В 1894 г. в д.Кляшево (современный Чишминский р-он Башкортостана) у крестьянина-середняка появляется на свет сын – Кудаш Сайфи. Первое свое обучение продолжительностью в 3 года, он получил в г.Уфа медресе под названием «Галия». Обучение проходило с посещением уроков музыки и литературных кружков, а также написанием рукописной периодики, где Сайфи начал печатать свои ранние юморески и собственные стихотворные произведения. Более серьезным сочинением стихов он стал заниматься под влиянием писателей М. Гафури и Г. Тукая. С 1913 г. главной темой его произведений были народные страдания и протест в сторону произвола самодержавия.
Октябрьские волнения Сайфи встретил в качестве преподавателя одной из школ. В родной деревне Клюшево он становится организатором комитета взаимопомощи, а также активным участником местного драмкружка.
Самые интересные юмористические стихотворные произведения поэта попадали в журнал под названием «Кармак» (1916, г.Оренбург). Талантливые и яркие остроты затрагивали духовенство, которое было самым надежным соратником власти самодержавия. Он высмеивал религиозные обряды в частности и саму религию в целом.
В период с Февральских волнений до начала Октябрьских выступлений поэт меняет тематику своих произведений в сторону поддержки национального освободительного движения. Во втором десятилетии прошлого столетия, во времена поддержки контрреволюционных выступлений национальным парламентом Кудаш центром своих новых произведений делает политику, описывая самые злободневные события и наблюдения. Именно в этот период увидели свет «Вперед» и «Долой войны», «Предателям» и «Татарская буржуазия», «Земля» и другие легендарные произведения. Это был переломный момент, после которого автор начинает активно поддерживать идею социализма.
Именно в это время появляются его первые сборники, напечатанные на татарском языке.
С наступлением тяжелого 1921 года поэт активно пишет о голоде, развитии сельскохозяйственного производства и об организации культурной жизни сельской местности. Последнее особенно актуально в канун развития колхозного типа собственности на деревне. У Сайфи в этот период появляется множество стихотворных произведений о возникновении и становлении артелей и борьбы за высокие урожаи. Это и дало толчок появлению таких произведений как «Колхозный марш» и «Письмо».
В 1925 г., во время переезда в Уфу, Сайфи знакомится с Гафури Мажитом и Рамиевым Агитом. А 1930 год отмечен для поэта новой должностью – теперь он редактор целого журнала под названием «Октябрь» (сегодня он выходит под названием «Агидель»). Поэт становится активным членом РАПП. Однако за поддержку в молодости контрреволюционной националистической группировки под названием «Джидиган» или «Большая медведица», его исключают из рядов данной организации.
Сайфи переходит в активный творческий процесс и его принимают в ряды СП СССР. Именно в этот период активного творчества он создает огромное количество произведений, порядка 80 книг, которые позже будут переизданы на разных языках мира.
В 1964 году Сайфи получает звание «Народный поэт Башкирии», а в 1985 году ему присуждается премия им. Салавата Юлая за сборник произведений под общим названием «Стихи и поэмы».
Сайфи Кудаш творил на разных языках. Среди его произведений можно встретить произведения как на татарском, так и на башкирском языках, порой и на русском.
Его жизненный путь продлился почти век, за который он смог многое сделать, написать и пережить.
О других легендарных людях Уфы читайте по тегу Люди.
Источник фото: http://libmap.bashnl.ru/node/9
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!