир Петров заявил о необходимости  усиления парламентского контроля за исполнением бюджета и роли деятельности Трехсторонней комиссии, а также высказал тревогу за судьбу реформирования ЖКХ в субъектах РФ. Евгений Тарло заметил, что дефицит бюджета существует сейчас  во всех странах, однако уровень инфляции там существенно ниже, а процентные ставки по кредитам, и так весьма умеренные по сравнению с отечественной практикой, стремятся к нулю. Он скептически оценил эффективность поддержки банковской системы, заметив: «Получается, чем больше кредитов набрали банки, чем хуже сработал их менеджмент, тем больше объем государственной поддержки?... На хорошего менеджера надеяться нельзя. Нужны правовые механизмы защиты от недобросовестных банкиров».

Тем не менее, учитывая важность документа и его очевидную социальную и антикризисную направленность, Совет Федерации одобрил изменения в бюджет, а также принял заявление о поддержке антикризисных мер Правительства Российской Федерации.

Источник: Пресс-служба Совета Федерации


Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru

А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!