Итак, о сокращении издержек. Первое, что Вам нужно научиться делать – отличать экономию от скупости. «В чём же разница?!» – можете спросить Вы, и я отвечу так:
Экономный сокращает издержки, отказываясь от ненужного, и покупает самый дешёвый товар из тех, что соответствуют минимальным требованиям к качеству. Скупой же, чтобы не тратить деньги, отказывается даже от необходимого, и покупает самый дешёвый товар, даже если тот недостаточно хорош. И потому платит дважды.
Прежде, чем начать сокращать расходы, Вам следует разделить их на две части.
Первая часть – «быстрорастворимые» инвестиции. Деньги, вложение которых быстро приносит Вам ещё больше денег. Например, вложения в эффективную рекламу, когда каждый рекламный рубль приносит Вам на три рубля продаж. Или агентские выплаты торговым представителям за полученные ими заказы.
Вторая часть – собственно расходы. Деньги, которые тратятся для поддержания работы фирмы, от арендной платы за офис до затрат на канцтовары, но при этом нет прямой связи между этими затратами и чистой прибылью.
Бейтесь за каждый доллар. Сократите штат, прогните поставщиков, переедьте в меньший офис на окраине, не тратьте три рубля там, где можно обойтись двумя...
Но при этом не трогайте первую часть. Многие российские менеджеры пускают эту категорию трат под нож столь же решительно, что и расходы на корпоративные праздники или комнатные растения для офиса. Я же рекомендую Вам не просто сохранить все инвестиции, приносящие быструю отдачу – я советую увеличить эти расходы, даже если Вам придётся заложить в ломбарде обручальное кольцо и пересесть с «лексуса» на «жигули». Простая арифметика – если, вложив рубль, Вы получаете три, отчего бы не вложить туда же пять, десять или двадцать рублей?
Если Вы сомневаетесь, является ли какая-то категория трат необходимой – Вы можете проверить это, временно отказавшись от этих расходов, и посмотрев, что произойдёт.
• Снова повторю, что речь ни в коем случае не идёт о расходах-инвестициях, напрямую создающих прибыль.
Очень часто оказывается, что отказ от тех или иных покупок вообще не сказывается на работе фирмы. Если же Вы увидите, что каких-то трат не избежать, можно попробовать восстановить их в неполном объёме. И тогда нередко обнаруживается, что для работы вполне достаточно тратить лишь 30%, 50% или 70% от привычного Вам объёма затрат по этой статье.
Проведите мониторинг рыночных цен по всем основным статьям расходов. Сейчас многие поставщики сбросили цены (в долларовом, а то и в рублёвом исчислении), однако они не спешат рассказывать об этом тем, кто охотно платит по более высокому старому прайс-листу. Поэтому тщательно проверьте, не платите ли Вы по 200 рублей за то, что все остальные давно покупают по 150 или даже дешевле?
• Это касается цен как у Вашего поставщика, так и у его конкурентов.
Но даже если окажется, что Вы платите именно рыночную цену – это совсем не значит, что цену нельзя сбить. Попросите у поставщика большую скидку – и затем, если он станет торговаться, поскрипите, поворчите, и согласитесь на половину от этой скидки.
Нет, я не имею в виду подарки на Новый год или на восьмое марта (хотя и от них можно избавиться). Задумывались ли Вы когда-нибудь, сколько всего получают за счёт фирмы Ваши сотрудники?
Например, если работнику нужно позвонить в другой город или даже за границу по личным делам – сделает ли он это со своего мобильного телефона, или же воспользуется офисным, чтобы Вы заплатили за этот звонок?
Не выписывают ли Ваши сотрудники за Ваш счёт интересующие их газеты и журналы? Не покупают ли книги для домашней библиотеки, говоря, что это для работы? Не летают ли первым классом там, где вполне сошёл бы и эконом? Не ездят ли Ваши сотрудники на дачу на рабочих автомобилях? Не обзавелись ли они привычкой заказывать на бизнес-ланч форель в вине или красную икру, списывая эти расходы на Ваш счёт? Не стоит ли недавно купленная супер-дорогая видеокарта на домашнем компьютере Вашего сисадмина?
Проверьте, где и как сотрудники Вашей фирмы запускают руку в Ваш карман, используя деньги из бюджета на личные нужды. Эта статья расходов может оказаться гораздо более существенной, чем Вы думаете.
С другой стороны, слишком уж увлекаться «охотой на ведьм» не стоит. Если сотрудник порой уносит с работы шариковую ручку или изредка звонит домой, чтобы проверить, как дела у ребёнка – на это проще закрыть глаза, разовую трату в полдоллара Ваш бюджет выдержит даже в кризисные времена. Однако когда счёт идёт уже на сотни, тысячи или десятки тысяч рублей – это следует пресечь, и как можно быстрее.
Российские менеджеры почему-то нередко предпочитают бороться с подобным использованием бюджета фирмы с помощью карательных мер – угроз, увольнений, штрафов и т.п. Однако гораздо проще бывает просто «отключить» возможность злоупотреблений. Например, чем бороться со звонками не по делу, куда проще заблокировать выход на межгород для телефонов тех сотрудников, которым это не нужно по работе. И так далее, и тому подобное.
Автор: Александр Левитас
Источник: ekniga.at.ua
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!