Надпись на доске гласила, что в этом доме проживал и работал большевик П.И Зенцов, один из активных участников революционных событий и Гражданской войны.
Чтобы установить её с фасада здания сбили кирпичи, однако, на исходе 20 столетия доска всё же пропала. По слухам, теперь она хранится у кого-то из жильцов дома. Попробуем вкратце рассказать историю этого интересного строения.
Трудно точно сказать, когда именно был построен дом Чуфаровского, но существует мнение, что его возвели в первые годы 20 века. Его создатель, так и оставшийся неизвестным, вложил в свою работу немало профессиональных архитектурных тонкостей, включая аттики-парапеты на крыше. Причём строитель использовал не типичный для того времени красный, а светлый кирпич. Согласно сохранившимся документам этот крытый железом (следовательно – достаточно солидный) дом, расположенный на Большой Казанской улице находился в собственности Василия Андреевича Чуфаровского.
С начала 1880-ых годов Чуфаровский служил бухгалтером в Уфимском отделении Волжско-Камского коммерческого банка. Он проработал там более двух десятков лет, после чего в 1907 году стал управляющим отделением Сибирского торгового банка в Уфе. Спустя еще шесть лет В.А. Чуфаровский становится агентом страхового общества «Россия» по Уфе.
Что касается участка земли N 47 и находящегося там дома, то до лета 1915 г., согласно документам, им владела П.А. Шамова, после чего дом приобрела супруга В.А. Чуфаровского, Елена Гавриловна. В течении этого же месяца Е.Г. Чуфаровская, продолжая вкладывать семейные накопления в недвижимость, купила и находящуюся на той же улице усадьбу, принадлежавшую ранее И.Н. Шамову.
Самому В.А. Чуфаровскому в то время было около семидесяти лет, и он искал тихое и спокойное место. Кстати, двое из троих его сыновей, Леонид и Александр, пошли по отцовским стопам – вплоть до революционных событий 1917 года они работали в банковской сфере, а третий, Николай, был земским врачом.
Зимой 1919 года умер от тифа Леонид Чуфаровский. Дальнейшая судьба остальных членов семьи была во многом предрешена: одни ушли с отступающими частями Колчака, а вот оставшиеся в городе престарелые супруги были из дома выселены. Вскоре после этого В.А. Чуфаровский умер, но еще за полгода до этого, летом 1919 года, сразу после вступления в Уфу красных войск, дом N 47 обрёл своего нового хозяина – им стал председатель Уфимской ЧК П.И. Зенцов.
Пётр Иванович Зенцов был уроженцем Пермской губернии, до революции он работал на Благовещенском заводе, а после стал токарем железнодорожных мастерских. В 1909 году его, как участника Миасской «экспроприации», приговорили к пожизненным каторжным работам. После Февральской революции Зенцов был освобождён и вернулся в Уфу, где он, как один из руководителей местной милиции, участвовал в усмирении знаменитого «галошного бунта». Далее вплоть до середины 1920 года он работал в Екатеринбурге, а затем был назначен председателем Пятигорской ЧК. Вскоре после этого назначения Пётр Зенцов погиб, попав в устроенную засаду.
С этих пор в доме N 47 проживают обычные горожане, правда, его парадный вход уже давно заложен кирпичами. Однако сам факт его существования в наши дни удивителен, особенно если помнить о сносе некоторых объектов культурного архитектурного наследия.
Адрес: ул. Октябрьской революции, 47
Все статьи в одном телеграм-канале: https://t.me/rb7ru
А также лучшие новости Башкирии: https://t.me/rb7news Подписывайтесь!